Дело № 12-9/2014
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
19 сентября 2014 года г.п. Угольные Копи
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Кольцюк Максим Александрович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боктаевым Е.В., с участием защитника Жигановой С.В. на основании нотариально удостоверенной доверенности 87АА 0020390 от 27.08.2014,
рассмотрев в помещении Анадырского районного суда Чукотского автономного округа, расположенном по адресу: ул. Школьная, д. 13, г.п. Угольные Копи, Анадырский район, Чукотский автономный округ, в открытом судебном заседании
жалобу должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «СеверТранс» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу от 28.04.2014 № 1134 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу О.А.Л. от 28.04.2014 № 1134 должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «СеверТранс» (далее – ООО «СеверТранс») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «СеверТранс» ФИО1 обратился в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить.
Определением судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 25.06.2014 названная жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа (поступила 03 июля 2014 года вх.№ 2604).
Свою жалобу ФИО1 мотивирует тем, что изложенные в обжалуемом постановлении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) нарушения:
- отсутствие приказа об установлении лимита кассы в организации;
- отсутствие приходных кассовых ордеров за проверяемый период;
- неведение кассовой книги
не относятся к числу нарушений, указанных в диспозиции ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, где приведен закрытый перечень действий, за которые предусмотрена административная ответственность, следовательно они не образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, на основании которого податель жалобы привлечен к административной ответственности не содержит описания события административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.15.1 КоАП РФ: о фактическом наличии денежных средств в кассе ООО «СеверТранс» за проверяемый период и в момент проверки, их размере, кассовых операциях, осуществленных в проверенный период, порядке хранения свободных денежных средств, об остатке денежных средств на конец какого-либо из дней проверенного периода, следовательно привлечение должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ за вмененные нарушения незаконно ввиду отсутствия события правонарушения, независимо от установления фактов нарушения Положения Банка России от 12.10.2011№ 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее - Положение Банка России от 12.10.2011№ 373-П).
Вывод налогового органа о наличии в действиях должностного лица состава правонарушения сделан на том основании, что необходимые документы не были представлены в Инспекцию. Непосредственно на объект проверки специалисты налогового органа не выезжали. Дополнительные доказательства у ООО «СеверТранс» не запрашивались.
Налоговым органом не установлена виновность лица, привлеченного к административной ответственности. Данный вопрос не исследован при вынесении обжалуемого постановления. Таким образом, вина директора ООО «СеверТранс» в совершении административного правонарушения не установлена.
Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в действиях директора ООО «СеверТранс» ФИО1 не установлен, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
Кроме того, проверка исполнения ООО «СеверТранс» Федерального закона от 22.05.2014 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) проведена с существенным нарушением действующего законодательства:
- проверка проводилась без участия законного представителя ООО «СеверТранс»;
- протокол об административном правонарушении 26 февраля 2014 года составлен в отсутствие законного представителя лица, привлеченного к административной ответственности. Законный представитель не был извещен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 15.04.2014 № 11 составлен с нарушением ст.28.2 КоАП РФ, поэтому не может быть признан доказательством по делу.
Также податель жалобы указывает на то, что постановление от 28.04.2014 № 1133 по делу об административном правонарушении вынесено в отношении ООО «СеверТранс» за нарушения установленного порядка учета выручки за период с 01 января 2014 года по 28 апреля 2014 года, т.е. за пределами установленного ст.4.5 КоАП РФ двухмесячного срока для привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник Жиганова С.В., представила приходные кассовые ордера, внесенные в кассовую книгу за 28 февраля 2014 года, поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия события правонарушения.
Инспекция для рассмотрения жалобы явку своего полномочного представителя не обеспечила, просила отложить судебное заседание в связи со сложной транспортной обстановкой и отдаленностью местонахождения суда. Данное ходатайство судьей рассмотрено, о чем вынесено отдельное определение.
В судебном заседании 15 августа 2014 года представителем Инспекции был представлен отзыв на жалобу директора ООО «СеверТранс» ФИО1, в котором налоговый орган просил отказать в удовлетворении жалобы, указывая следующее.
Необоснован и несостоятелен довод подателя жалобы о том, что нарушения, указанные в обжалуемом постановлении, не относятся к числу нарушений, указанных в диспозиции ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, следовательно, они не образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.
При проведении в соответствии со ст.7 Федерального закона № 54-ФЗ проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники в отношении ООО «СеверТранс» за период с 01.01.2014 по 28.02.2014 (касса в здании аэровокзального комплекса аэропорта <адрес> расположенная по адресу: <адрес>), Инспекцией установлены нарушения п.1.2., п.1.3., абз.3 п.1.4. п.3.3., абз.3, п.6.1. Положение Банка России от 12.10.2011№ 373-П.
