ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2021 от 11.10.2021 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 12-99/2021

УИД 48RS0002-01-2021-003431-26

РЕШЕНИЕ

Судья Октябрьского районного суда г. Липецка Лагута К.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО2 от (дата), вынесенные в отношении инженера-эколога МУП «Липецкая станция аэрации» ФИО1 по делам об административном правонарушении, предусмотренных статьями 8.1 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО2 от 28 июня 2021 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО2 от 28 июня 2021 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Октябрьский районный суд г. Липецка, ФИО1 выражает несогласие с постановлениями, считая их незаконными, поскольку разработка проекта ПДВ производилась в тот момент когда еще не было утверждено ни одной методики и предприятие было вынуждено их применять в независимости от их включения в перечень. На основании разработанного проекта ПДВ было выдано разрешение, на основании которого и строилась вся работа, а именно составлялся план график контроля, программа ПЭК, подготавливалась отчетность и начислялась плата. Кроме того, 28 июня 2021 года 9 методик, которые использовались МУП «ЛиСА» включены в перечень методик, подлежащих применению.

ФИО1 в судебном заседании жалобы поддержала, указывая на отсутствие её вины в совершении административного правонарушения.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что при проведении плановой проверки установлено использование методик не включенных в перечь методик, подлежащих применению, при инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В виду указанного нарушения вся последующая документация, составленная на основании данной инвентаризации является недостоверной и нарушает требования природоохранного законодательства. При отсутствии возможности использования методики расчета МУП «ЛиСА» должно было руководствоваться п.28 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".

Выслушав ФИО1, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дел об административных правонарушениях, изучив доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды").

Частью 1 статья 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Статьей 22 этого же Федерального закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (ч.1).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (ч.3).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352 (далее - Порядок проведения инвентаризации).

В пункте 10 данного Порядка проведения инвентаризации указано, что перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.

Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422.

В соответствии с пунктом 15 указанных Правил утверждения методик применение Методики расчета допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов.

Перечень методик размещен на сайте Минприроды России https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/perechen_metodik_rascheta_vybrosov_vrednyh_zagryaznyayushchikh_veshchestv_v_atmosfernyy_vozdukh_sta/ и является открытым и общедоступным.

На момент проведения проверки в указанном перечне имелось 21 методика расчета выбросов.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" утверждено, что до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Указанное положение не применяется при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в городах, указанных в абзаце пятом подпункта "б" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

В абзаце пятом подпункта "б" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" указан город Липецк.

Из материалов дела следует, что МУП «Липецкая станция аэрации» зарегистрировано в качестве юридического лица (дата) и поставлено на налоговый учет. Юридический адрес: <адрес> Данное общество является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду. Код объекта: .

25 апреля 2019 года МУП «Липецкая станция аэрации» выдано разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со сроком действия с 25 апреля 2019 года по 15 февраля 2025 год. Данным решением установлены нормативы выбросов вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, условия действия разрешения выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух.

На предприятии в 2017 году разработан проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для двух производственных площадок. При разработке проекта произведена инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

25 апреля 2019 года Росприроднадзором по Липецкой области выдано разрешение № на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

На основании приказа руководителя Цетрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 апреля 2021 года и приказа от 27 апреля 2021 года в отношении МУП «Липецкая станция аэрации» в период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года была проведена плановая выездная проверка с целью охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны водных объектов, геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

В ходе проведения плановой выездной проверки выявлено, что перечень методик, отраженный в разделе списка используемой литературы, на основании которой производилась инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников МУП «Липецкая станция аэрации» (раздел «Список используемой литературы» проекта ПДВ, приложение № 3 «Бланки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 1 декабря 2017 г.»), а также произведен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включает методические материалы (Расчетные методики), не включенные в утвержденный перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Минприроды России, а именно:

1. Сборник методических, инструктивно-методических и справочно-информационных материалов по проведению оценки воздействия на окружающую среду, Часть 1 и 2 Москва, 1993 г.;

2. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1999 г.;

3. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, 2012 г.;

4. Методические рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод». СПБ., 2015 г.;

5. Методические указания по расчету количественных характеристик выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от основного технологического оборудования рыбоперерабатывающих предприятий, М, 1989 г., Раздел 4;

6. Методические указания по нормированию, учёту и контролю выбросов загрязняющих веществ от хлебопекарных предприятий, Москва, ФКК «Росхлебпродукт», 1996 г.;

7. Методика определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа», РД 153-39.4-079-0, 2001 г.;

8. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1998 г.;

9. Дополнения и изменения к методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1999 г.;

10. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом). М, 1998 г.;

11. Дополнения к методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом). М, 1999 г.

Таким образом, при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников МУП «Липецкая станция аэрации» использовались методики, не утвержденные уполномоченным органом исполнительной власти и не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется Минприроды России.

Данное обстоятельство не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности.

В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов.

Согласно части 2 статьи 22 указанного Закона, расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Из содержания части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч.2).

Программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (ч.3).

В рамках проведения плановой выездной проверки выявлено, что на основании инвентаризации выбросов произведен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и 11 января 2021 года разработана программа производственного экологического контроля.

Объективную сторону состава административного правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

В ходе производства по делу установлено, что МУП «ЛиСА» не представлены достоверная информация о проведении производственного экологического контроля и об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), что является сокрытием информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения и объемах выбросов загрязняющих веществ.

При этом в рассматриваемом случае указанное деяние напрямую связано с произведенной инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно применение Расчетных методик, не включенных в утвержденный перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ. Применение Расчетных методик, не включенных в утвержденный перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ не позволяет получить полную и достоверную информацию о проведении производственного экологического контроля и об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Факт несоблюдения обществом экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 23 июня 2021 года; приказом руководителя Цетрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 апреля 2021 года Л; приказом руководителя Цетрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 апреля 2021 года ; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе; проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; программой производственного экологического контроля; разрешением от 25 апреля 2019 года с приложением; приказом от 25 апреля 2019 года о выдаче разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; приказом от 11 марта 2020 г.; должностной инструкцией инженера-эколога; актом проверки от 10 июня 2021 года ; перечнем методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Должностным лицом МУП «Липецкая станция аэрации», ответственным за управление в области охраны окружающей среды является инженер-эколог МУП «Липецкая станция аэрации» ФИО1 на основании Приказа о назначении ответственных лиц от 11 марта 2020 г. и пп. 2.3.1 п. 2.3 раздела 2 Должностной инструкции инженера-эколога от 12 февраля 2020 г. № ,

Выражая несогласие с вынесенным постановлением ФИО1 указывает на то, что при производстве инвентаризации юридическое лицо было вынуждено руководствоваться методиками, которые не были включены в Перечень методик расчета выбросов, поскольку иного способа для получения разрешительной документации не имелось, кроме того, 28 июня 2021 года большинство из указанных методик были включены в Перечень методик расчета выбросов (не вошли только две методики).

С указанным возражением невозможно согласиться по следующим основаниям.

Действительно на момент проверки имелось только 21 утвержденная методика расчета выбросов, однако, данное обстоятельство не освобождало от обязанности по соблюдению пункта 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422.

Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" предусмотрено, что определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами (пункт 16). Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов (пункт 17). Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования. При проведении расчетов на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования, такие расчеты сопровождаются сведениями о месте проведения исследований, исследуемом технологическом оборудовании, режимах работы оборудования во время измерений, программой измерений с описанием методики (методов) измерений, описанием процедуры измерений или подсчета расходуемого сырья и произведенной продукции, а также перечнем используемых источников информации, из которых берутся показатели и исходные данные для расчетов (названия используемых справочников и (или) стандартов) (пункт 28). Если в период действия утвержденной инвентаризации выбросов приняты новые инструментальные или расчетные методики определения выбросов, то они используются для расчета выбросов при проведении очередной корректировки данных инвентаризации выбросов (пункт 31).

Таким образом, указание на отсутствие иного механизма производства инвентаризации противоречит нормативно-правовому регулированию данного вопроса. Включение в Перечень методик позволяют использовать их для расчета выбросов при проведении очередной корректировки данных инвентаризации выбросов.

Довод жалобы о том, что на основании произведенной инвентаризации было выдано разрешение на выбросы в атмосферный воздух от 25 апреля 2019 года не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.1 и 8.5 КоАП РФ является верным.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях административным органом не учтено следующее.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Как следует из материалов дел об административных правонарушениях, вменяемые нарушения были выявлены в рамках одной плановой выездной проверки и допущены инженером-экологом МУП «Липецкая станция аэрации» ФИО1 в результате совершения одного действия – нарушение п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422, а именно использование неутвержденных методик при Инвентаризации стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Допущенное действие образует состав административного правонарушения не только по ст.8.1 КоАП РФ, но и по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку именно это действие повлекло за собой представление не достоверной информации о проведении производственного экологического контроля и об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

Рассмотрение возбужденных в отношении ФИО1 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.5 КоАП РФ, подведомственно одному органу, должностному лицу.

Следовательно, названное лицо, совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1 и 8.5 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому органу, должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Постановления в отношении ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.5 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения названному лицу административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (наличие двух несовершеннолетних детей), отягчающие административную ответственность обстоятельств (повторное совершение однородного административного правонарушения), назначить административное наказание в виде штрафа в размере 3500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО2 от 28 июня 2021 года, вынесенные в отношении инженера-эколога МУП «Липецкая станция аэрации» ФИО1 по делам об административном правонарушении, предусмотренных статьями 8.1 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Назначить ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

Административный штраф подлежит уплате на расчетный счет Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, л/с: <***> ИНН <***>, КПП 366601001, БИК 014206212, ОКТМО 42701000, номер счета получателя 03100643000000014600 в Отделение Липецк Банка России//УФК по Липецкой области г.Липецк, Единый казначейский счет 4010281094537000039, КБК 04811601081010004140, назначение платежа 04811601081010004140 = 3500.00, по постановлениям №222 и №221 от 28.06.2021 г.

В остальной части все указанные постановления оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья