Дело №
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 19 апреля 2022 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,
при секретаре Игнатьевой Д.М.,
с участием представителей АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенности ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица АО «Черномортранснефть» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4№-П-4 от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении юридического лица «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №-П-4 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» признано виновным по статье 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель юридического лица АО «Черномортранснефть», подала жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обосновании жалобы указав, что источник № состоит из резервуаров РВС-3000 №, 2, 3, 4. Резервуар РВС-3000 № временно выведен из эксплуатации на период проведения реконструкции, источник № не ликвидирован. После проведения реконструкции перепрофилирование резервуара РВС-3000 № - не планируется. Установка для сжигания отходов (источник №) выведена из эксплуатации и передана в линейную эксплуатационную службу (ЛАЭС) в 2021 в соответствии с актом от 23.08.2021г., как оборудование аварийного запаса предназначенное для использования при ликвидации последствий аварий и инцидентов на линейной части магистральных нефтепроводов.В соответствии с п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, корректировка инвентаризации при ликвидации источников загрязнения атмосферного воздуха проводится не позднее года со дня возникновения данного обстоятельства, т.е. в данномслучае до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
Более того, дыхательные клапаны резервуаров РВС-3000 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. В связи с этим, отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации источников выбросов загрязняющих вещее атмосферный воздух ЛПДС «Хадыженская», проведение актуализации учетной записи объекта HBOC №-П не требуется, следовательно, нарушение природоохранного законодательства АО «Черномортранснефть» не допущено.
В судебном заседании представители юридического лица АО «Черномортранснефть» ФИО2, ФИО3 подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили жалобу удовлетворить.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статьи 8.46 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно части 2 статьи 69 государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительнойвластив области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).
Судом установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО5 №№ (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ №РЕ-09/77, от ДД.ММ.ГГГГ №РЕ-09/67) от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
В ходе проверки органом установлено, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение - несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведенийоб объекте HBOC №-П с учетом организованных источников выбросов, а именно дыхательных клапанов резервуаров РВС - 3000, выведенной установки по сжиганию отходов (Форсаж-1).
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа, представитель юридического лица АО «Черномортранснефть» обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» отсутствует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, поскольку проведение актуализации учетной записи объекта НВОС №-П не требуется, следовательно, нарушение природоохранного законодательства АО «Черномортранснефть» не допущено.
Из материалов дела установлено, что АО «Черномортранснефть» произведена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), расположенного по адресу: <адрес>-а и получено свидетельство №DHLMOILE от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кода объекта № (2категория).
Согласно данным проведенной в 2016 году инвентаризации для объекта № ЛПДС Хадыженская на предприятии выявлено 42 источника выброса загрязняющих веществ, из них - 9 организованных, 33 - неорганизованных. Источники предприятия выбрасывают в атмосферу 33 загрязняющих веществ (7 твердых, 26 жидких и газообразных).
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет: 82,872772 т/год: в том числе, твердых - 0,308384 т/год, жидких и газообразных - 82,564333 т/год.
Согласно инвентаризаций источников выбросов, проведенной в 2016 году для объекта HBOC №-П ЛПДС Хадыженская резервуарный парк ЛПДС «Хадыженская» состоит из 4 наземных вертикальных стальных резервуаров со стационарной крышей, строительной емкостью 3000 м3 каждый: РВС-3000 №.
В резервуары, при необходимости, производится отбор нефти из МН «Тихорецк-Туапсе» и МН «Тихорецк-Туапсе-2», одновременно наполняется один резервуар. Прием нефти с местных промыслов с апреля 2012 года не осуществляется и на перспективный период не планируется. Резервуары оборудованы дыхательными клапанами и являются неорганизованным источником выбросов углеводородов предельных, бензола, ксилола и толуола (ист. 6001).
Вместе с тем, согласно протоколу осмотра резервуар выведен из эксплуатации, может быть использован только при нештатных и аварийных ситуациях, то есть изменен режим работы оборудования.
Также, согласно сведениям АО «Черномортранснефть» эксплуатирующиеся на объекте резервуары РВС-3000 №. оснащены дыхательными клапанами. Исходя из данных проведенной инвентаризации под номером 6001 приняты выбросы от 4 резервуаров РВС-3000 один из которых выведен из эксплуатации.
В учетной записи объекта HBOC №-П ЛПДС Хадыженская отсутствуют сведения об организованных источниках выбросов, а именно резервуарах РВС - 3000 учитывая, что данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан). Также в соответствии актом вывода из эксплуатации установки сжигания отходов от ДД.ММ.ГГГГ установка по сжиганию отходов (Форсаж-1) выведена из эксплуатации и не используется для обезвреживания отходов.
Вместе с тем, судом установлено, что источник № состоит из резервуаров РВС-3000 №, 2, 3, 4. Резервуар РВС-3000 № временно выведен из эксплуатации на период проведения реконструкции, источник № не ликвидирован.
Установка для сжигания отходов (источник №) выведена из эксплуатации и передана в линейную эксплуатационную службу (ЛАЭС) в 2021 в соответствии с актом от 23.08.2021г., как оборудование аварийного запаса предназначенное для использования при ликвидации последствий аварий и инцидентов на линейной части магистральных нефтепроводов.
В соответствии с п. 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, корректировка инвентаризации при ликвидации источников загрязнения атмосферного воздуха проводится не позднее года со дня возникновения данного обстоятельства, т.е. в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 года (введено в действие письмом Минприроды РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся:
- неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапана) (раздел 1.2, пункт 4).
Таким образом, дыхательные клапаны резервуаров РВС-3000 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. В связи с этим, отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации источников выбросов загрязняющих вещее атмосферный воздух ЛПДС «Хадыженская», проведение актуализации учетной записи объекта HBOC №-П, не требуется.
Доказательств обратно, административным органом суду не предоставлено.
Таким образом, доводы административного органа о том, что АО «Черномортранснефть» нарушены требования действующих нормативно-правовых актов в части несвоевременного выполнения обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, несостоятельны и не доказаны.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях АО «Черномортранснефть» отсутствует событие правонарушения предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со статьей 24.5 части 1 пункта 1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4№-П-4 от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении юридического лица «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу АО «Черномортранснефть», на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4№-П-4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4№-П-4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска подпись ФИО1