ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-99/2022 от 27.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Юткина С.М. УИД 39RS0004-01-2022-001919-41

Дело № 12-99/2022)

№ 7А-235/2022

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2022 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Иванова О.В. при секретаре Глодян В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Управляющая компания «Ремикс» на решение судьи Московского районного суда г. Калининграда от 15 июня 2022 года, постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УК Ремикс»,

установил:

постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении №833/2021 ООО «УК Ремикс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Московского районного суда г.Калининграда от 15 июня 2022 года указанное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.

ООО «УК Ремикс» с такими постановлением и решением не согласилось, подав жалобу с просьбой об их отмене и прекращении производства по делу. В жалобе представитель юридического лица - директор ООО «УК Ремикс» ФИО2 настаивает на отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения. Указывает, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что ООО «УК Ремикс» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, а передача контейнерной площадки, расположенной на муниципальной территории, по графику в безвозмездное пользование ООО «УК Ремикс» и двум другим управляющим организациям, не является доказательством обратного. Обращает внимание, что такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности управляющей организации, соответственно, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник ООО «УК Ремикс» Скаковская Ю.О. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно указала, что в соответствии с соглашением о передаче мест (площадок) накопления ТКО № 45 от 11.01.2019 года на управляющие компании возложена обязанность только по содержанию контейнерной площадки, при этом обязанность по оборудованию такой площадки лежит на администрации ГО «Город Калининград». При этом обращает внимание, что несмотря на то, что в пункте 2.2 Соглашения на все три управляющие компании возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, однако соглашением не определен и не согласован сторонами порядок исполнения таких обязательств, в том числе порядок и сроки участия управляющих организаций в выполнении работ по оборудованию контейнерной площадки, размер участия каждого пользователя в расходах по оплате данных работ. Полагает, что поскольку контейнерная площадка расположена не на территории, обслуживаемой ООО «УК Ремикс», установка и организация контейнерной площадки управляющей компанией невозможна.

Должностное лицо, вынесшее постановление, - ведущий консультант отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее по тексту Правила), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Пункт 3.7.4. Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Из материалов дела следует, что ООО «УК Ремикс» в соответствии с реестром мест накопления (сбора) ТКО на территории городского округа «Город Калининград», является организацией – пользователем места накопления ТКО по адресу: г. Калининград, <адрес>.

Материалами дела также подтверждается, что 11.01.2019 года между Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» с одной стороны и ООО «УК Мастер», ООО «УК Ремикс», ООО «БСК-Сервис» (далее - Общества) с другой стороны, было заключено соглашение № 45, по условиям которого Комитет передал, а Общества приняли в безвозмездное пользование место (площадку) накопления ТКО, расположенное на территории общего пользования по адресу: г.Калининград, <адрес>.

Согласно п. 2.2 Соглашения Общества обязаны установить в месте (на площадке) накопления ТКО контейнеры и организовать, в случае необходимости, место накопления КГМ, оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также Правилами благоустройства территории городского округа «Город Калининград».

В соответствии с п.2.3 Соглашения Общества приняли на себя обязательство по содержанию контейнерной площадки в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (несут бремя содержания контейнерной площадки) согласно графику содержания контейнерной площадки, указанному в приложении № 1 к Соглашению, которое является неотъемлемой его частью.

В соответствии с графиком содержания контейнерной площадки, являющейся приложением №1 к соглашению о передаче в пользование места (площадок) накопления ТКО № 45 от 11.01.2019 года, ООО «УК Ремикс» осуществляет уборку контейнерной площадки в феврале, мае. Действие указанного графика распространяется на период с 01.01.2019 года и на последующие годы до момента внесения изменений.

Из материалов дела также следует, что 24 июня 2021 в период времени 17.35 часов при проведении осмотра (обследования) территории места накопления ТКО по адресу: <адрес> в г. Калининграде, установлено частичное отсутствие ограждения территория места (площадки) накопления ТКО (разрушено), отсутствие зеленых насаждений по периметру площадки, на самой площадке имеет место нахождение навалов твердых коммунальных, а также крупногабаритных отходов, которые из-за разрушенного ограждения попадают на почву (открытый грунт).

Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении ООО «УК Ремикс» протокола об административном правонарушении с последующим привлечением его к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Давая оценку доводам жалобы, а также принимая во внимание, что на момент выявления административного правонарушения 24.06.2021 года согласно графику содержания контейнерной площадки по адресу: г. Калининград, <адрес>, обязанность по уборке контейнерной площадки в июне месяце возложена на иную управляющую организацию (ООО «БСК Сервис»), что в свою очередь исключает какие-либо виновные действия ООО «УК Ремикс» в нахождении на площадке в указанный выше период времени навалов твердых коммунальных, а также крупногабаритных отходов, попадающие на почву (открытый грунт), прихожу к выводу о необходимости исключить из объема вмененного ООО «УК Ремикс» административного правонарушения нарушение в области охраны окружающей среды, выразившееся в нахождении твердых коммунальных, а также крупногабаритных отходов на почве (грунте).

Что же касается иного выявленного нарушения в области охраны окружающей среды, допущенного ООО «УК Ремикс» при накоплении отходов производства и потребления в местах, не соответствующих требованиям законодательства РФ, то вопреки доводам жалобы, обстоятельства административного правонарушения и вина юридического лица ООО «УК Ремикс» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно, соглашением о передаче в пользование места (площадок) накопления ТКО № 45 от 11.01.2019 года, согласно которому на ООО «УК Ремис», в том числе, в период времени с 01.01.2019 года возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, фототаблицей, на которой зафиксирован факт частичного отсутствия ограждения (разрушено) для двух контейнеров; протоколом об административном правонарушении № 833 от 13.08.2021 года.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, бездействие ООО "УК Ремикс" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволили должностному лицу и судьей районного суда сделать вывод о том, что ООО "УК Ремикс" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основаны на ошибочном толковании норм материального права и признаются несостоятельными по итогам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Довод жалобы о том, что на юридическое лицо условиями указанного выше Соглашения не возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки, подлежит отклонению, поскольку опровергается условиями соглашения № 45 от 11.01.2019 года. При этом то обстоятельство, что между управляющими организациями до настоящего времени не определен сам порядок и сроки участия управляющих организаций в выполнении работ по оборудованию контейнерной площадки, размер участия каждого пользователя в расходах по оплате данных работ, определяющего значения не имеет и виновность ООО «УК Ремикс» в допущенном нарушении вышеуказанных выше требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления в местах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не исключает.

Все иные приведенные в жалобе и в ходе судебного заседания при рассмотрении жалобы доводы стороны защиты также не опровергают наличие в действиях ООО «УК Ремикс» объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения ООО "УК Ремикс" к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО "УК Ремикс" ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, с применением положений в пределах санкции частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным, в связи с чем оснований для его снижения не имеется, в том числе с учетом приведенных выше выводов об исключении одного из выявленного нарушения.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 15 июня 2022 года и постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 ноября 2021 года изменить, исключив из объема вмененного ООО «УК Ремикс» административного правонарушения нарушение в области охраны окружающей среды, выразившееся в нахождении твердых коммунальных, а также крупногабаритных отходов на почве (грунте).

В остальной части то же решение судьи Московского районного суда г.Калининграда от 15 июня 2022 года и постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УК Ремикс», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья: