ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2017 от 15.08.2017 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххх

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 августа 2017 года п.г.т. Холм-Жирковский

Федеральный судья Сафоновского районного суда <адрес>, расположенного по адресу: 215650, <адрес>, п.г.т. Холм-Жирковский, <адрес>, Баринов В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Холм-Жирковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» Исаенкова В. Б. на постановление начальника территориального отдела (инспекции) по <адрес>ЦМТУ Р. К. С.В., которым Исаенков В.Б. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по <адрес>ЦМТУ Р. К. С.В. от дд.мм.гггг начальник Холм-Жирковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» Исаенков В. Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Исаенков В.Б. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, сославшись на то, что отбор проб электрической энергии был проведен без учета маркированных данных, выявленные нарушения не являются критическими, в нем отсутствуют данные о виновности Исаенкова В.Б. как должностного лица и он не является субъектом данного правонарушения, проверка проведена без надлежащего уведомления ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго».

Лицо, привлеченное к административной ответственности и должностное лицо, вынесшее постановление, будучи надлежащим образом уведомленными о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не уведомили и об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.

Судьей определено о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в их отсутствие.

Ознакомившись с жалобой, заслушав представителя Исаенкова В.Б.Чупахина А.Г., опросив эксперта Шилкина Г.М., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг территориальным отделом (инспекцией) по <адрес>ЦМТУ Р. в соответствии с приказом руководителя ЦМТУ Г. К. М. Г. от дд.мм.гггг№ ххх на основании обращения с жалобой на ненадлежащее качество электроснабжения, принадлежащих заявителю жилого дома, расположенного по адресу: д. Каменец, <адрес>а <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «МРСК центра» - в лице филиала «Смоленскэнерго».

В ходе проверки установлено, что Исаенков В. Б. в период с 13 час. 50 мин. дд.мм.гггг по 14 час. 00 мин. дд.мм.гггг совершил правонарушение, выразившееся в том, что он нарушил подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции (электрической энергии), установленные п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» а именно:

начальник Холм-Жирковского РЭС Исаенков В. Б., как должностное лицо филиала «Смоленскэнерго» ПАО «МРСК Центра», действующее на основании приказа филиала ОАО «МРСК Центра»-«Смоленскэнерго» № ххх-к от 15.05.1987г., в период с 13-50 06.02.2017г. по 14-00 13.02.2017г. по адресу: д. Каменец, <адрес>а <адрес> осуществлял передачу электрической энергии потребителям (жителям <адрес>, д. Каменец <адрес>а <адрес>) с нарушением обязательных требований п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», что подтверждается протоколом испытаний качества электрической энергии № ххх/КЭ-2017 от дд.мм.гггг, выданным Испытательной лабораторией Коломенского филиала ФБУ «ЦСМ <адрес>», согласно которым электрическая энергия в пункте контроля обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 раздел 4: п. 4.2.1 отклонению частоты - соответствует; п.4.2.2. медленным изменениям напряжения: -отрицательное отклонение напряжения - соответствует; -положительное отклонение напряжения - не соответствует.

Фаза С превышение положительного отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии (пункте контроля), составило 12,78% (28,12В) от номинального фазного напряжения 220В в течение 7,24 % времени интервала в одну неделю. Требования ГОСТ 32144- 2013 п. 4.2.2 допустимые значения, положительного отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии, не должны превышать 10% (22,0 В) номинального напряжения (220 В) в течение 100% времени интервала в одну неделю.

Фаза В и фаза А положительное отклонение напряжения в точке передачи электрической энергии (пункте контроля) соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 п. 4.2.2.

Постановлением должностного лица начальник Холм-Жирковского РЭС Исаенков В.Б. привлечен как должностное лицо к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока. Постановление по делу вынесено в присутствии Исаенкова В.Б.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 КоАП РФ определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Субъектом такого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец, на котором лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Следовательно, Исаенков В.Б., являясь начальником Холм-Жирковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» относится к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Не нашли своего подтверждения и доводы о нарушении при проведении проверки требований, предусмотренных Федеральным законом от дд.мм.гггг N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Поскольку внеплановая проверка в отношении общества проведена на основании абзаца "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона (в редакции на момент осуществления проверки) на основании приказа уполномоченного должностного лица по обращению физического лица о ненадлежащем качестве поставляемой электрической энергии. Проведение проверки согласовано с прокуратурой <адрес> и предварительное уведомление о её проведении в данном случае не требовалось.

Федеральный закон от дд.мм.гггг № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии со ст. 2 Закона об электроэнергетике, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

На основании ст. 3 Закона об электроэнергетике, к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.

Положениями ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 30 Основных положений в рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им(ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (представлен суду апелляционной инстанции).

Если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от дд.мм.гггг № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.

Как следует из протокола испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013, испытания проводились в соответствии с ГОСТ 308дд.мм.гггг-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии", ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения"

При этом из вводной части ГОСТ32144-2013 следует, что настоящий стандарт предназначен для применения при установлении и нормировании показателей КЭ, связанных с характеристиками напряжения электропитания, относящимися к частоте, значениям и форме напряжения, а также к симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения.

ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц с целью определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ. Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ) применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора

ГОСТ 308дд.мм.гггг-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии" устанавливает методы измерений показателей качества электрической энергии (КЭ) в электрических сетях систем электроснабжения переменного тока частотой 50/60 Гц и порядок оценки результатов измерений.

При проведении исследования качества электрической энергии, как это следует из протокола испытаний, были измерены, в том числе и изменения фазного напряжения (положительные и отрицательные). Отдельным приложением к протоколу зафиксированы маркированные данные посуточно.

Оспаривая законность вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, заявитель указал на неверное применение маркированных данных при оценке результатов исследовании качества электрической энергии.

Так, в соответствии с разделом 4.7 ГОСТ 308дд.мм.гггг-2013 "Концепция маркирования" во время провала напряжения, перенапряжения или прерывания напряжения алгоритм, применяемый при измерении других показателей КЭ (здесь и далее - качество электрической энергии) (например частоты), может привести к недостоверному результату. Маркирование результатов измерений позволяет избежать учета единственного события более чем один раз для различных показателей (например учета единственного провала напряжения, как одновременного провала напряжения и отклонения частоты) и показать, что объединенное значение может быть недостоверным. Маркирование должно включать сведения о дате и времени. Маркирование свидетельствует о наличии определенных проблем при выполнении измерений. Если в стандартах, устанавливающих нормы КЭ, не изложены правила оценки маркированных данных, порядок их применения устанавливает пользователь СИ, заявитель испытаний или испытательная лаборатория.

В соответствии с п. дд.мм.гггг ГОСТ 32144-2013 маркированные данные: Термин, применяемый для обозначения результатов измерений показателей КЭ и результатов их усреднения на временных интервалах, в пределах которых имели место прерывания, провалы напряжения или перенапряжения. В Примечании к данному пункту указано на то, что при оценке соответствия электрической энергии нормам КЭ, установленным в настоящем стандарте, маркированные данные не учитывают; в ряде случаев сведения о маркировании результатов измерений показателей КЭ могут учитываться при анализе качества электрической энергии (см. ГОСТ 308дд.мм.гггг).

Вместе с тем, в п. 5.2.дд.мм.гггг3-2014, определяющего методику проведения исследования качества электрической энергии указано на то, что число маркированных данных, не учитываемых при оценке соответствия ПКЭ установленным нормам, не должно превышать 5% общего числа усредненных на 10-ти минутных интервалах значений ПКЭ (показателей качества электрической энергии) в каждые сутки из общего периода времени непрерывных измерений. В соответствии с п. 5.9.4 после окончания испытаний при просмотре архива (журнала событий) проверяют выполнение требования 5.2.5 по числу маркированных данных и в случае невыполнения этого требования испытания повторяют.

При этом, как это следует из таблицы № ххх к Протоколу испытаний, число маркированных данных значительно превышает допустимые 5% (от 26 % до 45%) по всем фазам.

При таких обстоятельствах из положений п. дд.мм.гггг ГОСТ 32144-2013 во взаимосвязи с положениями п. 5.2.дд.мм.гггг3-2014 и раздела 4.7 ГОСТ 308дд.мм.гггг-2013 следует, что маркированные данные влияют на результаты исследования, а повторных испытаний не проводилось.

Ссылки должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и эксперта на п. дд.мм.гггг ГОСТ 32144-2013 о том, что при оценке соответствия электрической энергии нормам КЭ, установленным в настоящем стандарте, маркированные данные не учитывают не принимается во внимание, поскольку при проведении испытаний применялась методика, установленная Стандартом 33073-2014, результаты маркированных данных отражены в таблице, в которой наряду с результатами испытаний содержится графа о предельном размере маркированных данных 5%, что свидетельствует о том, что значение маркированных данных влияет на достоверность проведенных испытаний.

С учетом количества маркированных данных, судья приходит к выводу об отсутствии доказательств, с достоверностью свидетельствующих о превышении положительного отклонения напряжения, а, следовательно, о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № ххх к Правилам N 354, согласно пункту 10 которого напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.

Из содержания акта проверки от дд.мм.гггг№ ххх следует, что административным органом проводился контроль качества электроэнергии в системе электроснабжения потребителя - физического лица, поставляемой в <адрес> д. Каменец <адрес>.

В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Нарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), а именно, превышение положительного отклонения напряжения от номинального фазного напряжения, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Из экспертного заключения следует, что проверялись такие показатели качества электрической энергии как напряжение, которое относится к режиму обеспечения населения коммунальными услугами и указаны в пункте 10 приложения № ххх к Правилам № ххх.

Поскольку выявленные по настоящему делу административным органом нарушения требований ГОСТ 32144-2013 указывают на наличие правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ, оспариваемое постановление также подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника территориального отдела (инспекции) по <адрес>ЦМТУ Р. К. С.В. от дд.мм.гггг, которым Исаенков В.Б. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исаенкова В.Б. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении,

решил:

жалобу Исаенкова В. Б. удовлетворить.

Постановление начальника территориального отдела (инспекции) по <адрес>ЦМТУ Р. К. С.В. от дд.мм.гггг, которым должностное лицо - начальник Холм-Жирковского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» Исаенков В. Б. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья: подпись В.П. Баринов