ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-998/2022-7-174К от 29.09.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья –Ящихина В.В. Дело №12-998\2022-7-174К

УИД 53RS0022-01-2022-008032-89

Р Е Ш Е Н И Е

29 сентября 2022 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1) Виюк А.М.,

при секретаре Семеновой М.И.,

с участием заявителя С.И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу С.И.В. на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 18 августа 2022 года о возвращении без рассмотрения жалобы С.И.В. на постановление <...> от 09 августа 2022 года о привлечении к административной ответственности,

установил:

Постановлением <...> от 09 августа 2022 года С.И.В. привлечен к административной ответственности.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, С.И.В. обратился в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просил отменить постановление по делу об административном правонарушении.

Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 18 августа 2022 года жалоба С.И.В. возвращена ему без рассмотрения.

Полагая определение судьи районного суда незаконным, С.И.В. обратился в Новгородский областной суд (через Новгородский районный суд) с жалобой, в которой просил суд отменить определение суда и направить жалобу на рассмотрение в тот же суд. В обоснование указал, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены требования к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, а также не предусмотрена обязанность лица, подавшего жалобу, прикладывать к такой жалобе копию обжалуемого постановления. В настоящее время им повторно подана жалоба на оспариваемое им первоначально постановление по делу об административном правонарушении, которая принята судом к своему производству.

Срок обжалования определения судьи районного суда С.И.В. соблюден.

С.И.В. в судебном заседании поддержал жалобу по мотивам и основаниям, изложенным в ней.

Представитель ОГИБДД УМВД России по г. Великий Новгород в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, с ходатайством об отложении не обращался.

Согласно статьям 25.15, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, судья приходит к следующим выводам.

Порядок подачи жалоб на постановления (решения, определения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление (решение, определение) по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление (решение, определение) по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, или же непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (части 1 и 3 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства; при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Материалы дела об административном правонарушении представляются с целью выяснения судьей обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также исключающих производство по делу и направление жалобы со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности.

Отсутствие соответствующих материалов, исходя из содержания статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствует рассмотрению по существу жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении.

Таким образом, по смыслу названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, обратившееся с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, должно также представить материалы, необходимые для разрешения указанных вопросов, в частности, копию обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, или описать в тексте жалобы событие вмененного ему правонарушения.

Указанная позиция также отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 года №777-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года.

Судья районного суда, возвращая без рассмотрения жалобу С.И.В., исходил из того, что к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не приложена копия обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, при этом, из содержания жалобы не представлялось возможным определить, должностным лицом какого именно административного органа было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, а также где территориально было совершено административное правонарушение, что препятствовало решению вопроса о наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы и исключающих производство по делу.

Не согласиться с мотивами, по которым жалоба С.И.В. на постановление <...> по делу об административном правонарушении от 09 августа 2022 года возвращена заявителю, оснований не имеется.

Учитывая, что жалоба не содержала сведений о фамилиях, именах и отчествах должностных лиц, которыми были составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, наименовании административного органа, должностными лицами которого были составлены указанные выше процессуальные документы, а также о событии вменяемого в вину лицу административного правонарушения, к жалобе не была приложена копия постановления по делу об административном правонарушении, судьей районного суда обоснованно сделан вывод о наличии обстоятельств, препятствующих принятию жалобы к рассмотрению в суде и разрешению по существу в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращении ее заявителю без рассмотрения.

Довод заявителя о необоснованности возвращения жалобы в связи с отсутствием в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях требований к форме и содержанию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, признается несостоятельным, поскольку он основан на неправильном, ошибочном понимании указанных выше норм закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Содержащееся в тексте жалобы указание на номер постановления по делу об административном правонарушении и номер протокола об административном правонарушении, вопреки утверждению заявителя, не позволяли судье районного суда определить, должностным лицом какого именно административного органа было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, а также где территориально совершено административное правонарушение.

Вместе с тем, данные обстоятельства имели значение для решения вопроса о том, подлежит ли жалоба С.И.В. на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрению Новгородским районным судом Новгородской области. На момент решения вопроса о принятии жалобы к рассмотрению в распоряжении судьи Новгородского районного суда Новгородской области вышеуказанных сведений, материалов дела административного органа не имелось.

При этом, заявитель не лишен возможности реализовать право на судебную защиту, подав аналогичную жалобу, одновременно заявив мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, указав на уважительные причины его пропуска и представив соответствующие доказательства. Кроме того, как указано в жалобе, в настоящее время заявителем уже реализовано право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, жалоба на такое постановление принята к производству суда.

При таких обстоятельствах определение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба С.И.В. - без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 18 августа 2022 года о возвращении без рассмотрения жалобы С.И.В. на постановление <...> от 09 августа 2022 года о привлечении к административной ответственности, – оставить без изменения, а жалобу С.И.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда А.М. Виюк