При исследовании в ходе проверки представленных документов было установлено, что ООО «СеверТранс» не издан и не представлен нормативный документ, подтверждающий установление лимита остатка кассы. Следовательно, лимит остатка денежных средств в кассе юридического лица равен 0 руб.
В соответствии с приказом директора ООО «Север – Транс» от 14.01.2001 № 1 выручка от продажи авиабилетов и от оказания платных услуг сдается агентами кассы на расчетные счета организации в банк.
На основании представленных квитанций на принятие наличных денежных средств от ООО «СеверТранс» общая сумма сданных денежных средств в банк за проверяемый период составила <данные изъяты>
Согласно данным фискального отчета, распечатанного из памяти контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), сумма выручки за период с 01.01.2014 по 28.02.2014 составила <данные изъяты> что соответствует записям журнала кассира-операциониста.
Следовательно, сумма в размере <данные изъяты>. должна была поступить на расчетный счет организации в банк.
Также в ходе проверки было установлено, что ООО «СеверТранс» при ведении кассовых операций с применением ККТ не оформлялись приходные кассовые ордера на общую сумму принятых наличных денег, соответственно не были внесены в кассовую книгу. Таким образом, организация ведения кассовых операций ООО «СеверТранс» не была обеспечена.
Таким образом, ООО «Север Транс» нарушило п.3.3, п.1.9, п.3.4, п.6.1. Положения Банка России от 12.10.2011№ 373-П, тем самым совершило виновное противоправное деяние, выразившееся в неоформлении приходных кассовых ордеров на общую сумму принятых наличных денег, за что предусмотрена ответственность по ст.15.1 КоАП РФ.
Несостоятельны доводы подателя жалобы о том, чтопроверка проводилась без участия законного представителя ООО «СеверТранс», протокол составлен также в отсутствие законного представителя лица, привлеченного к административной ответственности, поскольку интересы ООО «Север-Транс» при проведении проверки представляла Л.В.А. на основании доверенности от 17.10.2011; на составление и подписание протокола по делу об административном правонарушении ФИО1 не явился, о дате и времени был извещен телефонограммой от 15.04.2014 № 173.
Протокол об административном правонарушении от 15.04.2014 № 11 составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного ФИО1 и направлен по адресу места жительства.
Необоснован и довод подателя жалобы о том, что постановление от 28.04.2014 № 1134 вынесено за пределами установленного срока для привлечения к административной ответственности, так как Инспекцией 28 февраля 2014 года установлен факт неполного оприходования денежной выручки за этот день, неотраженной в кассовой книге.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом, к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока, в данном случае - с 28 февраля 2014 года, когда установлен факт нарушения.
Постановление инспекции «о привлечении ООО «Север Транс» к административной ответственности» вынесено 28 апреля 2014 года, т.е. в пределах установленного срока привлечения к административной ответственности.
Заслушав защитника Жиганову С.В., исследовав материалы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Как следует из ч.1ст.7 Федерального закона №54-ФЗ и ст.7 Закона РФ от 21.03.1991№943-I «О налоговых органах Российской Федерации», налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В силу п.1 ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны, в том числе:
применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п.1 ст.7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.
Согласно представленным материалам на основании поручения № 24 заместителя начальника Инспекции, с которым ФИО1 был ознакомлен 25 марта 2014 года, заместителем начальника отдела с налогоплательщиками № 1 по Анадырскому району Инспекции О.Т.Г. проведена проверка ООО «СеверТранс» в <адрес> районе по вопросам соблюдения Федерального закона № 54-ФЗ в части контроля применения ККТ «Элвес Микро К» заводской № 00517113, порядка и условий её регистрации, полноты учета выручки (кассовой дисциплины) в организации за период с 01 января 2014 года по 28 февраля 2014 года.
В ходе проверки были выявлены нарушения п.п.1.2, 1.3, абз.3 п.1.4, п.3.3, абз.3 п.6.1 Положения Банка России от 12.10.2011№ 373-П.
Факты нарушений зафиксированы в акте проверки от 07.04.2014 № 8.
По факту выявленного правонарушения в отношении ООО «СеверТранс» 08 апреля 2014 года составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 25.04.2014 № 1133 о привлечении ООО «СеверТранс» к административной ответственности, установленной ч.1 ст.15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в нарушении п.п.3.3, 1.9, 3.4, 6.1 Положения Банка России от 12.10.2011№ 373-П, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Названное постановление налогового органа признано незаконным и отменено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 11.06.2014 по делу № А80-126/2014, в связи с существенным нарушением Инспекцией процедуры при производстве по делу об административном правонарушении.
