Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-23/13
решение, Иванова К.С. № 12-9/13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Анадырь 6 ноября 2013 года
Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,
при секретаре Рентот Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Билибинского района по пожарному надзору Л.А.А. на решение Билибинского районного суда от 18 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении главного специалиста отдела по мобилизационной работе, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отделения надзорной деятельности по Билибинскому району ГУ МЧС России по Чукотскому АО Л.А.А. от 17 мая 2013 года № 0036 главный специалист отдела по мобилизационной работе ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Как следует из названного постановления, ФИО1 «ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. при проведении внеплановой, выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности, при осуществлении полномочий Администрацией БМР, по адресу: <данные изъяты>, допустила нарушения требований пожарной безопасности:
В соответствии со ст. 63 п. 1 п. 7 Федерального закона № 123-ФЗ Тех. регламент «О требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счёт собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В целях реализации указанных положений федеральных законов, в муниципальных образованиях Билибинского муниципального района, согласно представленных сведений. На базе Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района созданы добровольные пожарные формирования, учредителями указанных формирований являются работники предприятия. Для обеспечения деятельности добровольных пожарных формирований Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район с баланса Администрации БМР на баланс МП ЖКХ БМР в 2006 и 2005 годах передало противопожарное оборудование. В 2011-2012 в сельских поселениях района смонтирована система оповещения. В городском поселении Билибино система оповещения реализована на базе предприятия ОАО «Чукоткасвязьинформ». В муниципальном образовании Билибинский муниципальный район принята целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности на территории поселений муниципального образования Билибинский муниципальный район на 2013-2015 года».
В тоже время в ходе проведённой проверки установлено, что в сельских поселениях района, члены добровольной пожарной дружины не в достаточном количестве обеспечены необходимым оборудованием, снаряжением и средствами тушения. Имеющаяся пожарная техника из-за длительного срока эксплуатации (более 30 лет) находится в неудовлетворительном состоянии, частично разукомплектована.
Не один из членов ДПД во всем муниципальном образовании не имеет специальную боевую одежду пожарного.
Пожарная техника, приспособленная техника не имеет в наличии пожарных рукавов в достаточном количестве.
В сельском поселении Кепервеем, пожарный автомобиль при проверке не завелся, аккумуляторная батарея находилась в разряженном состоянии, пожарно-техническое вооружение отсутствует. Имеющиеся пожарные рукава ветхие и не пригодны к применению.
В сельском поселении Анюйск и городском поселении Билибино мощность и количество имеющихся средств звукового оповещения не достаточно для 100% оповещения населения. При проведении проверки в городе Билибино в м-не Арктика, звукового сигнала уличной системы оповещения не слышно. В селе Анюйск при запуске сирены звукового сигнала не слышно в районе склада ГСМ, а так же в районе дизельной станции» (орфография и пунктуация приведены в соответствии с постановлением).
Решением судьи Билибинского районного суда от 18 июня 2013 года указанное постановление в отношении ФИО1 по жалобе последней отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе на вышеназванное судебное решение главный государственный инспектор Билибинского района по пожарному надзору Л.А.А., не соглашаясь с выводами судьи, просит указанное решение об отмене постановления № 0036 от 17 мая 2013 года о наложении административного взыскания отменить.
В возражениях на жалобу ФИО1 просила оставить решение Билибинского районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения
Главный специалист отдела по мобилизационной работе, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО1, главный государственный инспектор Билибинского района по пожарному надзору Л.А.А., будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив материалы дела по жалобе главного специалиста отдела по мобилизационной работе, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ФИО1 на постановление № 0036 от 17 мая 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принята на муниципальную службу в администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район на должность главного специалиста отдела по мобилизационной работе, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.В соответствии с должностным регламентом главного специалиста отдела по мобилизационной работе, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, утверждённым главой администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности главного специалиста входит:
- обеспечение выполнения стоящих перед ним задач по мобилизационной подготовке, секретному делопроизводству, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
- предотвращение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в Отделе информации, содержащей секретные сведения, а также передачи её лицам, не имеющим право на доступ и иностранным гражданам;
- организация сохранности документов, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, образующихся в деятельности Администрации, качества их обработки и хранения;
- контроль работы предприятий, учреждений и организаций муниципального образования и подразделений ГО и ЧС, расположенных на территории муниципального образования, в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, подготовка годового отчёта по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности и противопожарной безопасности;
- подготовка документов для представления начальнику Отдела по основным направлениям работы;
- осуществление контроля в Администрации муниципального образования за режимом секретности;
- обобщение предложений силовых структур и подготовка проекта годового плана основных организационных мероприятий Отдела, суженного заседания Администрации муниципального образования и Антитеррористической комиссии муниципального образования;
- обеспечение физической защиты помещения и технических средств, предотвращение проникновения посторонних лиц, хищения документов, информационных новостей, средств информатизации;
- подготовка ответов на запросы федеральных органов исполнительной власти, Правительства Чукотского автономного округа и других организаций;
- в соответствии с регламентом Администрации и по поручению начальника Отдела осуществление подготовки совещаний коллегиальных органов отдела по секретным вопросам, контроль выполнения решений, принятых на совещаниях;
- проведение аналитической работы по предупреждению утечки и комплексной защите сведений, составляющих государственную тайну;
- участие в расследовании нарушений в области защиты информации в Администрации и разработка предложений по устранению недостатков и предупреждению подобного рода нарушений;
- соблюдение установленного порядка в кабинетах отдела, содержание их в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии;
- исполнение иных функций в соответствии с действующим законодательством РФ, Чукотского автономного округа, правовыми актами Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, Положением Отдела;
- выполнение иных поручений начальника отдела.
Исходя из данного должностного регламента, к компетенции ФИО1 не относится соблюдение требований пожарной безопасности администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район и администрациями входящих в него муниципальных образований.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства виновности ФИО1 в совершении указанных в постановлении по делу об административном правонарушении нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 была привлечена к административной ответственности на том основании, что она была в устном порядке уполномочена отвечать за обнаруженные нарушения руководителем администрации Билибинского муниципального района не свидетельствуют о её виновности.
Виновность лица в совершении административного правонарушения устанавливается на основе оценки имеющихся доказательств должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, а не руководителем администрации района.
При таких обстоятельствах нахожу правильным вывод судьи суда первой инстанции в оспариваемом решении об отсутствии в действиях (бездействии) ФИО1 состава инкриминируемого административного правонарушения.
Вместе с тем, вывод судьи суда первой инстанции в оспариваемом решении о неправомерности вынесения 17 мая 2013 года постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения, указанные в предписании № об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 15 апреля 2013 года, срок устранения которых установлен 1 апреля 2014 года, нахожу ошибочным, а довод жалобы об обратном – заслуживающим внимания.
Составление предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, не является препятствием для привлечения виновных лиц к административной ответственности за выявленные нарушения.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то в дальнейшем возможно повторное привлечение его к ответственности, так как в этом случае нарушения будут совершаться в разные периоды времени.
Заслуживает внимания и довод жалобы главного государственного инспектора Билибинского района по пожарному надзору Л.А.А. о том, что не требуется согласования с прокуратурой проведения проверки юридического лица в случае, когда основанием для проведения внеплановой проверки является распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора), изданное в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 данной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, по основанию проведения проверки, указанному в п. 3 ч. 2 ст. 10 названного Федерального закона (подп. 4 п. 47 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее – Регламент), утверждённого приказом МЧС РФ от 28 июня 2012 г. № 375), каковым является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, согласование проведения проверки с органами прокуратуры не требуется.
Как видно из материалов дела, основанием проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район явилось распоряжение Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору № 24 от 7 февраля 2013 года, изданное во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ от 25 декабря 2012 года № АД-П9-7920 (л.д. 14,15-17).
Таким образом, при проведении проверки, вопреки выводам судьи суда первой инстанции в оспариваемом решении, нарушений требований Регламента не усматривается.
Вместе с тем вышеназванные ошибочные выводы судьи суда первой инстанции не влекут отмену оспариваемого решения в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Билибинского районного суда от 18 июня 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Билибинского района по пожарному надзору Л.А.А. – без удовлетворения.
Судья суда Чукотского
автономного округа С.А. Принцев