ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/17 от 07.12.2017 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-99/2017

Р Е Ш Е Н И Е

07 декабря 2017 года г. Ядрин

Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики-Чувашии Изоркина Л.М.,

при участии:

представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ОАО «Ядринмолоко» - генерального директора ФИО1, действующего на основании Устава, представителя юридического лица – ФИО2, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей заинтересованного лица – Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО3, действующей на основании доверенности за от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующего на основании доверенности за от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Открытого акционерного общества «Ядринмолоко» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ о признании ОАО «Ядринмолоко» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,

проверив законность и обоснованность вынесенного постановления,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ядринмолоко» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 60 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1, как законный представитель юридического лица ОАО «Ядринмолоко», обжаловал его в Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии и просил отменить в виду малозначительности либо снизить штраф, вынесенный в отношении юридического лица, в размере менее минимального.

Представители юридического лица ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы, изложенные в жалобе, и просили вышеуказанное постановление отменить, прекратив производство по делу в отношении ОАО «Ядринмолоко» за малозначительностью, либо снизить штраф менее минимального.

Участвующие в ходе судебного заседания представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ЧР ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения жалобы юридического лица, при этом пояснили, что ОАО «Ядринмолоко» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (котельных). При этом производственный контроль за период с 21 февраля 2016 года по 21 февраля 2017 года за охраной атмосферного воздуха Обществом не осуществлялся, хотя должен был проходить 1 раз в год согласно Плана –графика контроля за соблюдением нормативов выброса на источниках выброса с приглашением аккредитованной лаборатории. Представленные в ходе проверки исследования воздуха, Обществом были сделаны не на источниках выброса, а в рабочей зоне и на источниках в санитарно-защитной зоне и потому не могут быть приняты в качестве доказательства проведение производственного контроля.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В силу ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ст. 34 закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Согласно ст. 25 и ст. 30 названного Закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и, которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы; проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Таким образом, на юридические лица, имеющие источники вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возложена обязанность осуществлять учет выбросов врезных 9загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных ((загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как следует из материалов дела, в период с 08 сентября 2017 года по 05 октября 2017 года на основании приказа Управления Росприроднадзора по ЧР от 04.09.2017 года за №572-П проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Ядринмолоко».

ФИО1 является генеральным директором ОАО «Ядринмолоко» с ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, вправе представлять законные интересы юридического лица.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за ОАО «Ядринмолоко» эксплуатируются здания и сооружения, являющиеся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенные по адресу: <адрес>. Основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются: трубы от котельной, работающие на природном газе, выдув из пресс форм, стиральная машина, хранение азотной кислоты, автостоянка открытая и др. От 33 (в том числе 10 неорганизованных) источников загрязнения атмосферы выбрасываются 27 наименований загрязняющих веществ в количестве 9,85676 г/с и 92,40372 т/год, из которых нормированию подлежат 23 наименования загрязняющих веществ в количестве 9,85615 г/с и 92,39583 т/год. Согласно отчету по форме №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2016 год выброшено в атмосферный воздух загрязняющих веществ в количестве 91,889 тонн. По актам поданного и принятого газа ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» за 2016 г. стационарными источниками потреблено всего 1331066 м3 природного газа. От сжигания природного газа выбрасываются в атмосферный воздух следующие загрязняющие вещества: оксид азота, оксида углерода. За текущий период 2017 г. всего потреблено 876046 м3 природного газа. Согласно плану-графику контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов ОАО «Ядринмолоко» предусмотрено проведение лабораторных исследований не реже 1 раза в год с привлечением аккредитованной лаборатории на следующих стационарных источниках выбросов: котельная (источник 0004) – определение содержания в промышленных выбросах диоксида оксида, оксида азота, углерода оксид; котельная (источник 0005) – определение содержания в промышленных выбросах диоксида оксида, оксида азота, углерода оксид; хранение азотной кислоты (источник 0013) – определение содержания в промышленных выбросах кислота азотная; выдув из пресс формы (источник 0019) – определение содержания в промышленных выбросах кислоты уксусной. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами утверждены приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ. Период действия нормативов – с 21 февраля 2014 г. по 31 декабря 2018 г. Документы, подтверждающие проведение производственного экологического контроля за период с 21 февраля 2016 г. по 20 февраля 2017 г., у Общества отсутствуют.

Указанные обстоятельства также подтверждаются:

- приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки;

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

-постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ о назначении наказания в отношении ОАО «Ядринмолоко»;

- Планом-графиком контроля за соблюдения нормативов выбросов на источниках выбросов, утвержденного в ОАО «Ядринмолоко» (промплощадка п.п.19,20,21,28).

Как следует из материалов дела ОАО «Ядринмолоко» проводило лабораторное исследование количественного химического анализа атмосферного воздуха в рабочей зоне, а не на самих источниках промышленных выбросов, что подтверждается протоколами лабораторных исследовании от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, у ОАО «Ядринмолоко» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а выводы должностного лица о виновности ОАО «Ядринмолоко» в совершении данного административного правонарушения в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, которые смогли бы повлиять на отмену вынесенного по делу решения, судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного деяния оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Тем не менее, вынесенное постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

Действия юридического лица были квалифицированы должностным лицом по ст. 8.1 КоАП РФ без учета конкретизации виновных действий юридического лица, содержащихся в диспозиции указанной статьи.

Судом установлено, что ОАО «Ядринмолоко» совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий и сооружений.

В связи с этим, суд считает необходимым изменить, принятое в отношении ОАО «Ядринмолоко» постановление, исключив из обвинения данного юридического лица признаки – несоблюдение им экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, как вмененные данному юридическому лицу необоснованно.

Учитывая, что объем обвинения в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, уменьшен, а также то, что ранее юридическое лицо ОАО «Ядринмолоко» не привлекалось к административной ответственности, суд считает необходимым снизить размер штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией данной статьи, то есть до 20 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6. - 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Открытого акционерного общества «Ядринмолоко» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.

Считать привлеченным к административной ответственности по постановлению государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Ядринмолоко» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий и сооружений, снизив размер административного штрафа, подлежащего взысканию с данного юридического лица, до 20 000 рублей, а жалобу представителя юридического лица – ОАО «Ядринмолоко – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: Изоркина Л.М.

Копия верна:

Судья Л.М. Изоркина