ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2018 от 23.04.2018 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Тарко-Сале 23 апреля 2018 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сидельник Н.А., рассмотрев жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» ФИО1 на постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» (далее ООО Фирма «Макс» либо-Общество), юридический адрес: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлениями ООО Фирма «Макс» было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, а именно:

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 604,9 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами , площадью 1242,32 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 13834,6 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 25,22 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 1488,17 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами , площадью 21181,22 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 1958,35 кв.м.

-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО Фирма «Макс» было признано виновным за загрязнение нефтепродуктами земельного участка расположенного на производственной базе ООО Фирма «Макс» на <адрес> в <адрес>, в месте с координатами ", площадью 984,96 кв.м., и по каждому постановлению подвергнуто административному штрафу в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлениями представитель Общества ФИО1 обратился с жалобами, в которых просит признать незаконными вышеуказанные постановления. В обосновании своих жалоб указал, что все постановления о назначении административного наказания были составлены по результатам одной внеплановой выездной проверки проводимой Управлением Росприроднадзора по ЯНАО, при осмотре одного объекта (производственной базы ООО Фирма «Макс» расположенной на <адрес> в <адрес>). При этом заявитель указывает на то, что у Общества не имелось самостоятельного умысла на нарушение каждого из вменяемых нарушений в отдельности. Не оспаривая виновность юридического лица, просит применить правила ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

Представитель юридического лица, извещенный своевременно о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайство об отложении судебного заседания, не заявил.

Представитель надзорного органа, своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.

Оценив доводы жалобы, исследовав и оценив в совокупности материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, на юридических лиц в виде штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Статьей 1 указанного Федерального закона определены компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

-обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из представленных материалов дел следует, что в рамках внеплановой выездной проверки, проводимой Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении ООО Фирма «Макс» при осмотре производственной базы ООО Фирма «Макс» и прилегающей к ней территории на <адрес> в <адрес>, в ходе которого составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены загрязнённые нефтепродуктами земельные участки.

В целях установления компонентного состава загрязняющего вещества и определения степени негативного воздействия на почву, представителем филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО отобраны пробы почвы в месте загрязнения, а также фоновые пробы почвы на земельном участке, не испытывающим негативного воздействия от данного вида нарушения.

Согласно результатам проведенного количественного химического анализа проб почвы, по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в почве.

Кроме того, судом изучено Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объектами исследования явились результаты натурных измерений загрязненных участков и протоколы КХА проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ. Экспертом определено загрязнение спорных земельных участков нефтепродуктами.

Следовательно, нарушение требований п. 1 ст. 4, ст. 3, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39, ч. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, безусловно, установлено.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. В качестве обязательного элемента объективной стороны данного правонарушения выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов можно выделить; нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

Таким образом, виновность юридического лица ООО Фирма «Макс» в совершении правонарушений подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами об административном правонарушении, экспертным заключением заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами КХА проб почв от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами.

Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, суд находит ошибочной позицию надзорного органа квалифицировать отдельно каждое из указанных нарушений как отдельное правонарушение.

Судом установлено, что правонарушения юридическим лицом совершены одним и тем же лицом в результате одного действия, выявлены по результатам одной проверки, отнесены к главе 8 КоАП РФ, имеют один объект посягательства и рассмотрение дел подведомственно одному и тому же должностному лицу.

Согласно разъяснений, изложенных в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

В соответствии с ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Следовательно, рассмотренные в отношении ООО Фирма «Макс» дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, подлежат объединению в одно производство.

Суд не нашел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Наказание назначено должностным лицом с учетом обстоятельств смягчающих ответственность нарушителя.

Обстоятельств, исключающих административное производство, не имеется.

Обжалованные постановления вынесены без нарушения сроков давности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» ФИО1 на постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» - удовлетворить частично.

Дела об административных правонарушениях, по которым старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО2 вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» - объединить в одно производство.

Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «Макс», - изменить.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью Фирма «Макс» по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Сидельник