Кроме того, по факту выявленного правонарушения должностным лицом Инспекции 15 апреля 2014 года составлен протокол № 11 об административном правонарушении в отношении директора ООО «СеверТранс» ФИО1
Постановлением от 28.04.2014 № 1134 указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности, установленной ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в нарушении п.п.1.2, 1.3, 3.3 Положения Банка России от 12.10.2011№ 373-П, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Данные первичных документов, составляемые при совершении факта хозяйственной жизни, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Учитывая назначение первичных документов, они должны содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
Порядок ведения кассовых операций в спорный период был установлен Положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П, зарегистрированным в Минюсте РФ 24 ноября 2011 года за № 22394, утратившим силу с 1 июня 2014 года в связи с изданием Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У.
Согласно п.1.2 данного Положения для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.
В соответствии с п.1.3. Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению.
Приказом ООО «СеверТранс» от 14.01.2001 № 1 установлено, что выручка от продажи авиабилетов и от оказания платных услуг сдается агентами кассы на расчетные счета организации в банк.
Из представленных ООО «СеверТранс» в ходе проверки квитанций на принятие наличных денежных средств следует, что общая сумма сданных денежных средств за проверяемый период составила <данные изъяты>
Согласно данным фискального отчета, распечатанного из памяти ККТ, сумма выручки за период с 01 января 2014 года по 28 февраля 2014 года составила <данные изъяты> что соответствует записям в журнале кассира-операциониста ООО «СеверТранс».
В соответствии с п.1.8. Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми и расходными кассовыми ордерами.
Согласно п.3.3. Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В ходе проведенной проверки ООО «СеверТранс» вручено требование от 17.03.2014 № 08-45/01879 о представлении документов, необходимых для проведения проверки. В налоговый орган ООО «СеверТранс» представлены запрашиваемые документы в установленный срок сопроводительным письмом от 26.03.2014 № 15, в котором указано на неведение в организации кассовой книги в связи с отсутствием кассовых операций и сдачей выручки в полном объеме в банк с зачислением на расчетный счет.
Согласно обжалуемому постановлению налогового органа ООО «СеверТранс» не был представлен приказ об установлении лимита остатка кассы в организации и приходные кассовые ордера, в связи с чем, должностное лицо Инспекции пришло к выводу о нарушении п.п.1.2, 1.3, 3.3 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П.
Так, должностное лицо Инспекции установило неоформление ООО «СеверТранс» приходных кассовых ордеров (форма ОКУД № 0310001) при ведении кассовых операций с применением ККТ на общую сумму принятых наличных в следующие дни: 09 января 2014 года в сумме <данные изъяты>., 10 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 13 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 14 января 2014 года в сумме <данные изъяты>., 15 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 16 января 2014 года в сумме <данные изъяты>., 20 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 22 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 24 января 2014 года в сумме <данные изъяты>., 28 января 2014 года в сумме <данные изъяты>., 31 января 2014 года в сумме <данные изъяты> 04 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты>., 07 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 10 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 11 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 12 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты>., 13 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 14 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 19 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 20 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 21 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 25 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 26 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> 27 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты> и 28 февраля 2014 года в сумме <данные изъяты>
Приходные кассовые ордера не оформлялись, соответственно не вносились в кассовую книгу, что свидетельствует о нарушении ООО «СеверТранс» п.6.1 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П, выразившегося в необеспечении организацией ведения кассовых операций.
Как указано в обжалуемом постановлении, ООО «СеверТранс» не был издан и не представлен нормативный документ, подтверждающий установление лимита остатка кассы, в связи с чем, должностное лицо Инспекции пришло к выводу о том, что такой лимит в кассе ООО «СеверТранс» составил 0 руб., а суммы превышения лимита остатка денежных средств составили: за 09 января 2014 года - <данные изъяты> за 10 января 2014 года - <данные изъяты> за 13 января 2014 года - <данные изъяты> за 14 января 2014 года - <данные изъяты> за 15 января 2014 года - <данные изъяты> за 16 января 2014 года - <данные изъяты> за 20 января 2014 года - <данные изъяты> за 22 января 2014 года - <данные изъяты> за 24 января 2014 года - <данные изъяты> за 28 января 2014 года - <данные изъяты> за 31 января 2014 года - <данные изъяты> за 04 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 07 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 10 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 11 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 12 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 13 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 14 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 19 февраля 2014 года - <данные изъяты>., за 20 февраля 2014 года - <данные изъяты>., за 21 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 25 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 26 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 27 февраля 2014 года - <данные изъяты> за 28 февраля 2014 года - <данные изъяты>
Таким образом, директору ООО «СеверТранс» вменено неоприходование денежных средств, превышение лимита остатка наличных денег в кассе организации. В его действиях усмотрен состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в связи с чем, он привлечен к административной ответственности.
