ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/17 от 15.03.2017 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-9/2017

Р Е Ш Е Н И Е

п. Балахта 15 марта 2017 года

Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Лябзина Т.Г.,

с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности Колтович О.В.,

представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе Платоновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Санаторий «Красноярское Загорье» на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и Новоселовскому района Красноярского края Цыбикова В.И. от 27.01.2017 года в отношении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» ОГРН , зарегистрировано Администрацией Балахтинского района Красноярского края 24.12.1992 г. , перерегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 14 по Красноярскому краю 17.09.2002 г., ИНН ,, юридический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>. фактический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>; телефон/факс (. Банковские реквизиты: расчетный счет , Новосибирский Филиал ПАО «БИНБАНК» г. Новосибирск; КПП БИК , корр/счет , суд

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и Новоселовскому района Красноярского края Цыбикова В.И. от 27.01.2017 года юридическое лицо АО «Санаторий «Красноярское Загорье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

Согласно постановления, 09.01.2017 г. в 13 часов 10 минут при проведении административного расследования в отношении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», столовая, <адрес>, <адрес> обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в организации общественного питания, выразившееся в нарушении требований ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В нарушение п.9.4. СП 2.3.6.1079-01 при составлении 5-6 разового питания пациентов санатория допускают включение в течение одного дня одноименных блюд: на завтрак и ужин указан напиток чай, масло сливочное порционное, 21.09.2016г., 29.09.2016 г. на обед и ужин был приготовлен соус сметанный; В нарушение п. 8.2. СП 2.3.6.1079-01 производство продукции общественного питания для пациентов АО «Санаторий «Красноярское Загорье» не проводится по технической документации, разработанной в установленном законодательством порядке, а именно: не представлены технологические карты с технологическими инструкциями, разработанные в соответствии со сборниками рецептур блюд или на основании технико-технологических карт, на вырабатываемые блюда, указные в представленных меню-раскладках («котлета рыбная (кета)» меню от 17.09.2016 г. (обед), «котлеты капустные с яблоками» меню № 2403 от 16.09.2016 г. (ужин), «каша пшеничная молочная вязкая», «Омлет с луком», салат «Ракост» меню № 2398 от 15.09.2016 г. (завтрак), «рыбные галки» меню № 2398 от 15.09.2016 г (обед), «напиток брусничный», «салат «Днестр», «гуляш из отварного мяса» меню № 2398 от 15.09.2016 г (ужин); допускают внесение изменений в действующие рецептуры блюд: «борщ с картофелем и свежей капустой» меню № 2398 от 15.09.2016 г. (обед) – в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (составители А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный; Киев «А.С.К. 2002 г) рецептура № 170, однако в рецептуре № 170 отсутствует ингредиент «Лечо», указный в технологической карте; в технологической карте не указано использование томатного пюре, кулинарного жира, указанные в рецептуре № 170); «Бигус из свежей капусты» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (ужин) – в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под редакцией В.Т. Лапшиной (издательство «Хлебпродинформ», 2004) рецептуры №№ 440, 534, однако в рецептурах № 440 «говядина тушеная с капустой» и № 534 «капуста тушеная» не указано использование колбасы вареной и маргарина, указанных в технологической карте; представлены технико-технологические карты на блюда: «салат «Майский» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (завтрак), «зразы рубленые (паровые) из говядины» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (обед), вырабатываемые на предприятии общественного питания, в которых не отражены показатели качества и безопасности (органолептические показатели качества, микробиологические показатели безопасности; фактически в технико-технологических картах указана ссылка о том, что физико-химические и микробиологические показатели соответствуют критериям, указанным в приложении ГОСТ Р 50763-2008; фактически ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению» не содержит микробиологические и органолептические нормативы на вырабатываемую продукцию общественного питания; Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1675-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2016 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 30390-2013). В нарушение п. 14.9. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 при составлении меню-раскладок не учитываются основные принципы лечебного питания; питание пациентов не соответствует пищевой ценности диет: согласно меню № 2403 от 16.09.2016 (завтрак), результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 16.09.2016 г. на завтрак был приготовлен омлет натуральный в количестве 20 порций по 80 грамм с использованием маргарина, однако, согласно представленной технико-технологической карте на омлет в рецептуре приготовления блюда указано масло сливочное; согласно меню № 2428 от 20.09.2016 г. (ужин), результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 20.09.2016 г. на ужин был приготовлен бигус из свежей капусты в количестве 15 порций по 255 грамм с использованием маргарина, однако в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под редакцией В.Т. Лапшиной (издательство «Хлебпродинформ», 2004) рецептуры №№ 440, 534, однако в рецептурах № 440 «говядина, тушеная с капустой» и № 534 «капуста тушеная» указано использование масла сливочного, согласно меню № 2398 от 15.09.2016 г., результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 15.09.2016 г. на обед был приготовлен борщ с картофелем и свежей капустой в количестве 80 порций по 350 грамм с использованием «Лечо», однако в представленной технико-технологической карте (фактически технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» (составители А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный; Киев «А.С.К. 2002 г) рецептура № 170, в которой указано использование томатного пюре, таким образом, осуществляют при приготовлении блюд замену жиров животного происхождения – масла сливочного на жиры растительного происхождения – маргарин; замену томатного пюре на «лечо» в нарушение Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. № 330 (таблица № 6 «Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006 г. № 316); питание пациентов санатория по диете № 5 плановое меню № 2398 от 15.09.2016 г. не соответствует лечебным показаниям по химическому составу и пищевой ценности диет: при анализе представленных подсчётов химического состава диеты № 5 (плановое меню от 15.09.2016 г. № 2398) – энергетическая ценность фактически составила 2707,82 ккал (при нормируемом значении 2170-2400 ккал), содержание белков фактически составило 115,16 г (при нормируемом значении 85-90 г), содержание жиров фактически составило 139,86 г (при нормируемом значении 70-80 г), содержание углеводов фактически составило 274,47 г (при нормируемом значении 300-330 г); в представленном подсчёте химического состава диеты № 9 (плановое меню № 2398 от 15.09.2016 г.) – энергетическая ценность фактически составила 2445,96 ккал (при нормируемом значении 2170-2400 ккал), содержание белков фактически составило 126,26 г (при нормируемом значении 85-90 г), содержание жиров фактически составило 147,13 г (при нормируемом значении 70-80 г), содержание углеводов фактически составило 206,76 г (при нормируемом значении 300-330 г).

