ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/17 от 12.04.2017 Ижемского районного суда (Республика Коми)

РЕШЕНИЕ

с. Ижма 12 апреля 2017 года

Судья Ижемского районного суда Республики Коми Засыпкина Т.И.,

при секретаре Орловой Н.А.,

рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу на постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 30 января 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.28.1 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу ФИО4 в отношении должностного лица – инженера по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол -МАО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.28.1 ч.2 КоАП РФ, согласно которого инженер по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за своевременное внесение информации в Единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней несвоевременно ДД.ММ.ГГГГ внесла информацию по лесной декларации № б/н поданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (договор аренды земельного участка ), нарушив срок, установленный п. 12 ст. 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации.

Постановлением мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производству по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.28.1 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование принятого решения, мировым судьей указано, что ФИО1 приказом 24-лс от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность инженера по лесному хозяйству ГУ РК «Ижемское лесничество».

Приказом -од от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ГУ «Ижемское лесничество» ФИО1 назначена ответственным лицом, на которое возложена обязанность по внесению документальной информации в систему учета древесины (ЕГАИС), указанную в п.1-6 и 9 ч.9 ст. 50.6 Лесного кодекса РФ.

Согласно Устава ( в ред. ДД.ММ.ГГГГ) ГУ РК «Ижемкое лесничество» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организационно - правовая форма- государственной учреждение. Предметом деятельности ГУ РК «Ижемское лесничество» ( на момент совершения правонарушения) является осуществление в пределах определенных Уставом, полномочий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ( п.2.1 Устава).

Однако, органом государственной власти, органом местного самоуправления ГУ РК « Ижемское лесничество» не является, так как при осуществлении полномочий интересы Министерства по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах территории закрепленных за ГУ РК «Ижемское лесничество» и исполнение действий были делегированы главному лесничему ( главному государственному инспектору по охране леса)- руководителю ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО5 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из смысла ч.2 ст. 8.28.1 КоАП РФ по части 2 ст.8.28.1 КоАП РФ административную ответственность за непредоставление или не своевременное представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней несут должностные лица уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Поскольку инженер по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1 не является должностным лицом уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, то не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в Ижемский районный суд Республики Коми обратился с жалобой заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по СЗФО ФИО4 на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, где указывает, что Департамент лесного хозяйства по СЗФО считает ФИО1 виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8.28.1 КоАП РФ по следующим основаниям.

ГУ РК «Ижемское лесничество» согласно п. 2.1 Устава, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ( в настоящее время реорганизовано в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми) от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет отдельные полномочия Министерства в области лесных отношений на территории Ижемского лесничества Республики Коми, в том числе внесение информации в ЕГАИС «Учета древесины и сделок с ней» ( далее- ЕГАИС).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО1 была назначена на должность инженера по лесному хозяйству в ГУ «Ижемское лесничество».

Приказом ГУ РК «Ижемское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ-ОД ответственной за своевременное внесение информации в ЕГАИС назначена инженер по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1, что подтверждается материалами дела.

ФИО1 была ознакомлена с приказом от ДД.ММ.ГГГГ-ОД о назначении ответственной за своевременное внесение информации в ЕГАИС, что подтверждается ее подписью на данном документе.

Таким образом, инженер по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1 является должностным лицом, ответственным за вынесение информации в ЕГАИС и, соответственно, является субъектом, согласно ст. 2.4 КоАП РФ, подлежащим административной ответственности по составу правонарушения, предусмотренному ч.2 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

Постановление мирового судьи Ижемского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ было получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в журнале входящей документации.

Просит суд: Восстановить срок на подачу жалобы на постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу отменить и вернуть дело на новое рассмотрение судье.

