УИД 38RS0003-01-2022-001128-67
РЕШЕНИЕ
г. Братск 30 мая 2022 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А., в помещении Братского городского суда Иркутской области, расположенном по адресу: 665717, <...>, кабинет 207,
с участием защитника юридического лица ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1, действующей на основании доверенности № *** от 05.03.2020,
должностного лица - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2, удостоверение № *** от 15.05.2020,
рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» ФИО3 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.02.2022 № *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.02.2022 № *** юридическое лицо публичное акционерное общество «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (далее по тексту ПАО «РУСАЛ Братск») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 руб.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора защитник ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО3 обратился в Братский городской суд Иркутской области с жалобой, указав в обоснование, что в период с 11.10.2021 по 18.11.2021 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 18.11.2021 № ***.
Материалами плановой выездной проверки установлено, что общество является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (объект ВНОС), в процессе осуществления хозяйственной деятельности ПАО «РУСАЛ Братск» образуются отходы производства и потребления.
Деятельность в области обращения с отходами общества регламентирована комплексным экологическим разрешением № *** выданным на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области от 31.12.2019 № *** на объект ВНОС (срок действия комплексного экологического разрешения - 7 лет).
На балансе ПАО «РУСАЛ Братск» числятся следующие объекты размещения отходов: шламонакопитель № 1; шламонакопитель № 3; золоотвал (законсервирован с 1999 г.); полигон промышленных отходов; свалка нетоксичных строительно-промышленных отходов Моргудон.
Согласно акту приемки законченного строительства от 20.05.2019 в рамках реализации инвестиционного мероприятия 01.70.09.003 на шламонакопителе № 1 проведена рекультивация. Работы по рекультивации шламонакопителя № 1 считаются оконченными в объеме 100%, а объект рекультивированным с 30.08.2018.
На момент проведения плановой выездной проверки рекультивированный участок в администрацию города Братска не передан. Ведется процедура об исключении объекта из реестра объектов ГТС.
Реконструкция шлам о накопителя № 3и работы по рекультивации шламонакопителя № 1 выполнены на основании проекта № *** «Реконструкция шламонакопителей ОАО «РУСАЛ Братск» в 2011 году ООО «РУС-Инжиниринг»», проект имеет положительное заключение государственной экспертизы № *** (№ в реестре ***).
В проектной документации представлены следующие показатели по реконструкции шламонакопителя № 3: годовой объем складируемых отходов - 112 тыс. куб.м.; годовой объем поступающей пульпы - 450 тыс. куб.м.; класс ответственности ГТС-Ш (третий); высота ограждающей дамбы - 9,31 - 13,23 м; длина ограждающей дамбы по гребню - 1272,4 м; общая площадь шламонакопителя - 12,8 га; полезный объем - 911624 куб.м.; вместимость - 814090 куб.м.; дополнительный срок эксплуатации - 9 лет; продолжительность - 69 мес.
Разрешение на ввод объекта «шламонакопитель № 3» ОАО «БрАЗа» в эксплуатацию выдано администрацией города Братска 17.01.2018 № ***.
Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) по результатам инвентаризации, проведенной в 2021 году, вместимость объекта составляет 814090,0 куб.м (1058317,0 тонн), размещено отходов всего 305500,786 куб.м (397151,022 тон). Объем размещенных отходов на ОРО не превышает проектного.
Государственная экологическая экспертиза на проектную документацию «Реконструкция шламонакопителей ОАО «РУСАЛ Братск» № *** отсутствует, что свидетельствует о нарушении требований ст.ст. 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Принимая во внимание вышеизложенное, Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в действиях (бездействии) общества усмотрен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту 14.01.2022 административным органом в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» составлен протокол об административном правонарушении № ***.
Постановлением о назначении административного наказания Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 09.02.2022 № 0904-*** общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Необходимо отметить тот факт, что местом рассмотрения указанного дела об административном правонарушении является: <...>, оспариваемое постановление вынесено должностным лицом Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
Вместе с тем, ПАО «РУСАЛ Братск» не согласно с вышеназванным постановлением административного органа, считает его незаконным по следующим основаниям.
В действиях (бездействии) ПАО «РУСАЛ Братск» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4. КоАП РФ.
Так, с 11.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ, дополнивший ст. 11 Федерального закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» подпунктом 7.2 следующего содержания: проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
С 11.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым подпункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» после слов «на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения» был дополнен словами «на Байкальской природной территории».
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», которым подпункт 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» изложен в следующей редакции: «проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности;».
Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Реконструкция шламонакопителя ОАО «РУСАЛ Братск», разработанную в 2011 году, не требовалось, так как в 2011 году требование пп. 7.2 п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» распространялось только на объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, тогда как ПАО «РУСАЛ Братск» на шламонакопителях осуществляло только размещение отходов (деятельность, связанная с обезвреживанием отходов, на шламонакопителях общества не осуществлялась).
Проектная документация объектов, связанных с размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности отнесены к объектам государственной экологической экспертизы позже - в 2015 году (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Необходимо отметить тот факт, что вышеприведенные доводы об отсутствии в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, отражены в тексте оспариваемого постановления. Однако, данным доводам при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана правовая оценка (доводы остались не рассмотренными).
На страницах 7-8 постановления приведена ссылка на результаты рассмотрения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования жалобы ПАО «РУСАЛ Братск» на Акт проверки и Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 18.11.2021 г. № ***.
Вместе с тем, такие результаты рассмотрения жалобы не имеют заранее установленной силы применительно к обстоятельствам дела об административном правонарушении и его рассмотрению. Данные доводы должны были быть оценены непосредственно лицом, рассматривающим дело, а результаты рассмотрения изложены в постановлении.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, руководствуясь и. 1 ч. 1 ст. 24.5. п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просили суд отменить постановление о назначении административного наказания Межрегионального Управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 09.02.2022 № 0904-58Пл-А/134-1021/12 и прекратить производство по делу.
На рассмотрение жалобы законный представитель ПАО «РУСАЛ Братск» - Генеральный директор АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» ФИО4 не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
На рассмотрение жалобы представитель ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО5 не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила оспариваемое постановление отменить.
В судебное заседание защитник ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО3 не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
При рассмотрении жалобы должностное лицо - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что в соответствии с решением о проведении плановой выездной проверки от 05.10.2021 №РЕ-09/58 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «РУСАЛ Братск», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 18.11.2021 № 0904-58Пл-А/134-1021. Согласно государственному реестру объектов размещения отходов на балансе ПАО «РУСАЛ Братск» числятся следующие объекты размещения отходов: шламонакопитель №1 - № ***; шламонакопитель № 3 - № ***; золоотвал (законсервирован с 1999 года в связи с консервацией котельной) -№ ***; полигон промышленных отходов - № ФИО6; свалка нетоксичных строительно-промышленных отходов Моргудон-№ ***. В ходе проверки установлено, что реконструкция шламонакопителя № 3 и работы по рекультивации шламонакопителя № 1 выполнены на основании проекта № *** «Реконструкция шламонакопителя ОАО «РУСАЛ Братск» в 2011 году ООО «РУС-Инжиринг», проект имеет положительное заключение государственной экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04 (№ в реестре 00-1-4-1840-12). Согласно акту приемки законченного строительства от 20.05.2019, в рамках реализации инвестиционного мероприятия 01.70.09.003, на шламонакопителе № 1 проведена рекультивация. Работы по рекультивации шламонакопителя № 1 считаются оконченными в объеме 100 %, а объект рекультивированным с 30.08.2018. Разрешение на ввод объекта шламонакопителя № 3 ОАО «БрАЗа» в эксплуатацию выдано администрацией г. Братска ***. Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы обязательно в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня. Также, согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.09.2014 № 05-12-44/20156 требование по наличию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-V класса опасности не применимо, в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в период с 01.01.200 до 11.01.2009. Таким образом на проект № *** «Реконструкция шламонакопителя ОАО «РУСАЛ Братск» отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, доводы «ПАО «РУСАЛ Братск» указанные в жалобе на постановление о назначении административного наказания от 09.02.2022 № *** не могут быть приняты.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030.
