ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2021 от 26.02.2021 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

г. Ангарск 26 февраля 2021 года

Судья Ангарского городского суда Иркутской области Пермяков Е.В., с участием лица привлечённого к административной ответственности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка ... и ... ФИО2 от ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайной ситуации Заводоуправления <данные изъяты>» ФИО1, родившегося **г. в ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ...,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка ... и ... от ** должностное лицо - начальник штаба гражданской обороны и чрезвычайной ситуации Заводоуправления (далее – начальник штаба ГО и ЧС) <данные изъяты>) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, которое выразилось в том, что ФИО1, в обязанности которого входит проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, допустил невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно, не выполнил требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения. В АО «Ангарскцемент» не разработан паспорт безопасности в организации, эксплуатирующей объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие пожаровзывчатые вещества, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 подал жалобу, в которой указал, что считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Основанием для возбуждения административного дела послужило проведение в
период с ** по ** на основании распоряжения от ** Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ..., плановой выездной проверки деятельности <данные изъяты>» ...), в ходе, которой, составлен акт от ** с выявленным нарушением. Выдано предписание от ** со сроком устранения до **. Предписание от ** содержит 1 пункт нарушения, а именно: не разработан паспорт безопасности в организации, эксплуатирующей объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие пожаровзрывоопасные вещества. В отношении начальника штаба ГО и ЧС ФИО1 составлен
протокол об административном правонарушении /ЧС от ** в
соответствии со ст.28.2, п.7 ч.2 и ч.4 ст.28.3 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ). Обязанность по разработке паспорта безопасности объекта была предусмотрена
Приказом МЧС N 506 от 04.11.2004 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», который прекратил свое действие с ** на основании Постановления Правительства России от 11 июля 2020г. N 1034. В связи с чем не предоставляется возможным устранить выявленное нарушение ввиду отсутствия нормативного регулирования данного вопроса. Паспорт безопасности является, нормативно-техническим документом, носит информационный характер и разрабатывается для оценки риска чрезвычайной ситуации, а не в качестве мероприятия в области предупреждения ЧС. Отсутствие паспорта безопасности не повлекло какого-либо вреда и иных тяжких последствий для окружающих. Кроме того, на сегодняшний день нет четкой регламентации в вопросе разработки паспорта безопасности опасного объекта. КоАП РФ предусматривает возможность замены административного штрафа по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ на предупреждение. Судом не принято в учет, что начальник ГО и ЧС ФИО1 привлекается к административной ответственности впервые. Считает, что судом не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, имеющие значение для разрешения дела.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объёме.

Проверив доводы жалобы, изучив представленный материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, исследовав обстоятельства, относящиеся к административному правонарушению, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 мировым судьей в полной мере соблюдены не были.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены вышеназванным Федеральным законом и выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации в числе прочего обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению-устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций. В соответствии с требованиями пп. 45, 46 Приказа МЧС РФ от 28 февраля 2003г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся: разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории; обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий; декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения; создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает: порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений; систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04 ноября 2004 года № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» установлена необходимость разработки и утверждения паспорта безопасности опасного объекта.

Как следует из материалов дела, в период с ** по ** на основании распоряжения от ** Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ..., была проведена плановая выездная проверка деятельности <данные изъяты>», в ходе которой составлен акт от ** с выявленным нарушением, а именно: не разработан паспорт безопасности в организации, эксплуатирующей объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие пожаро-взрывоопасные вещества. Надзорным органом установлено невыполнение начальником штаба ГО и ЧС <данные изъяты>» ФИО1 обязательных мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно функциональным обязанностям заместителя председателя комиссии по ЧС, утвержденного руководителем <данные изъяты>».

Тем самым, должностное лицо - ФИО1 не выполнило предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении начальника штаба ГО и ЧС ФИО1 составлен протокол /ЧС от ** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

** мировой судья судебного участка ... и ... рассмотрев по существу дело об административном правонарушении признала виновным ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

К выводу о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел на основании: протокола об административном правонарушении /ЧС от **г.; распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от **г. , полученное <данные изъяты>» **г., согласно входящему штампу; акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от **г., в котором зафиксировано выявленное нарушение; предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от **г.; должностной инструкцией начальника штаба ГО и ЧС, с которой ФИО1 ознакомлен в установленном порядке; функциональными обязанностями заместителя председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям начальника штаба по ГО и ЧС; приказом о переводе работника на другую работу -к от **г., в соответствии с которым с **г. ФИО1 назначен на должность начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайной ситуации структурного подразделения «Заводоуправление» и других материалов дела.

Вместе с тем, вынесенное постановление мирового судьи законным признать нельзя по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1034 ряд нормативных правовых актов, в том числе, приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», признаны утратившими силу с 01.01.2021. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не установлены требования к организациям по разработке паспортов безопасности опасных объектов.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения части 2 статьи 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" и пункта 5 части 1 статьи 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие
положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Согласно информации, имеющейся в материалах дела, постановление мирового судьи судебного участка ... и ... от ** о назначении должностному лицу - ФИО1 административного наказания в настоящее время не исполнено.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка ... и ... ФИО2 от ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайной ситуации Заводоуправления <данные изъяты>» ФИО1, подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

На основании изложенного, и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка ... и ... ФИО2 от ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайной ситуации Заводоуправления <данные изъяты>» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Жалобу заявителя удовлетворить.

Возвратить материал по делу об административном правонарушении мировому судье судебного участка ... и ....

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: ____________________ Е.В. Пермяков

Копия верна: судья Е.В. Пермяков