Между тем, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом, не учтено положение ст.4.5 КоАП РФ, которой установлен срок для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, за правонарушение, относящееся к области финансов, - два месяца со дня совершения правонарушения, поскольку по своему характеру оно не является длящимся.
В рассматриваемом случае директор ООО «СеверТранс» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, действия по которому совершены 09 января 2014 года, 10 января 2014 года, 13 января 2014 года, 14 января 2014 года, 15 января 2014 года, 16 января 2014 года, 20 января 2014 года, 22 января 2014 года, 24 января 2014 года, 28 января 2014 года, 31 января 2014 года, 04 февраля 2014 года, 07 февраля 2014 года, 10 февраля 2014 года, 11 февраля 2014 года, 12 февраля 2014 года, 13 февраля 2014 года, 14 февраля 2014 года, 19 февраля 2014 года, 20 февраля 2014 года, 21 февраля 2014 года, 25 февраля 2014 года, 26 февраля 2014 года, 27 февраля 2014 года и 28 февраля 2014 года.
Таким образом, привлечение директора ООО «СеверТранс» ФИО1 к административной ответственности 28 апреля 2014 года за административные деяния, имевшие место быть в период с 09 января 2014 года по 27 февраля 2014 года, совершено за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности.
Несоблюдение требования п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления с прекращением производства по делу в названной части.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Довод подателя жалобы о пропуске срока привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ по всем эпизодам, указанным в постановлении, несостоятелен, поскольку в соответствии с ч.2 ст.4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый месяцами истекает в соответствующее число последнего месяца.
Поскольку административное правонарушение совершено 28 февраля 2014 года, срок для привлечения его к административной ответственности истекал 28 апреля 2014 года. Таким образом, обжалуемое постановление вынесено в последний день срока привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает возможности привлечения директора ООО «СеверТранс» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ за совершение деяния от 28 февраля 2014 года.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, состоит в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которой следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств), следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения.
В соответствии с п.3.1 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
Согласно п.5.2 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П записи в кассовой книге 0310004 осуществляется кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, оформленному на полученные наличные деньги.
По смыслу Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П, сумма выручки должна соотноситься с контрольной лентой и журналом кассира-операциониста по состоянию на конец рабочего дня.
Как установлено выше, в обжалуемом постановлении должностным лицом установлено, что ООО «СеверТранс» не были оприходованы в кассу наличные денежные средства в сумме <данные изъяты> не был оформлен приходный кассовый ордер, и не была внесена запись в кассовую книгу. Данный вывод основан на том, что приходный кассовый ордер не был представлен ООО «СеверТранс» для проведения контрольных мероприятий.
Между тем, представленные судье материалы содержат приходный кассовый ордер от 28.02.2014 № 168 на сумму <данные изъяты>
В судебном заседании 15 августа 2014 года представитель Инспекции пояснил, что нарушение ООО «СеверТранс» помимо неоприходования вышеуказанной суммы выразилось, в том числе, и в неоприходовании 28 февраля 2014 года в кассу следующих сумм денежных средств: <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>., а всего <данные изъяты> руб.
Однако, данные обстоятельства не нашли своё отражение в обжалуемом постановлении, т.е. не были установлены должностным лицом налогового органа при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Более того, в судебном заседании защитником Жигановой С.В. представлены судье приходные кассовые ордера на указанные суммы: от 28.02.2014 №№ 164, 165, 166, 167. Данные суммы с соответствующими номерами приходных кассовых ордеров внесены в кассовую книгу ООО «Север-Транс» (лист 47 книги). При этом защитник пояснил, что из вышеуказанных сумм за 28 февраля 2014 года, лишь <данные изъяты>. была принята с применением ККТ «Элвес Микро К» заводской № 00517113, установленной в авиакассе, проверенной налоговым органом. Остальные суммы: <данные изъяты> были оприходованы в других кассах ООО «СеверТранс» с применением иных ККТ, которые Инспекцией не проверялись.
