ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/20 от 04.03.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-99/2020

РЕШЕНИЕ

«04» марта 2020 года г. Челябинск

Судья Советского районного суда г. Челябинска Хабина И.С.

при секретаре Самохиной Е.А.,

с участием представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу должностного лица директора ООО «Евразия» ФИО2 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное исполняющим обязанности Министра строительства, инфраструктуры Челябинской области ФИО3 в отношении должностного лица ООО «Евразия» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

В период с ДД.ММ.ГГГГ г. должностными лицами Управления регионального государственного строительного надзора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Евразия» на предмет: соответствия выполнения завершенных этапов устройства систем ОВ, ВК, огнезащиты конструкций, монтажа лифта, отделочных работ, фасада, благоустройства территории, установки малых форм, устройства электрощитовой, проверка выполнения норм пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, обеспечение доступа маломобильных групп населения, а также применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч.2,3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Проверка выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ г.

В момент визуального осмотра ДД.ММ.ГГГГ г. работы на объекте не производились.

При проведении проверки визуально осмотрены: устройства огнезащиты конструкция, монтажа лифта, фасада, устройства электрощитовой, проверка выполнения норм пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности обеспечение доступа маломобильных групп населения.

В результате проверки выявлены следующие нарушения:

1.Во дворе отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менен15Х15 метров - нарушение листов 13,14 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ.;

2. Ширина эвакуационного выхода из незадымляемой лестничной клетки типа Н2 наружу в осях 2-4/В-Г менее 1,2 м – нарушение листа 33 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ и п. 4.4.3 СП 1.13130.2009.;

3. Отсутствуют клапаны КПУ-2Н с реверсивным электромеханическим приводом фирма «Веза» на каждом этаже в нижней части стены (на 2-16 этажах), разделяющий коридор и лифтовой холл – нарушение листа 45 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ.;

4. Дверь незадымляемой лестничной клетки типа Н2, ведущей на технический этаж выполнена не противопожарной – нарушение пункта 5.4.16»СП1.13130.2012.Свод правил Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;

5. Место сопряжения глухой противопожарной перегородкой 1-го типа отделяющей выход из лестничной клетки типа Н2 и маршем этой лестничной клетки не обеспечивает предел огнестойкости в осях2-4/В-Г – нарушение ч.6 ст.88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.;

6. В пределах марша лестничной клетки типа Н1 в осях 9/1-10Б-Г есть ступени с разной высотой (13 см и 17 см) – нарушение п.п.2 ч.1 ст.30 ФЗ№ 123 от 22.07.2008 г.;

7. На дверях всех эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и всех лестничных клеток установлены запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа – нарушение листа 30 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ.;

8. В коридорах со 2-го по 15 этажи в осях 9/Б-Г размещается оборудование(приборы отопления)выступающие их плоскости стен на высоте менее2 м - нарушение листа 30 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ.;

9. В лестничной клетке типа Н1 в осях 9/1-10Б-Г размещается оборудование (приборы отопления) выступающие их плоскости стен на высоте менее2,2 м от поверхности проступей лестниц (фактически 1,91 м.)- нарушение листа 33 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ.;

10. Между поручнями ограждений лестничных маршей незадымляемой лестничной клетки типа Н2 в осях 2-4/В-Г зазор шириной менее 75 мм (фактически 25 мм) нарушение листа 36 проекта шифр 11/2016-ПБ.ТЧ и п.7.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

11. Двери, ведущий в лестничную клетку типа Н1 в осях 9/1-10/Б-Г не имеют армированного остекления - нарушение п. 4.2.7 2СП1.13130.2009. Свод правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

12. при проверке соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства, не обнаружены выявленное в результате проведенной проверки нарушения. В разделе 4 общего журнала работ «Сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» отсутствуют записи о выявленных в результате проведенной проверки нарушениях. Таким образом, строительный контроль застройщиком (техническим заказчиком) осуществляется не в полном объеме в нарушение требований п. 6, 9, 12 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Правительства от 21.06.2010 г. № 468, п. 8.4 РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 г., согласно которому строительный контроль, осуществляемый техническим заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в том числе проверку соблюдения последовательности и состава технологических операций, а сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ г. составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ в отношении должностного лица-директора ООО «Евразия» ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Массив» Администрацией г. Челябинска выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства: многоэтажное административное здание со встроенным кафетерием, магазином, пристроенной автостоянкой и отдельно стоящей трансформаторной подстанцией», расположенного по адресу: г<адрес>.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. заместителя Главы города по вопросам градостроительства ФИО4 внесены изменения в разрешение на строительство № г. от ДД.ММ.ГГГГ г. в части наименования объекта капитального строительства, изложить в следующей редакции: «Многоэтажное административное здание со встроенным кафетерием, магазином, пристроенной автостоянкой и отдельно стоящей трансформаторной подстанцией (1 этап многоэтажное офисное здание и отдельно стоящая трансформаторная подстанция)» и в части наименования застройщика изложить в следующей редакции: ООО «Евразия».Таким образом, застройщиком объекта капитального строительства является ООО «Евразия».

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка осуществляется строительный контроль (ч. 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п.6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010г. №468 (далее-Положение), строительный контроль, осуществляемый застройщиком (техническим заказчиком), включает проведение контрольных мероприятий, одним из которых, является проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов.

Как установлено в ходе проверки, при строительстве объекта капитального строительства «Многоэтажное административное здание со встроенным кафетерием, магазином, пристроенной автостоянкой и отдельно стоящей трансформаторной подстанцией (1 этап многоэтажное офисное здание и отдельно стоящая трансформаторная подстанция» по адресу: <адрес> со стороны ООО «Евразия» нарушены требования:

- п.8,10 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 г. №129;

- пунктов 5.2.3, 5.2.7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53780-2010;

- пункта 4.4.9 СП 1.13130.2009;

- пунктов 4.4.9. СП 1.13130.2009;

- п.8,1,8.6,8.8 СП 4.13130.2013;

- листа 9 раздела 4.5. п. 5 положительного заключения негосударственной экспертизы №74-2-1-2-0087-16; Шифр: 11/2016-ПБ листы 26, 29, 44, изм.1, лист ОВ-2б (нов.);

- пункта 5.4.2 СП 2.13130.2012, п.2 ст. 58, п. 2 ст. 87, ч.4 ст. 137 Федерального закона от 22.07.2008 №128-ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- пункта 7.11.12 СП 60.13330.2012;

- пункта 4.3.4, 4.4.3, 4.4.9 СП 1.13130.2009;

- пункта 4.23 СП 40-107-2003;

- пункта 8.2.8 СП 30.13330.2012;

- пунктов 6.17, 6.18 СП 7.13130.2013;

- пункта 7.6 СП 4.13130.2013;

- пункта 8.1.6.СП 1.13130.2009;

- пункта 1.2 СП 4.13130.2013;

- таблицы А1 СП 5.13130.2009;

- пунктов 1.7.82,.2.1.16, 2.1.21, 2.1.58, 2.3.23 Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

Указанные выше нарушения не отражены лицом, уполномоченным на осуществление строительного контроля со стороны застройщика (технического заказчика) – ООО «Евразия» в разделе 4 общего журнала работ. Тем самым, строительный контроль со стороны застройщика – ООО «Евразия» осуществляется не в полном объеме, что является нарушением требований п. 6, 9, 13 Положения и п. 8.4 РД-11-05-2007г.

Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований, специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным регламентом обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4. КоАП РФ.

В соответствии с п.9.1. ст. 9 Устава ООО «Евразия» (далее-Общество), руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - директором Общества, который избирается общим собранием участников общества сроком на 2 года. В соответствии с решением учредителя №2 ООО «Евразия» обязанности директора Общества возложены на ФИО2

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ г. № , вынесенное исполняющим обязанности Министра строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО3 директор ООО «Евразия» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 9.4 Кодекса РФ об административном правонарушении с назначением административного наказания в виде предупреждения

Не согласная с указанным постановлением, ФИО2 в жалобе, указывает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ г. является незаконным. Полагает вину ее недоказанной.

Не согласилась с замечаниями, указанными в оспариваемом постановлении, а именно, все нарушения, зафиксированные в акте №45/1, в нарушение требований ч.6 ст. 52 ГрК РФ, основаны на нормативах, которые были приняты после согласования и прохождения экспертизы проектной документации на объект: начало 2009г. Нарушения, если и возникли, то еще при деятельности ООО «Массив», так шахты лифта были полностью построены к моменту передачи прав по застройке. В здании ведутся отделочные работы, и установить решетки, а также их снять невозможно. Градостроительный план земельного участка № RU743640 утвержден Администрацией г. Челябинска 17.04.2009 г. и выдано разрешение строительство №000418-4-16-2009 от 02.06.2009 г. Ссылка на сообщение вестибюля и лестничной клеткой необоснованна, так как невозможно перестроить уже существующий вестибюль и лестничную клетку без нарушения целостности готового объект. Таким образом, требование не исполнимо. Не указано, на каком этаже и в какой части здания усматривается несоответствие проекту. Никаких нарушений Министерством строительства, согласно заключению о соответствии построенного объекта капитального строительства №507 21.12.2012г. установлено не было.

Представитель директор ООО «Евразия» ФИО2 в судебное заседание не явилась. Извещена надлежаще.Представитель Управления регионального государственного строительного надзора ФИО1, действующая по доверенности, возражала против жалобы, пояснила, что ООО «Массив» объект достроен не был, решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Массив» было признано банкротом. ДД.ММ.ГГГГ г. по результатам открытых торгов по договору купли-продажи права обязанности застройщика на недостроенный объект были переданы ООО «Евразия». ДД.ММ.ГГГГ г. В заключении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ г. указаны ссылки на нормативные документы, содержащие более высокие требования, в том числе, к пожарной безопасности, чем до ДД.ММ.ГГГГ г. Как следствие, проектная документация с разделами, прошедшими корректировку в ДД.ММ.ГГГГ., содержала в себе более высокие требования пожарной безопасности. Все проверки сотрудников УРГСН Министерства в части соответствия проектной документации после ДД.ММ.ГГГГ г. проводились с учетом корректировок, внесенных в проектную документацию и получивших заключение экспертизы. Застройщику предоставляется право выбора прохождения либо государственной экспертизы, либо негосударственной экспертизы.

Выслушав мнение представителя Управления регионального государственного строительного надзора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд не находит оснований для отмены, изменения обжалуемого постановления.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор, в том числе осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией.

Предметом государственного строительного надзора, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

На основании решения Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу № общество «Массив» было признано несостоятельным (банкротом), и отношении него возбуждена процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство.

На основании определения Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу состоялись торги, и в соответствии с их результатом между ООО «Массив» в лице КУ ФИО5 и ООО «Евразия» был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. прав обязанностей ООО «Массив» в качестве застройщика по строительству многоэтажного административного здания со встроенным кафетерием, магазином, пристроенной автостоянкой отдельно стоящей трансформаторной подстанцией по адресу: <адрес> (адрес строительный). В этом договоре в п. 1.3. указано, что строительство объекта осуществляется по проекту шифр 1144 (Институт «Челябинский Промстройпроект»).

Доводы ФИО2 о том, что допущенные недостатки при строительстве возникли при предыдущем застройщике ООО «Массив», за которые ООО «Евразия» не несет ответственности, суд находит необоснованными, поскольку в связи с переходом на ООО «Евразия» обязанности по строительству объекта незавершенного строительства, последнее знало о техническом состоянии объекта капитального строительства, а также о состоянии готовности объекта и, оформив право собственности, несет бремя содержания, обязанность по выполнению строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, и несет ответственность за нарушение строительных норм и правил в процессе строительства.

Решением учредителя ООО «Евразия» от ДД.ММ.ГГГГ г. обязанности директора повторно возложены на ФИО2 сроком на два года, и с момента возложения обязанностей она как руководитель юридического лица несет ответственность за соблюдение юридическим лицом требований закона.

Принимая во внимание вышеуказанные нарушения, обнаруженные в ходе проверки Министерством строительства и инфраструктуры, суд полагает вину ФИО2 как должностного лица - директора ООО «Евразия» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, доказанной.

Вина директора ООО «Евразия» ФИО2 подтверждается материалами дела: решением учредителя ООО «Евразия» от ДД.ММ.ГГГГ г.; бухгалтерской (финансовой) отчетностью; разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ г.; распоряжением о внесении изменений в разрешение на строительство; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ г. о проведении проверки; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ г. о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ г. с приложенными фотографиями, выкопировкой из общего журнала работ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г.; общим журналом работ; извещением о сроках завершения работ; уставом ООО «Евразия».

Оснований для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ и для снижения наказания не имеется; сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы директора ООО «Евразия» ФИО2 отказать.

Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное исполняющим обязанности Министра строительства, инфраструктуры Челябинской области ФИО3 в отношении должностного лица ООО «Евразия» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья И.С. Хабина