Представитель юридического лица ОА «Санаторий «Красноярское Загорье», не согласившись с вынесенным постановлением от 27.01.2017 года обратилась в Балахтинский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просит об отмене постановления, с привлечением к административной ответственности не согласны, считает, что в их действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению, обществом созданы все условия для соответствия деятельности требования законодательства. Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение отдыхающих в санатории граждан в период в августе 2016 года, а период проверки декабрь 2016 года. Суть жалобы отдыхающих заключалась в недостатке, по их пониманию, пищевой ценности в диетическом питании, что являлось, по их мнению, причиной чувства голода. Диетическое питание организовано в соответствии со всеми стандартами и требованиями к организации такого вида лечебного питания. Вкусовые пристрастия и пищевые привычки людей не всегда соответствуют принципам правильного/диетического питания. Отсутствие жирной и жареной пищи не всегда дает эмоциональное ощущение, которое так часто путается с голодом. Диетическое питание – вопрос медицинский, как часть лечебной терапии основного и сопутствующего заболевания. В связи с этим требования о правильном диетическом питании сформулированы именно министерством здравоохранения и социального развития и отражены в приказе о чем и указано в протоколе . Однако, согласно п. 5 раздела 2 Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 проверка на соответствие приказам Министерства здравоохранения, включая контроль организации диетического питания, пищевой ценности и иных составляющих диетического питания в полномочия Роспотребнадзора не входят. Из указанного следует, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении внеплановой выездной проверки не компетентны оценивать правильность организации диетического питания. Каких-либо иных нарушений (выявленные факты заявитель нарушениями не признает) не установлено. Доводы, изложенные в жалобе, подтверждения не нашли. Заслуживает внимания и тот факт, что отсутствует причинно-следственная связь между фактами, отраженными в заявлении отдыхавших граждан и установленными при проверке. Временной период более чем в 4 месяца, не дает оснований полагать о достоверности выводов внеплановой проверки и тех обстоятельств, о которых указано в жалобе. Поскольку отраженные в протоколе факты находятся за границами компетенции проверяющего органа, считает, что производство по делу подлежит прекращению. Считает, что отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, в связи с чем, дело подлежит прекращению. Более того, выявленные факты, даже если и рассматривать как состав правонарушения (против чего заявитель возражает), то оно подпадает под признаки малозначительности. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то на основании ст. 2.9 КоАП РФ лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Так же считает, что выявленные факты если и рассматривать как состав правонарушения (о чем она возражает), то они подпадают под признаки малозначительности.