В судебном заседании 15 августа 2014 года представитель Инспекции, обосновывая правомерность привлечения ФИО1 к административной ответственности, пояснил, что кассовый ордер от 28.02.2014 № 168 был представлен ООО «СеверТранс» при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица 25 апреля 2014 года, что также подтверждает в своем заявлении ФИО1, но поскольку в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении руководителя юридического лица данный документ представлен не был, при вынесении обжалуемого постановления этому доказательству, равно как и кассовой книге, оценка не давалась.
В силу п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В связи с тем, что действующим законодательством об административном правонарушениях никаких ограничений по собиранию и представлению доказательств на стадии пересмотра постановления по делу об административных правонарушениях не имеется, лицо, подавшее жалобу, вправе ссылаться на дополнительные доказательства, которые им не были представлены в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом. Какие-либо ограничения, связанные с тем, представлялись ли такие доказательства при рассмотрении дела по существу, в производстве по делам об административных правонарушениях не установлены.
При этом вновь представленные доказательства суд исследует и оценивает независимо от того, имелась ли у лица возможность их представить должностному лицу при рассмотрении дела и каковы причины, по которым они не были представлены.
Таким образом, относящиеся к обстоятельствам дела и полученные в соответствии с законом (ст.26.2 КоАП РФ) приходные кассовые ордера от 28.02.2014 №№ 164, 165, 166, 167, 168, (ст.26.2 КоАП), судья считает допустимыми и учитывает их при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Кроме того, должностное лицо налогового органа при вынесении обжалуемого постановления располагало сведениями о наличии приходного кассового ордера от 28.02.2014 № 168 на <данные изъяты> поскольку данный документ был представлен ООО «СеверТранс» в рамках дела об административном правонарушении в отношении юридического лица, которое было рассмотрено до даты рассмотрения дела в отношении руководителя данного юридического лица – 25 апреля 2014 года.
В судебном заседании установлено, что ООО «СеверТранс» в 2014 году ведет кассовую книгу автоматизированным способом.
Оприходование представляет собой совокупность следующих действий: принятие денежных средств с применением контрольно-кассовой техники; составление приходного кассового ордера; отражение поступившей выручки в кассовой книге предприятия, все перечисленные действия ООО «СеверТранс» были совершены.
Кассовая книга за 28 февраля 2014 года подтверждает поступление выручки на счета. Из книги кассира-операциониста видно, что она ведется, и денежные средства отражаются на счетах, в том числе, в указанную дату: 28 февраля 2014 года – <данные изъяты>
Расхождения между суммой выручки и суммой оприходованных денежных средств отсутствуют.
Таким образом, учитывая представленные приходные кассовые ордера, судья приходит к выводу, что денежные средства 28 февраля 2014 года были сданы и оприходованы в кассу ООО «СеверТранс». Вывод должностного лица Инспекции в постановлении в указанной части является ошибочным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлен факт накопления в кассе ООО «СеверТранс» наличных денежных средств сверх установленного лимита в проверяемый период (28 февраля 2014 года) - <данные изъяты>. в связи с отсутствием распорядительного документа об установлении лимита остатка на 2014 год.
Согласно п.1.2 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.
В обжалуемом постановлении указано, что ООО «СеверТранс» не издан и не представлен нормативный документ, подтверждающий установление лимита остатка кассы, следовательно, лимит остатка кассы денежных средств в кассе ООО «СеверТранс» равен 0 руб.
При рассмотрении настоящей жалобы факт накопления в кассе ООО «СеверТранс» наличных денежных средств сверх установленного лимита 28 февраля 2014 года в размере <данные изъяты> не подтвердился, поскольку представленные налоговым органом материалы проверки содержат приказ ООО «СеверТранс» от 28.02.2013 № 7, которым с 01 марта 2013 года лимит остатка наличных средств в кассе утвержден в размере <данные изъяты> Данный документ опровергает вывод должностного лица Инспекции в обжалуемом постановлении.
Таким образом, судья приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, поскольку налоговым органом не доказан, как факт неоприходования ООО «СеверТранс» в кассу денежной наличности, так и факт накопления в кассе наличных денежных средств сверх установленного лимита 28 февраля 2014 года, что в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая то, что инспекцией не доказано наличие события вменяемого директору ООО «СеверТранс» ФИО1 административного правонарушения, решение вопроса о наличии вины в его действиях (бездействии) не является целесообразным.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица о привлечении директора ООО «СеверТранс» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело в отношении директора ООО «СеверТранс» ФИО1 - прекращению на основании п.п.1, 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «СеверТранс» ФИО1 от 08.05.2014 удовлетворить.
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу от 28.04.2014 № 1134 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.п.1, 6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст.25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении или опротестовано прокурором в том же порядке и в те же сроки.
Судья М.А. Кольцюк