В судебное заседание заявитель ФИО4 не явился, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 факт несвоевременного представления информации по лесной декларации ООО « ЛУКОЙЛ –Коми» (договор аренды лесного участка ), принятой ДД.ММ.ГГГГ в систему ЕГАИС не оспаривает. При этом, суду пояснила, что работает в ГУ РК «Ижемское лесничество с 2008 года в должности инженера, в последствии переведена на должность инженера по лесопользованию 1 категории. ГУ РК «Ижемское лесничество» является юридическим лицом. Учредителем учреждения изначально был Комитет лесов Республики Коми, который в последствии был введен в структуру Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, в настоящее время реорганизовано в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми. Считает, что Комитет лесов Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми являются государственными органами. Деятельность ГУ РК « Ижемское лесничество» регламентирована Уставом учреждения. Вышеперечисленные государственные органы часть полномочий передавали по доверенности главному лесничему- руководителю ГУ «Ижемское лесничество». Передавались ли полномочия их руководителю по внесению информации в ЕГАИС, ей не известно. Федеральным законом № 415-ФЗ были внесены изменения в Лесной кодекс РФ. Была введена Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Руководителем ГУ РК «Ижемское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ издан приказ, которым на нее была возложена обязанность по внесению документированной информации в систему учета древесины (ЕГАИС). С указанным приказом она была ознакомлена, подписала его. Указанный приказ она не оспаривала. Над тем, что возможно это не ее обязанность, не задумывалась. Поскольку имелся приказ о возложении на нее обязанности, считала, что этим и должна была заниматься она. С 2015 года она информацию по сделкам с древесиной вносила в ЕГАИС. Информацию по декларациям она должна была внести в трехдневный срок. ДД.ММ.ГГГГ была принята декларация ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ( договор аренды лесного участка ). Внесла информацию в ЕГАИС по указанному договору только ДД.ММ.ГГГГ в виду сбоя программы. Связь с Интернетом то появлялась, то исчезала. По этой причине, а также в связи с большим количеством информации, которую следовало разместить, ею были нарушены сроки.

Исследовав материалы дела, суд находит, что срок обжалования постановления заявителем не пропущен.

Из представленных материалов видно, что постановление получено Департаментом лесного хозяйства по СЗФО ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно штемпеля на почтовым конверте, жалоба на постановление направлена ДД.ММ.ГГГГ, почтовое отправление поступило в отделение Почты <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав должностное лицо ФИО1, проверив представленные материалы, суд считает необходимым жалобу удовлетворить, постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение судье Ижемского судебного участка Республики Коми по следующим основаниям.

Часть 2 статьи 8.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредоставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную, автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней и влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.

Административная ответственность введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения».

В соответствии с п. 12 статьи 50.6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ ( ред.от 13.07.2015 г.), органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли- продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют информацию в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня приема лесной декларации, отчета об использовании лесов.

Из Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 3 февраля 2012 года № 25 следует, что Комитет лесов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации (п.1).

Комитет осуществляет функции и полномочия в отношении государственных учреждений Республики Коми в сфере лесных отношений (далее- государственные учреждения) (п.6).

В главе 111 Положения перечислены государственные функции, в том числе: принимает и рассматривает лесные декларации (п.9.7), проводит мероприятия, а также исполняет функции организатора по осуществлению государственными учреждениями мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов ( п.9.9.).

В соответствии с пунктами 10.4, 10.5, 10.6, 10.7 Положения Комитет предоставляет следующие государственные услуги: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование; в безвозмездное срочное пользование; в аренду; заключение договоров купли- продажи лесных насаждений.

Согласно п.12 Положения Комитет возглавляет руководитель, который вправе издавать приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета (п.13.10 Положения).

Из Приказа Комитета лесов Республики Коми от 13 января 2015 г. № 3 «Об организации применения норм Федерального Закона № 415-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» приказано Руководителям ГУ «Лесничества» назначить должностных лиц, ответственных за внесение документированной информации в систему учета древесины (ЕГАИС), указанную в пунктах 1-6 и 9 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации. Срок исполнения- до 19 января 2015 г.

Из Приказа главного лесничего- руководителя ГУ «Ижемское лесничество» от 16 января 2015 года № 3-ОД «Об организации применения норм Федерального Закона № 415-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» приказано назначить инженера по лесопользованию ФИО1 ответственным лицом, на которое возложена обязанность по внесению документированной информации в систему учета древесины (ЕГАИС), указанную в пунктах 1-6 и 9 части 9 статьи 50.6 Лесного Кодекса Российской Федерации. В графе приказа «с приказом ознакомлена» имеется подпись ФИО1

Судом установлено, что Комитет лесов Республики Коми являлся учредителем ГУ РК «Ижемское лесничество».

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 03 ноября 2015 года № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми реорганизовано путем присоединения к нему Комитета лесов Республики Коми. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми переданы функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, а также осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации (п. 13 Указа).

Согласно Положения «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 года № 497, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира, в области охоты, охраны окружающей среды, в области лесных отношений на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление в том числе государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации (п.1).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми( далее- государственные учреждения) ( п.6)

Министерство является правопреемником Комитета лесов Республики Коми ( п.7).