Представитель юридического лица ОА «Санаторий «Красноярское Загорье» Колтович О.В., действующая на основании доверенности от 14.03.2017г., в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, дополнительно суду пояснила, что жалоба отдыхающих при проверке не нашла своего подтверждения, калорийность блюд соответствовала заявленному, а в некоторых случаях и превышала ее. В АО «Санаторий «Красноярское Загорье» за правильностью диетического питания следит специально закрепленный работник. После проведения проверки Управлением Роспотребнадзора все недостатки были устранены, ответственные лица предупреждены, приняты меры по усилению контроля за питанием отдыхающих. Также считает, что Управление Роспотребнадзора не имело полномочий по проведению указанной проверки, т.к. данная проверка должна проводится органами здравоохранения.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе Платонова Е.С., действующая на основании доверенности от 10.02.2017г., в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что постановление вынесено законно и обоснованно. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе представлен письменный отзыв на жалобу, в котором указано, что 12.12.2016 г. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе поступило коллективное обращение граждан, проходивших лечение в АО «Санаторий «Красноярское Загорье» в период с 15.09.2016 г. по 06.10.2016 г. с жалобой на питание, организованное в АО «Санаторий «Красноярское Загорье». Материалы обращения послужили основанием для возбуждения в отношении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ и проведении административного расследования в целях получения необходимых для разрешения дела сведений и документов. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях юридического лица события состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ. Так 09.01.2017 г. в 13 часов 10 минут в АО «Санаторий «Красноярское Загорье», столовая, Красноярский край, Балахтинский район, с. Кожаны, зд. 39, строение 5, помещение 2 обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в организации общественного питания, выразившееся в нарушении требований ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. А именно нарушения: п.9.4. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями при составлении 5-6 разового питания пациентов санатория допускают включение в течение одного дня одноименных блюд; п. 8.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями производство продукции общественного питания для пациентов АО «Санаторий «Красноярское Загорье» не проводится по технической документации, разработанной в установленном законодательством порядке; п. 14.9. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при составлении меню-раскладок не учитываются основные принципы лечебного питания; питание пациентов не соответствует пищевой ценности диет. Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе осуществлялся надзор за выполнением АО «Санаторий «Красноярское Загорье» пунктов СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.1.3.2630-10 в части организации питания пациентов в столовой. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Нарушение требований нормативно-правовых документов означает отсутствие организации системы лечебного питания. Организация диетического питания в медицинских организациях, осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 5.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации». Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований санитарных правил и норм, указанных выше, тем самым образовал состав административного правонарушения по ст. 6.6 КоАП РФ. С учетом признаков объективной стороны совершенного административного правонарушения, оно ни при каких обстоятельствах не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения. АО «Санаторий «Красноярское Загорье» оказывает населению санаторно-курортные, медицинские услуги. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет, установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Учитывая вышеизложенное, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе просит в удовлетворении требований АО «Санаторий «Красноярское Загорье» указанных в жалобе отказать, постановление по делу об административном правонарушении от 27.01.2017 г. № 329 оставить без изменения.

Выслушав представителя юридического лица Колтович О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе Платонову Е.С., изучив материалы дела и оценив исследованные доказательства в своей совокупности, судья приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 6.6 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

Как усматривается из материалов дела, инвалиды республики Тыва 08.11.2016 года обратились с заявлением в Правительство Республики Тыва по поводу того, что в комнатах где они проходили лечение в АО Санаторий «Красноярское Загорье» с 15.09.2016 года по 06.10.2016 года: меню на питание составлено из самых дешевых овощей, люди голодали, были вынуждены покупать еду и в номерах дополнительно питаться.

Данное обращение было направлено в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе, поступило в отдел 12.12.2016 года.

15 декабря 2016 года было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по обращению граждан по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в организации общественного питания.

