ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/18 от 17.10.2018 Оленинского районного суда (Тверская область)

Дело №12-9/2018

РЕШЕНИЕ

17 октября 2018 года пос. Оленино

Судья Оленинского районного суда Тверской области Филиппов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Оленинского муниципального казенного учреждения «Телепрограмма Оленинское муниципальное телевидение» на постановление мирового судьи судебного участка Оленинского района Тверской области от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Оленинского муниципального казенного учреждения «Телепрограмма Оленинское муниципальное телевидение», ранее не подвергавшееся к административной ответственности,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Оленинского района Тверской области от 21 сентября 2018 года Оленинское муниципальное казенное учреждение «Телепрограмма Оленинское муниципальное телевидение» (далее ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»)признано виновным в совершении административногоправонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.21 КоАП РФ, выразившегося в том, что 19июля 2018 года в 19 часов18 минутОМКУ «Телепрограмма ОМТ», расположенноепо адресу: <...>, являясь владельцем лицензии на осуществление телевизионного вещания, осуществляя распространение средств массовой информации «Телеканал REN-TV» и «Оленинское муниципальное телевидение» на радиочастотах 29 ТВК на территории п.г.т. Оленино Тверской области, в нарушение ч.4 ст.13, ст.5 ФЗ от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», выпустило в эфир в составе телепрограммы «Музыка для всех» информацию, распространение которой среди определенных категорий детей ограничено (изображение преступления, антиобщественного действия, потребления алкогольной продукции в видеоряде клипа ФИО1 и Г. Лепса «Орлы или вороны») без сопровождения знаком информационной продукции.

В своей жалобе ОМКУ «Телепрограмма ОМТ» считает постановление мирового судьи незаконным и необоснованным, поскольку контролирующим органом нарушены нормы ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как проведение внеплановой проверки является обязательным, в материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на то, что информация в распространенных ОМКУ «Телепрограмма ОМТ» выпусках телевизионной программыОленинского телевидения имела признаки, характерные для видов информации, указанных в ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ, и причиняла детям вред здоровью и (или) их развитию. Мировым судьей не дана оценка указанным доводам, что повиляло на полноту и всесторонность судебного разбирательства, законность принятого решения. В связи чем, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

ОМУК «Телепрограмма ОМТ»о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем, нахожу в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.

В судебном заседаниипредставитель юридического лица ФИО2 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Выслушав представителя юридического лица ФИО2,представителя Управления Роскомнадзора по Тверской области ФИО3, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч.2 ст.13.21 КоАП РФ наступает за нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 13.15 данного Кодекса.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального Закона № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная ч. 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей, информация, которая предусмотрена ч. 3 настоящей статьи с учетом положений ст.ст. 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

На основании ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 436-ФЗ распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона № 436-ФЗ под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч.3 ст.6 Федерального закона № 436-ФЗ.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (ч.1 ст.6 Федерального закона № 436-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в ходе планового мероприятия систематического наблюдения в отношении ОМКУ «Телепрограмма ОМТ», проведенного на основании приказа Управления Роскомнадзора по Тверской области № 207 от 15.11.2017 года, установлен выход в эфир в составе телеканала «Оленинское муниципальное телевидение» в 19:18 19.07.2018 года телепрограммы «Музыка для всех», содержащей информацию, распространение которой среди определенных категорий детей ограничено, без сопровождения знаком информационной продукции.

Административное правонарушение выявлено в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ч. 5 ст. 8.3 названного Федерального закона в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

При этом правомочия такого должностного лица по пресечению нарушения и возбуждению дела об административном правонарушении при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении не ставятся в зависимость от разрешения вопроса о необходимости назначения внеплановой проверки.

Статья 10Федерального закона от26.12.2008 № 294-ФЗ, ст.27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", на которые заявитель в своей жалобе ссылается как на нормы, предусматривающие обязательность проведения внеплановой проверки, устанавливают выявление нарушений обязательных требований при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями как основание для такой проверки.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о нарушении норм Федерального закона от26.12.2008 № 294-ФЗ основаны на неверном толковании норм права и поэтому несостоятельны.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:актом систематического наблюдения от 03.08.2018 года; лицензией на осуществление телевизионного вещания; видеозаписью контента телеканала «Оленинское муниципальное телевидение» от 19.07.2018 года.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соблюдение требований и исполнение законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, связанную с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является обязанностью учреждения.

ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»не представлено доказательств того, что выявленное нарушение вызвано обстоятельствами, которые оно не могло разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых оно не отвечает.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым, вопреки доводам жалобы, была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст.2Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1"О средствах массовой информации"под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;под распространениемпродукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Вещателем телеканала «Оленинское муниципальное телевидение» является ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания серии ТВ №26282 от 26.01.2015 года.

Телепрограмма «Музыка для всех» в составе телеканала «Оленинское муниципальное телевидение» является информационной продукцией и подлежит классификации, предусмотренной Законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона № 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции: информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона).

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ОМКУ «Телепрограмма ОМТ» при трансляции телепрограммы «Музыка для всех» в составе телеканала «Оленинское муниципальное телевидение» не осуществило демонстрацию знака информационной продукции, действия учреждения правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 13.21КоАП РФ.

Доводам заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано какой конкретно должен стоять знак, перед клипом «Орлы или вороны» был выставлен знак 16+, не имеется доказательств того, что информация в распространенных ОМКУ «Телепрограмма ОМТ» выпусках телевизионной программы Оленинского телевидения имела признаки, характерные для видов информации,указанных в ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ, и причиняла детям вред здоровью и (или) их развитию, мировым судьей дана надлежащая оценка.

Указанные доводы являются субъективными, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств.

Пунктом 4 ст. 11 Федерального закона N 436-ФЗ предусмотрено, что оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст. 5 данного Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением: учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании; телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания; информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий; периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера; информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов; комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

Демонстрация информационной продукции - телепрограммы «Музыка для всех» не подпадает ни под одну указанную категорию, допускающую оборот информационной продукции без знака информационной продукции.

Также указанная информационная продукция не имеет значительной исторической, художественной или иной культурной ценности для общества, не является рекламой.

Соответственно при демонстрации информационной продукции - телепрограммы «Музыка для всех», в которойимеет место изображение преступления, антиобщественного действия, потребления алкогольной продукции в видеоряде клипа ФИО1 и Г. Лепса «Орлы или вороны»ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»обязано было сопровождать его демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра.

Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки мирового судьи. Вместе с тем, оснований для их переоценки и установлению по делу иных обстоятельств не усматривается.

Постановление о привлечении ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.21КоАП РФ, вынесеномировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание юридическому лицу назначено с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном санкцией ч.2 ст.13.21 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые в ходе производства по делу об административном правонарушении, не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела либо являлись основанием для отмены обжалуемого постановления, допущено не было.

Таким образом, жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления в части назначения ОМКУ «Телепрограмма ОМТ»дополнительного административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения, поскольку в постановлении не указано какойименно предмет административного правонарушения подлежит конфискации.

Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.21 КоАП РФ является продукция средства массовой информации.

Согласно абз.6 ст.2Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1"О средствах массовой информации" под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.

Как усматривается из материалов дела, предметом данного административного правонарушения является видеозапись выпуска телепрограммы «Музыка для всех» в составе телепрограммы «Оленинское муниципальное телевидение» от 19.08.2018 года.

В связи с чем, считаю необходимым внести в резолютивную часть постановления мирового судьи соответствующее уточнение.

Кроме того, постановление подлежит изменению в описательной части, поскольку мировым судьей ошибочно указана в фабуле правонарушения ч.4 ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», поскольку вменяемым правонарушением допущено нарушение ч.3 ст.13 названного закона.

Пунктом 2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановлениемирового судьи судебного участка Оленинского района Тверской области от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.21 КоАП РФ, нахожу подлежащими изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка Оленинского района Тверской области от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Оленинского муниципального казенного учреждения «Телепрограмма Оленинское муниципальное телевидение» изменить: в описательной части постановления указать ч.3 ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вместо ч.4 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в резолютивной части уточнить, что конфискации подлежит видеозапись выпуска телепрограммы «Музыка для всех» в составе телепрограммы «Оленинское муниципальное телевидение» от 19.08.2018 года.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд непосредственно или через Оленинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Филиппов