Из Устава государственного учреждения Республики Коми «Ижемское лесничество», утвержденного Приказом Министерства Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» от 15 января 2016 г. № 14 следует, что ГУ РК «Ижемское лесничество» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; организационно- правовая форма- государственное учреждение; тип учреждения- государственное каченное учреждение. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Коми, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. ГУ РК «Ижемское лесничество является юридическим лицом.

В соответствии с п. 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах, определенных настоящим Уставом, полномочий Министерства.

В соответствии с п. 2.4 Устава, Учреждение осуществляет функции, в том числе: организацию использования лесов, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; приемку и согласование лесных деклараций; передачу и приемку участков земель лесного фонда; учет лесного фонда; ведение технической документации по охране, защите, воспроизводству лесов, составление отраслевой отчетности; прием от юридических лиц, использующих леса, отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов; внесение, проверку и подписание первичных данных в автоматизированный информационной системе «Государственный лесной реестр»; подготовку и заключение с гражданами для собственных нужд договоров безвозмездного срочного пользования в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности; учет древесины заготавливаемой гражданами для собственных нужд; внесение, проверку и подписание данных в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней.

В соответствии с п. 4.4 Устава, Учреждение обязано, в том числе представлять в министерство необходимую сметно- финансовую документацию в полном объеме по утвержденным формам и по всем видам деятельности; осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов производственной, хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством. За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут установленную законодательством дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

В соответствии с п. 5.2, 5.3 Устава высшим должностным лицом Учреждения является Главный лесничий ( главный государственный инспектор по охране леса)- руководитель Учреждения, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Министерства с учетом мнения главы администрации муниципального образования муниципального района. Руководитель Учреждения выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Учреждения, в том числе, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, что Комитет лесов Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми являлись органами государственной власти, учредителями ГУ РК «Ижемское лесничество», осуществляли функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми, следовательно, вправе были возложить часть государственных полномочий в области лесных отношений на ГУ РК «Ижемское лесничество».

В связи с чем, Приказ Комитета лесов Республики Коми от 13.01.2015 г № 3 об обязании руководителей государственных учреждений лесничеств назначить должностных лиц, ответственных за внесение документированной информации в систему учета древесины ( ЕГАИС), указанную в пунктах 1-6 и 9 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса РФ не противоречит указанным выше нормам.

Устав ГУ РК «Ижемское лесничество» позволяет главному лесничему- руководителю Учреждения издавать приказы, в связи с чем, Приказ главного лесничего- руководителя ГУ «Ижемское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ-ОД о возложении на инженера по лесопользованию ФИО1 обязанности по внесению документированной информации в систему учета древесины (ЕГАИС), указанную в пунктах 1-6 и 9 части 9 статьи 50.6 Лесного Кодекса Российской Федерации, следует признать обоснованным и изданным в рамках своих полномочий. С указанным приказом ФИО1 ознакомлена, не оспаривала его.

Материалами дела установлено, что инженер по лесопользованию 1 категории ФИО1 несвоевременно внесла в систему ЕГАИС информацию по лесной декларации, поданной ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»( договор аренды лесного участка ), принятой ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства при принятии решения судом первой инстанции не приняты во внимание.

В связи с чем, нахожу, что мировым судьей нарушены нормы материального права, влекущего отмену вынесенного решения, поскольку сделан преждевременный вывод о том, что инженер по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество» не является субъектом, должностным лицом уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Обжалуемое постановление не может быть признано законным и по тому основанию, что протокол об административном правонарушении по делу -МАО составлен в отношении должностного лица- инженера по лесопользованию ГУ РК «Ижемское лесничество» ФИО1, тогда как постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении физического лица ФИО1.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении, следует изучить должностную инструкцию инженера по лесопользованию 1 категории ГУ РК «Ижемское лесничество», проверить доводы ФИО1 о невозможности своевременно внести информацию в связи с регулярными сбоями при в ходе в программу ЛЕС ЕГАИС, установить имелась ли у ответственного лица ФИО1 возможность иным способом исполнить возложенную на нее обязанность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10.,30.7 ч.1 п. 4 Кодекса РФ об административных правонарушения, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу удовлетворить.

Постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.2 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье Ижемского судебного участка Республики Коми.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Т.И. Засыпкина