В ходе проверки юридического лица, было установлено, что согласно представленной юридическим лицом справке от 20.12.2016 г. питание пациентов, получающих лечение по путевкам Государственного учреждения – регионального отделения Фонда страхования РФ по Республике Тыва в период с 15.09.2016 г. по 06.10.2016 г., осуществлялось в столовой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>.

Из копии договора от 25.07.2016 г. г., следует, что комплексное обслуживание отдыхающих (клиентов) АО «Санаторий «Красноярское Загорье» осуществляет ООО «Неон»: приготовление блюд, приготовление 5-разового питания; приготовление «Диета № 9» - 6 разового питания; выпечку кондитерских изделий; первичную и вторичную обработку и нарезку овощей; мытье кухонного инвентаря, емкостей и оборудования; сервировку, обслуживание, уборку грязной посуды; уборку зала и производственных цехов уборщиками производственных помещений; мойку посуды; нарезку хлеба, формовку масла, розлив кефира, сахара, масла растительного в зале «диетическое питание» и при обслуживании дробного питания; контроль за выдачей и сдачей посуды. ООО «Неон» оказывает услуги на оборудовании, находящемся в собственности ООО «Неон» по адресу: <адрес>, <адрес>. АО Санаторий «Красноярское Загорье» обязан подавать ООО «Неон» еженедельное меню (п.4.2.1. договора). Согласно представленных копий № 2398 от 15.09.2016 г., № 2403 от 16.09.2016 г., № 2410 от 17.09.2016 г., № 2414 от 18.09.2016 г., № 2422 от 19.09.2016 г., № 2428 от 20.09.2016 г., № 2434 от 21.09.2016 г. – разработано и утверждено меню АО «Санаторий «Красноярское Загорье». Согласно утвержденной номенклатуре постоянно действующих диет в санатории применяется основной вариант стандартной диеты (диеты номерной системы 5, 9, 10, 15). АО «Санаторий «Красноярское Загорье» разработано 7 дневное меню для питания пациентов санатория.

Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330"О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации". Согласно Инструкции, Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов являются основой при составлении стандартных диет в лечебно-профилактическом учреждении (таблица 2). При формировании стандартных диет для детей и взрослых, получающих санаторно-курортное лечение, используют более дорогие сорта продуктов с учетом суточных норм питания в санаториях и санаториях-профилакториях (таблицы 3, 4, 5). При отсутствии полного набора продуктов на пищеблоке, предусмотренного сводным семидневным меню, возможна замена одного продукта другим при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов (таблицы 6, 7). Контроль правильности проводимой диетотерапии должен осуществляться путем проверки соответствия получаемых больными диет (по набору продуктов и блюд, технологии приготовления, химическому составу и энергетической ценности) рекомендуемым характеристикам стандартных диет и путем проверки равномерного использования ассигнований по кварталам года. Общее руководство диетпитанием в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случаях, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая. В подчинении врача-диетолога находятся медицинские сестры диетические и все работники пищеблока, обеспечивающие лечебное питание в лечебно-профилактическом учреждении в соответствии с данным Приказом. На пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения. Инструкцией установлена взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд.

В приложении N 4 Приказа, в разделе "Санитарно-гигиенический режим пищеблока и буфетных" установлено, что в пищевых блоках лечебно-профилактических учреждений должны строго соблюдать: требования по устройству пищеблока, санитарному содержанию и технологии приготовления пищи, предусмотренные действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания; санитарные правила по условиям и срокам хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов; требования об обязательных профилактических и медицинских обследованиях работников пищеблока, раздаточных и буфетных (формы 1-лп и 2-лп).

Согласно п.9.4 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» При составлении меню 2 - 3-разового питания для организованных коллективов одноименные блюда и гарниры в течение одного дня не включаются.

В случаях разработки новых рецептур, а также внесения изменений в действующие, связанные с изменением технологии производства, использованием нового, нетрадиционного сырья, при пересмотре сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, использовании новых материалов и оборудования, которые могут оказывать влияние на показатели безопасности готовой продукции, на рецептуры выдается санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений госсанэпидслужбы в установленном порядке. Производство продукции должно проводиться по технической документации, разработанной в установленном законодательством порядке. (п.8.2).

В силу п.14.9 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», При составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы лечебного питания и нормы питания на одного больного. Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания. При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет.

При проведении специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе административного расследования было установлено нарушение п.9.4. СП 2.3.6.1079-01: при составлении 5-6 разового питания пациентов санатория допускают включение в течение одного дня одноименных блюд: согласно представленных копий меню: № 2398 от 15.09.2016 г., № 2403 от 16.09.2016 г., № 2410 от 17.09.2016 г., № 2414 от 18.09.2016 г., № 2422 от 19.09.2016 г., № 2428 от 20.09.2016 г., № 2434 от 21.09.2016 г. на завтрак и ужин указан напиток чай, масло сливочное порционное, 21.09.2016г., 29.09.2016 г. на обед и ужин был приготовлен соус сметанный.

В нарушение п. 8.2. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями производство продукции общественного питания для пациентов АО «Санаторий «Красноярское Загорье» не проводится по технической документации, разработанной в установленном законодательством порядке, а именно:

- не представлены технологические карты с технологическими инструкциями, разработанные в соответствии со сборниками рецептур блюд или на основании технико-технологических карт, на вырабатываемые блюда, указные в представленных меню-раскладках («котлета рыбная (кета)» меню № 2410 от 17.09.2016 г. (обед), «котлеты капустные с яблоками» меню № 2403 от 16.09.2016 г. (ужин), «каша пшеничная молочная вязкая», «Омлет с луком», салат «Ракост» меню № 2398 от 15.09.2016 г. (завтрак), «рыбные галки» меню № 2398 от 15.09.2016 г (обед), «напиток брусничный», «салат «Днестр», «гуляш из отварного мяса» меню № 2398 от 15.09.2016 г (ужин);

- допускаются внесение изменений в действующие рецептуры блюд: «борщ с картофелем и свежей капустой» меню № 2398 от 15.09.2016 г. (обед) – в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания (составители А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный; Киев «А.С.К. 2002 г) рецептура № 170, однако в рецептуре № 170 отсутствует ингредиент «Лечо», указный в технологической карте; в технологической карте не указано использование томатного пюре, кулинарного жира, указанные в рецептуре № 170); «Бигус из свежей капусты» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (ужин) – в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под редакцией В.Т. Лапшиной (издательство «Хлебпродинформ», 2004) рецептуры №№ 440, 534, однако в рецептурах № 440 «говядина тушеная с капустой» и № 534 «капуста тушеная» не указано использование колбасы вареной и маргарина, указанных в технологической карте;

- представлены технико-технологические карты на блюда: «салат «Майский» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (завтрак), «зразы рубленые (паровые) из говядины» меню № 2428 от 20.09.2016 г. (обед), вырабатываемые на предприятии общественного питания, в которых не отражены показатели качества и безопасности (органолептические показатели качества, микробиологические показатели безопасности; фактически в технико-технологических картах указана ссылка о том, что физико-химические и микробиологические показатели соответствуют критериям, указанным в приложении ГОСТ Р 50763-2008; фактически ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению» не содержит микробиологические и органолептические нормативы на вырабатываемую продукцию общественного питания; Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1675-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2016 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 30390-2013).

В нарушение п. 14.9. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при составлении меню-раскладок не учитываются основные принципы лечебного питания; питание пациентов не соответствует пищевой ценности диет:

- согласно меню № 2403 от 16.09.2016 (завтрак), результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 16.09.2016 г. на завтрак был приготовлен омлет натуральный в количестве 20 порций по 80 грамм с использованием маргарина, однако, согласно представленной технико-технологической карте на омлет в рецептуре приготовления блюда указано масло сливочное;

- согласно меню № 2428 от 20.09.2016 г. (ужин), результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 20.09.2016 г. на ужин был приготовлен бигус из свежей капусты в количестве 15 порций по 255 грамм с использованием маргарина, однако в представленной технико-технологической карте (фактически – технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах» под редакцией В.Т. Лапшиной (издательство «Хлебпродинформ», 2004) рецептуры №№ 440, 534, однако в рецептурах № 440 «говядина, тушеная с капустой» и № 534 «капуста тушеная» указано использование масла сливочного,

- согласно меню № 2398 от 15.09.2016 г., результатов проведенной органолептической оценки блюд с отметками в журнале бракеража готовой продукции от 15.09.2016 г. на обед был приготовлен борщ с картофелем и свежей капустой в количестве 80 порций по 350 грамм с использованием «Лечо», однако в представленной технико-технологической карте (фактически технологической карте) указана ссылка на «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» (составители А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко, М.И. Пересичный; Киев «А.С.К. 2002 г) рецептура № 170, в которой указано использование томатного пюре, таким образом, осуществляют при приготовлении блюд замену жиров животного происхождения – масла сливочного на жиры растительного происхождения – маргарин; замену томатного пюре на «лечо» в нарушение Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. № 330 (таблица № 6 «Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006 г. № 316));

- питание пациентов санатория по диете № 5 плановое меню № 2398 от 15.09.2016 г. не соответствует лечебным показаниям по химическому составу и пищевой ценности диет: при анализе представленных подсчётов химического состава диеты № 5 (плановое меню от 15.09.2016 г. № 2398) – энергетическая ценность фактически составила 2707,82 ккал (при нормируемом значении 2170-2400 ккал), содержание белков фактически составило 115,16 г (при нормируемом значении 85-90 г), содержание жиров фактически составило 139,86 г (при нормируемом значении 70-80 г), содержание углеводов фактически составило 274,47 г (при нормируемом значении 300-330 г); в представленном подсчёте химического состава диеты № 9 (плановое меню № 2398 от 15.09.2016 г.) – энергетическая ценность фактически составила 2445,96 ккал (при нормируемом значении 2170-2400 ккал), содержание белков фактически составило 126,26 г (при нормируемом значении 85-90 г), содержание жиров фактически составило 147,13 г (при нормируемом значении 70-80 г), содержание углеводов фактически составило 206,76 г (при нормируемом значении 300-330 г).

При таких обстоятельствах, оценив совокупность собранных по делу доказательств: протокол об административном правонарушении, пояснения должностного лица,, характеристики стандартных диет, журнал бракеража, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, меню, технико-технологические карты, другие материалы дела, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях АО «Санаторий «Красноярское Загорье» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст.6.6 КоАП РФ.

Вина АО «Санаторий «Красноярское Загорье» в совершении правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, перечень и анализ которых дан в постановлении от 10.02.2017г.

Должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе в процессе рассмотрения данного дела, были исследованы все фактические обстоятельства, им дана правильная юридическая оценка, административное наказание в отношении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» избрано обоснованно, в пределах, установленных законом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, наказание назначено в минимальном размере.

Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины АО «Санаторий «Красноярское Загорье» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности АО «Санаторий «Красноярское Загорье».

Постановление о привлечении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Суд не находит оснований для сомнений в правильности выводов начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе, т.к. в обоснование доводов жалобы не приведено каких-либо убедительных обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.

Доводы жалобы заявителя о том, что отсутствует причинно-следственная связь между фактами отраженными в заявлении отдыхающих граждан и установленными при проверки суд не принимает во внимание, поскольку обращение граждан послужило основанием для проведения внеплановой проверки, в ходе которой были установлены факты нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Рассматривая доводы жалобы о том, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении внеплановой выездной проверки не компетентны оценивать правильность организации диетического питания, суд приходит к следующему.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

В связи с изложенным, соблюдение санитарных правил и норм при организации питания населения в специально оборудованных местах, является обязанностью юридического лица АО «Санаторий «Красноярское Загорье». Каких-либо исключений в действии указанных правил при организации лечебного питания законодательством не установлено. Таким образом, поскольку нарушение санитарных правил и норм было установлено, наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, является доказанным.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Однако возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Деятельность АО «Санаторий «Красноярское Загорье» связана с оздоровлением граждан природными лечебными ресурсами при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям по соответствующим направлениям. В этой связи, соблюдение указанных санитарных правил является обязанностью Ответчика. Данные требования санитарных правил направлены на охрану здоровья населения.

Учитывая изложенные, суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что правонарушение является малозначительным, поскольку оснований для признания его малозначительным заявителем не представлено, судом таковых также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе от 27.01.2017 года о привлечении АО «Санаторий «Красноярское Загорье» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя юридического АО «Санаторий «Красноярское Загорье» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд Красноярского края в течение 10 дней.

Председательствующий: