ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2022 от 11.03.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №12-99/2022

11RS0005-01-2022-000738-60

РЕШЕНИЕ

Республика Коми, город Ухта

11 марта 2022 года

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – начальника цеха №4 общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Щербакова А.В. на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 24 декабря 2021 года ...., которым

Щербаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей,

установил:

Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее – Росприроднадзор) от 24.12.2021 .... должностное лицо – начальник цеха .... общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (далее по тексту – ООО «ЛУКОЙЛ-УНП», Общество) Щербаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Щербаков А.В. направил в Ухтинский городской суд жалобу, в которой указывает, что административным органом необоснованно отклонены его доводы о малозначительности вменяемого административного правонарушения, просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Щербаков А.В., административный орган, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в настоящее судебное заседание не явились. С учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела не имеется.

В настоящем судебном заседании защитник Щербакова А.В. по доверенности Шемелов А.В. на доводах жалобы настаивал.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки Росприроднадзором в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» 18.11.2021 при осмотре территории цеха .... около организованного места накопления металлолома на прилегающем земельном участке обнаружены отходы стеклянной тары, отходы ветвей кустарников, отходы металлических труб, задвижек, крепежных частей, отходы резиновых изделий (камеры от автотранспорта, шланги и т.д.), отходы полиэтиленовой пленки; при заезде на установку 35-11/300-95 с БИБФ были обнаружены твердые коммунальные отходы (в том числе: бумажные фантики, картонные пачки из под сока, полиэтиленовые пакеты и т.д.).

Указанные факты являются нарушением требований статей 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По факту выявленных нарушений 10.12.2021 административным органом в отношении начальник цеха .... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностным лицом вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания.

Статьей 13 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 34). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (ч. 2 ст. 34).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (части 1, 2 статьи 39).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51).

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (часть 2 статьи 51).

В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с должностной инструкцией начальника цеха .... «Оперативное обслуживание производства» ООО «ЛУКОЙЛ-УНП», начальник цеха обязан руководить работой цеха, обеспечивая своевременное и качественное выполнение возлагаемых на него повседневных задач в строгом соответствии с утвержденным порядком работы (п. 2.1); осуществлять контроль за соблюдением требований правил и инструкций по промышленной, пожарной безопасности, охране труда и экологии при организации подготовительных и ремонтных работ в подразделениях цеха (п. 2.3.5); организовывать разработку и внедрение мероприятий по эффективному использованию материалов, электроэнергии, воды, воздуха (п. 2.4.4); раз в месяц проводить совещание (День качества) с работниками цеха, уполномоченными по охране труда, на котором: анализировать имевшие место нарушения правил промышленной, экологической и пожарной безопасности, охране труда и принимаемые меры по их устранению; проводить анализ деятельности участков цеха по реализации установленных на них функций; обсуждать вопросы по повышению производительности труда, выявлению узких мест; оценивать работу персонала цеха; получать обратную связь от работников цеха (п. 2.18); своевременно выполнять мероприятия, предусмотренные действующими в Обществе документами системы менеджмента качества, энергетического менеджмента, промышленной и экологической безопасности (п. 2.22); соблюдать и обеспечивать соблюдение подчиненным персоналом правила внутреннего трудового распорядка, Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах на объектах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП», требования положений, правил, инструкций, законодательных и нормативных актов, в том числе по промышленной и пожарной безопасности, охране труда и окружающей среды (п. 2.23.1).

Согласно должностной инструкции, начальник цеха .... «Оперативное обслуживание производства» несет ответственность за правонарушения, совершенный в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4.2); за допущенные по его вине на объекте аварии, пожары, инциденты, несчастные случаи на производстве, происшествие с подчиненными работниками, за неисполнение или ненадлежащее исполнение организационно-распорядительных документов, в том числе по вопросам промышленной безопасности, охраны труда и экологии, за не применение средств индивидуальной защиты подчиненным персоналом, допуск к самостоятельной работе лиц, не прошедших медицинское освидетельствование, обучение, проверку знаний, инструктаж, стажировку в установленном в Обществе порядком (п. 4.4); за несоблюдение требований норм и правил в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды при выполнении работ, выполняемых на объекте, а так же за отсутствие надлежащего контроля по соблюдению требований норм и правил в области промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды при выполнении работ, выполняемых на объекте подчиненными работниками и работниками сторонних (п. 4.12).

Приказом от 31.03.2015 .... Щербаков А.В. в порядке перевода назначен на должность начальника цеха .... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» с 01.04.2015.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом выездной плановой проверки от 18.11.2021 ...., протоколом об административном правонарушении от 10.12.2021 ...., постановлением о назначении административного наказания от 24.12.2021 ...., приказом от 31.03.2015 ...., должностной инструкцией начальника цеха .... «Оперативное обслуживание производства» ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» и иными материалами дела, которым административным органом дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость имеющихся в деле доказательств сомнений не вызывают.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что должностное лицо - начальник цеха .... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В. не обеспечил выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды при организации деятельности Общества.

Факт совершения административного правонарушения должностным лицом не оспаривался при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо указывало лишь на то, что нарушение было устранено еще в ходе проверки (27.10.2021) и не повлекло тяжких последствий, в связи с чем является малозначительным.

Доказательств того, что должностным лицом принимались все возможные меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения действующих правил и норм, по фактам нарушения которых составлен протокол об административном правонарушении и за нарушение которых КоАП РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в данном случае не установлено.

При производстве по делу нарушений процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая, что выявленное нарушение является потенциально опасным для здоровья граждан, а также отсутствие объективных причин невозможности соблюдения установленных законом требований в области охраны окружающей среды, оснований для назначения наказания с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ у административного органа не имелось. Не имеется таких оснований и при рассмотрении жалобы должностного лица.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 24 декабря 2021 года .... оставить без изменения, жалобу Щербакова А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.