Дело № 12-9/2019
Р Е Ш Е Н И Е
14 марта 2019 года п.Максатиха
Судья Максатихинского районного суда Тверской области Куликова Ю.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, ФИО1,
представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление и.о. министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 06 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 06 февраля 2019 года ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратился с жалобой в Максатихинский районный суд Тверской области, в которой указал, что считает вышеуказанное постановление незаконным. При этом указал следующее.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским: кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 3 ст. 2.19 Бюджетного кодекса РФ).
Материалами дела об административном правонарушении не доказан состав административного правонарушения, а именно:
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
При этом согласно ст. 2 БК РФ структура бюджетного законодательства РФ, наряду с БК РФ, включает в том числе и принятые в соответствии с ним муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, федеральные законы, законы субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно письму Министерства финансов Тверской области от 07.06.2017 № 04-55/4356-КС по объектам муниципального образования Тверской области «Максатихинский район» предлагалось уже 07.06.2017 подготовить необходимый пакет документов в целях незамедлительного проведения конкурентных процедур в соответствии с нормами Федерального закона от 05:04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
22.08.2017 г. состоялось заседание конкурсной комиссии" по проведению конкурсного отбора по предоставлению МО Тверской области субсидий на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов МО Тверской области, где району предусмотрены средства в сумме 1674,06 тыс. руб.
Согласно письму Министерства финансов Тверской области от 17.08.2017г. № 04-37/6504-кс и на основании Протокола конкурсной комиссии внесены изменения в бюджет Максатихинского района на 2017 год.
01.09.2017 г. направлен проект на проверку в МФ ТО, 07.09.2017г. получено положительное заключение, 11.09.2017г. решением Собрания депутатов № 292 изменения утверждены.
Кроме того, в данном письме ассигнования на предоставление субсидии по объектам муниципального образования Тверской области «Максатихинский район» в соответствии с заявленной потребностью были выделены Законом Тверской области от 29.12.2016 года № 105-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в части перераспределения бюджетных ассигнований.
При заключении муниципального контракта № от 20.10.2017 г. лимиты бюджетных обязательств не превышены. Бюджетные ассигнования на выполнение работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения от квартальной котельной по <адрес> до объекта поставки теплоносителя были утверждены решением Собрания депутатов Максатихинского района от 11.09.2017г. № «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Максатихинского района № от, 29.12.2016г. «О бюджете Максатихинского района на 2017 год и на 2018 и 2019 годов». Изменения в данное решение были внесены на основании Протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора по предоставлению муниципальным образованиям Тверской области субсидий на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований Тверской области от 22.08.2017г. и письма Министерства финансов Тверской области от 17.08.2017г. № 04-37/6504-ис. (Копия решения Собрания депутатов Максатихинского района от 11.09.2017г. № 292, Копия Прокола конкурсной комиссии от 22.08.2017г., копия письма Министерства финансов от 17.08.2017г. № 04-37/6504-ис).
Кроме того, наличие лимитов бюджетных обязательств, для принятия бюджетного обязательства путем заключения муниципального контракта № от 20.10.2017 г. подтверждается выпиской из сводной бюджетной росписи бюджета Максатихинского района на 2017 год.
Таким образом, получив бюджетные средства и приняв бюджетные обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения от квартальной котельной по <адрес> до объектов поставки теплоносителя на сумму 2009371, 00 рублей в размере доведенных лимитов, а именно: за счет средств областного бюджета Тверской области 1 607496, 80 рублей, средства местного бюджета 401 874, 20 рублей.
Считает, что министерством не доказано наличие в действиях (бездействии) объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.
Просит отменить постановление № 02-22/117 от 06.02.2019 г. и прекратить производство по делу на основании ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, ФИО3, не явился, хотя своевременно и надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судом было определено рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Защитник лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, ФИО1 в судебном заседании доводы вышеуказанной жалобы поддержала в полном объеме по указанным в ней основаниям.
Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы ФИО3 При этом пояснила, что считает данное постановление законным и обоснованным. Указала, что само событие административного правонарушения, а также состав последнего в действиях ФИО3 присутствует. Дополнительно отметила, что ФИО3 при рассмотрении данного вопроса в Министерстве не отрицал, что настоящее правонарушение имело место быть. Последним муниципальный контракт, финансирование которого предполагалось за счет средств местного и областного бюджетов, был заключен 20.10.2017 года, тогда как средства из областного бюджета были доведены до Максатихинского района справкой об изменении бюджетной росписи только 31.10.2017 года, то есть контракт был заключен до того, как были доведены лимиты бюджетных обязательств. Просила в удовлетворении жалобы ФИО3 отказать
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Максатихинского района Тверской области была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности администрации Максатихинского района Тверской области в ходе которой установлено следующее.
20.10.2017 года администрацией Максатихинского района Тверской области с обществом с ограниченной ответственностью «Успех-А» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения от квартальной котельной по <адрес> до объектов поставки теплоносителя на общую сумму 2 009 371, 00 рублей (далее Контракт), из которых 1 607 496,80 рублей средства бюджета Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 12.10.2017 г. №322-пп «Об утверждении распределения субсидии из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований Тверской области на 2017 год» предусмотрены денежные средства Максатихинскому району Тверской области в размере 1 674 060,00 рублей.
В бюджете муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области на момент заключения Контракта были предусмотрены денежные средства на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения от квартальной котельной по <адрес> до объектов поставки теплоносителя в сумме 500 000 руб., что подтверждается выпиской из решения Собрания депутатов Максатихинского района Тверской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного 29.12.2016 № 266 (с учетом внесенных изменений решением Собрания депутатов Максатихинского района от 11.09.2017 №292).
Денежные средства на момент заключения Контракта на расчетный счет до муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области не поступили, лимиты бюджетных обязательств муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области не доведены.
Справкой об изменении бюджетной росписи бюджета субъекта и лимитов бюджетных обязательств на 2017 финансовый год и плановый период № 2749 от 31.10.2017 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального Тверской области доведены лимиты бюджетных обязательств до финансового отдела администрации Максатихинского района Тверской области только 31.10.2017 г.
Кроме того, соглашение № 8-кр о предоставлении и использовании из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области субсидии на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований заключено лишь 15.11.2017 г.
Лицом, ответственным за порядок и сроки организации работ по муниципальным контрактам в муниципальном образовании «Максатихинский район» Тверской области являлся и.о. Главы администрации Максатихинского района Тверской области ФИО3, назначенный на данную должность с 15.12.2016 распоряжением и.о. главы Максатихинского района Тверской области «О назначении исполняющим обязанности главы администрации Максатихинский район» Тверской области ФИО3» от 14.12.2016 № 29-ра.
В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства -расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году; текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета.
В соответствии со ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 3 1 декабря.
В силу ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 2 ст. 72 БК РФ предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, и.о. главы администрации Максатихинского района Тверской области ФИО3 в нарушение п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ, заключив Контракт на сумму 2 009 371,00 рублей, принял бюджетные обязательства в сумме 1 607 496,80 рублей при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на 2017 год, то есть в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что постановление должностного лица является законным и обоснованным.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО3 подтверждены представленными в дело доказательствами:
- копией постановления Правительства Тверской области № 322-пп от 12 октября 2017 года «Об утверждении распределения субсидии из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований Тверской области на 2017 год» с Приложением, которым утвержден размер субсидии Максатихтинскому району на капитальный ремонт сетей теплоснабжения от квартальной котельной по ул.Железнодорожная д. 1 б до объектов поставки теплоносителя в размере 1674,06 тыс. руб.,
- письмом прокуратуры Тверской области от 16 октября 2018 года № 72-27-2018 о проведении проверки по вопросу заключения муниципальных контрактов на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований Тверской области на 2017 год.
- актом проверки прокуратуры Максатихинского района Тверской области от 29 ноября 2018 года в ходе которой было установлено, что и.о. главы Максатихинского района Тверской области ФИО3 не соблюдены требования п.5 ст. 161, ст.162, п.3, ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ,
- копией муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения от квартальной котельной по <адрес> до объектов поставки теплоносителя от 20.10.2017 года, заключенному между администрацией Максатихинского района Тверской области и ООО «Успех-А»,
- справкой № 2749 об изменении бюджетной росписи бюджета субъекта и лимитов бюджетных обязательств на 2017 финансовый год и плановый период от 31.10.2017 г.,
- копией соглашения № 8-кр о предоставлении и использовании из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области субсидий на проведение капитального ремонта объектов теплоэнергетических комплексов муниципальных образований Тверской области от 15.11.2017 года,
- распоряжением Главы Максатихинского района № 29-ра от 14.12.2016 г. «О назначении ФИО3 исполняющим обязанности Главы администрации Максатихинского района Тверской области,
- Решением Собрания депутатов Максатихинского района Тверской области № 295 от 24 октября 2017 года «Об избрании Главы Максатихинского района»,
- постановлением прокурора Максатихинского района Тверской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.12.2018 г.,
Акты Собрания депутатов Максатихинскогг района Тверской области по вопросу перераспределения бюджетных средств, суд не считает основанием для освобождения ФИО3 от ответственности за совершенное им правонарушение, поскольку они были приняты в отсутствие официальных изменений в бюджетной росписи.
Вынесенное Правительством Тверской области постановление о распределении субсидий, а также направленное в связи с этим информационное письмо свидетельствуют лишь о утверждении лимитов бюджетных средств, что в свою очередь не может свидетельствовать об однозначном выделении денежных средств в данном объеме, а также не содержит точную дату их выделения.
Каких-либо исключительных обстоятельств, требующих незамедлительного заключения вышеуказанного муниципального контракта не установлено.
Иные приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу акту должностного лица административного органа, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Таким образом, действия ФИО3 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.
Все доказательства, положенные в основу постановления должностного лица о назначении административного наказания, получены в соответствии с законом. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, судом не выявлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, с учетом наличия всех обстоятельств по делу, данных о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественного положения, тяжести совершенного правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 допущено не было. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление и.о. министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от 06 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО3 оставить без изменения, жалобу последнего без удовлетворения.
.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья