ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-999/2022 от 03.10.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 12-999/2022

УИД 53RS0022-01-2022-008034-83

РЕШЕНИЕ

г. Великий Новгород 03 октября 2022 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: <...>),

с участием помощника прокурора Великого Новгорода ФИО1, защитников АО «НПО «Квант» ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника АО «НПО «Квант» ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям г. Санкт-Петербургу, начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 от 04 августа 2022 года , вынесенное в отношении юридического лица –

акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант», находящегося по адресу: <адрес>

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

установил:

14 декабря 2021 года заместителем прокурора г. Великого Новгорода ФИО6 в отношении акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант» (сокращенное наименование - АО «НПО «Квант», далее по тексту также Общество) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение требований части 3 статьи 31.2, части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 25 приложения 2 «Порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» к Приказу Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", выразившееся в сокрытии Обществом полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, а именно: в таблице 6.2 раздела IV декларации о воздействии на окружающую среду, представленной указанным юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора, отсутствуют сведения о трех отходах I и II классов опасности (отходы термометров ртутных (код по ФККО , I класс опасности); растворы, содержащие соли ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях (код по , I класс опасности); одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные ()) для объекта II категории с ко<адрес>-П, сведения о которых содержатся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном генеральным директором АО «НПО «Квант» 22 октября 2021 года, для указанного объекта.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО7 от 15 февраля 2022 года АО «НПО «Квант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2022 года указанное выше постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела 04 августа 2022 года состоялось вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Новгородский районный суд Новгородской области, защитник АО «НПО «Квант» ФИО2 выражает несогласие с постановлением, просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своей позиции приводит доводы о том, что на момент подачи декларации о воздействии на окружающую среду от 04 февраля 2021 года у Общества не имелось обязанности указывать в данной декларации сведениях об отходах термометров ртутных (код по , I класс опасности), растворах, содержащих соли ртути, отработанных при технических испытаниях и измерениях (код по , I класс опасности), одиночных гальванических элементах (батарейки) никель-кадмиевых неповрежденных отработанных (код по , II класс опасности), поскольку таковые отходы отсутствовали (не были накоплены) и сведения о них не содержались в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном генеральным директором АО «НПО «Квант» 21 сентября 2016 года. После утверждения 22 октября 2021 года нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Общество подготовило и направило 15 ноября 2021 года в Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с вновь утвержденным проектом, в которую были внесены сведения о вышеперечисленных отходах. Ссылаясь на то, что законом не установлены сроки повторной подачи декларации о воздействии на окружающую среду, а также порядок внесения в нее изменений, полагает, что юридическим лицом требования природоохранного законодательства нарушены не были.

Истребованные из Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 09 сентября 2022 года.

Изучив материалы дела, судья считает, что срок на обжалования указанного выше постановления защитником АО «НПО «Квант» ФИО2 соблюден.

Извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы законный представитель АО «НПО «Квант», представитель Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представлено, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, ст. 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия неявившихся лиц.

В судебном заседании защитники АО «НПО «Квант» ФИО2, ФИО3, ФИО4 поддержали жалобу по изложенным в ней обстоятельствам.

Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив все доводы жалобы, выслушав защитников АО «НПО «Квант» ФИО2, ФИО3, ФИО4, заслушав заключение помощника прокурора Великого Новгорода ФИО1, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, а привлечение Общества к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ законным и обоснованным, судья районного суда приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ (здесь и далее все цитируемее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «НПО «Квант» к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), к числу принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, отнесены, в числе прочих, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.2 названного Федерального закона декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.

В соответствии с указанной статьей Приказом Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду (Приложение 1) и порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Приложение 2), который устанавливает правила заполнения названного документа.

В частности, в пункте 25 Приложения 2 к Приказу Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 установлено, что раздел VI декларации о воздействии на окружающую среду в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом, в пункте 3 Приказа Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 указано, что в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как усматривается из материалов дела, АО «НПО «Квант» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует площадной объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, находящийся по адресу: <адрес>, который поставлен на государственный учет, внесен в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода П и отнесен к объектам II категории.

Из материалов дела также следует, что на основании решения заместителя прокурора г. Великого Новгорода от 20 октября 2021 года № 523 сотрудником прокуратуры Великого Новгорода с привлечением специалиста Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора в отношении АО «НПО «Квант» проведена проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства при обезвреживании и размещении отходов I и II опасности.

В ходе указанной проверки выявлен факт сокрытия Обществом полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, а именно в таблице 6.2 раздела IV декларации о воздействии на окружающую среду, представленной указанным юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора, отсутствуют сведения о трех отходах I и II классов опасности: отходы термометров ртутных (код по , I класс опасности); растворы, содержащие соли ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях (код по , I класс опасности); одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные (код по , II класс опасности)) для объекта II категории с кодом , в то время как сведения о данных отходах содержатся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для указанного объекта, утвержденном генеральным директором АО «НПО «Квант» 22 октября 2021 года и представленном в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора 26 октября 2021 года.

По факту выявленного в деятельности АО «НПО «Квант» нарушения требований части 3 статьи 31.2, части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, пункта 25 приложения 2 к Приказу Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 заместителем прокурора г. Великого Новгорода 14 декабря 2021 года в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 КоАП РФ, и в последующем названное юридическое лицо привлечено должностным лицом к административной ответственности по указанной норме.

Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность АО «НПО «Квант» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии АО «НПО «Квант» всех зависящих от него мер по соблюдению требований норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, в материалы дела не представлено.

Возможность для соблюдения требований закона, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность у Общества имелась, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, действия (бездействие) АО «НПО «Квант» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы защитника об отсутствии события вмененного АО «НПО «Квант» административного правонарушения своего подтверждения не нашли и подлежат отклонению как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании закона.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.

При этом под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение.

Материалами дела подтверждается, что 12 июля 2021 года Обществом в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора была подана заявка на актуализацию сведений об объекте П II категории, по результатам рассмотрения которой территориальным органом Росприроднадзора юридическому лицу выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 01 октября 2021 года . Согласно указанному свидетельству основанием актуализации сведений явилось изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды.

Документом, подтверждающим изменение характеристик технологических процессов основных производств и источников загрязнения окружающей среды, а также время, с которого произошли изменения, служит проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, который утвержден генеральным директором Общества 22 октября 2021 года.

В указанном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, в отличие от предыдущего проекта, Обществом отражены сведения о планируемом ежегодном образовании отходов I и II классов опасности, в частности, отходов термометров ртутных (код по , I класс опасности) в количестве до 0,280 т/год; растворов, содержащих соли ртути, отработанных при технических испытаниях и измерениях (код по , I класс опасности), в количестве до 1,200 т/год; одиночных гальванических элементах (батарейки) никель-кадмиевых неповрежденных отработанных (код по , II класс опасности) в количестве до 0,024 т/год.

Как выше указывалось, согласно пункту 3 Приказа Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509 в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку Обществом с момента утверждения нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (22 октября 2021 года) изменены характеристики источников загрязнения окружающей среды, то с этой даты у данного юридического лица возникла обязанность по внесению изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов на основании данных, содержащихся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (таблица 6.2 раздела IV декларации), чего фактически сделано не было.

При этом вопреки доводам жалобы, отсутствие у Общества на момент подачи декларации о воздействии на окружающую среду от 04 февраля 2021 года вышеперечисленных отходов I и II классов опасности для квалификации его действий по ст. 8.5 КоАП РФ правового значения не имеет. Определяющим в данном случае является то, что при утверждении 22 октября 2021 года нового нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сведения о массе или объеме образовываемых и размещаемых отходов в составе декларации о воздействии на окружающую среду должны были быть представлены в территориальный орган Росприроднадзора одномоментно.

В то же время обновленная декларация о воздействии на окружающую среду, подписанная генеральным директором Общества 12 ноября 2021 года, была представлена в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора только 16 ноября 2021 года.

Таким образом, вывод должностного лицо о том, что АО «НПО «Квант» допустило сокрытие полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, является верным.

В опровержение довода жалобы, указание о необходимости внесения изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду, в том числе в случае изменения характеристик источников загрязнения окружающей среды, и сроке предоставления соответствующей информации, содержится в пункте 3 Приказа Минприроды России от 11 октября 2018 года N 509.

Таким образом, доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.

Постановление о привлечении АО «НПО «Квант» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Назначенное АО «НПО «Квант» административное наказание соответствует санкции статьи 8.5 КоАП РФ, а также характеру правонарушения, иным обстоятельствам, указанным в ст. 4.1 КоАП РФ, и не является чрезмерно суровым.

По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления не имеется, следовательно, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям г. Санкт-Петербургу, начальника отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 от 04 августа 2022 года № АД-253/11/2022, вынесенное в отношении акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника АО «НПО «Квант» ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд.

Судья В.В. Ящихина