В силу п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства. относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и(или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением о проведении плановой выездной проверки от 05.10.2021 № РЕ-09/58 (в ред. решений от 20.10.2021 № РЕ-09/85) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «РУСАЛ Братс», по результатам которой составлен акт от 18.11.2021 № ***
Материалами плановой выездной проверки установлено, что ПАО «РУСАЛ Братск» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, а именно: в процессе осуществления хозяйственной деятельности ПАО «РУСАЛ Братс» образуются отходы производства и потребления.
14.01.2022 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № ***.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 14.01.2022 № *** юридическое лицо - ПАО «РУСАЛ Братск» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом, а именно уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленным почтовым отправлением на адрес: 665709, Иркутская область, г. Братск, тер. промплощадка (почтовый идентификатор: 80092267045753, получено адресатом 20.12.2021). Кроме того, уведомление было направлено на электронный адрес общества: braz-gdg-office@rusal.com (присвоен входящий номер: ***
Копию указанного протокола об административном правонарушении получил защитник ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО3, который присутствовал при его составлении.
При этом, согласно материалам дела полномочия единоличного органа управления ПАО «РУСАЛ Братск» имеет акционерное общество «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент», генеральным директором которого является ФИО4 Запись в ЕГРЮЛ об управляющей организации - акционерном обществе «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» внесена 14.06.2019.
Таким образом, законным представителем ПАО «РУСАЛ Братск» является АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» в лице его генерального директора ФИО4
Согласно выписки из ЕГРЮЛ местом нахождения АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» является: 121096, <...>.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, адрес места нахождения ПАО «РУСАЛ Братск»: Иркутская область, г. Братск, Промплощадка.
Как следует из копии доверенности № РАМ-ДВ-19-0011 от 01.07.2019 ПАО «РУСАЛ Братск», в лице генерального директора АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» ФИО4 уполномочивает ФИО5, являющегося управляющим директором ПАО «РУСАЛ Братск», представлять интересы ПАО «РУСАЛ Братск», с правом передоверия.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют сведения о направлении извещения о составлении протокола об административном правонарушении, а также о направлении копии протокола об административном правонарушении 14.01.2022 № 0904-58Пл-А/134-1021/12 составленного в отношении юридического лица - ПАО «РУСАЛ Братск» его законному представителю АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» в лице генерального директора ФИО4
09.02.2022 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 вынесено постановление № ***, которым юридическое лицо - ПАО «РУСАЛ Братск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 руб.
Копию указанного постановления о назначении административного наказания получила защитник юридического лица ПАО «РУСАЛ Братск» ФИО1
Вместе с тем, в постановлении № *** от 09.2.2022 не имеется отметки о направлении данного постановления в адрес законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» в лице генерального директора ФИО4, который не присутствовал при вынесении постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Согласно ч.ч. 2 и 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Законным представителем ПАО «РУСАЛ Братск» является АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» в лице генерального директора ФИО4
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела не содержат сведений об извещении законного представителя ПАО «РУСАЛ Братск» - АО «РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ Менеджмент» в лице генерального директора ФИО4 о рассмотрении протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Присутствие защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении не указывает о надлежащем извещении данного юридического лица.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление копии протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица.
Так, лишение привлекаемого к административной ответственности лица возможности мотивированно возражать против выдвинутого в отношении его обвинения вследствие непредставления такому лицу времени для подготовки своих объяснений и возражений по материалам административного дела является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом не были выполнены требования действующего законодательства при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и в дальнейшем привлечением к административной ответственности, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный п. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Доводы жалобы подлежат учету и оценке при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника публичного акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» ФИО3 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.02.2022 № 0904-58Пл-А/134-1021/12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» - отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» возвратить должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.А.Павлова