ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/19 от 31.01.2019 Благоварского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12 – 9/2019

РЕШЕНИЕ

31 января 2019 года с. Языково

Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галиева Ф.Ф.,

при секретаре Александровой С.К.,

с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Башкирская мясная компания» ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Башкирская мясная компания» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по РБ ФИО4 о привлечении ООО «Башкирская мясная компания» (далее по тексту – ООО «БМК») к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РБ ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и подвергнут к административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

ООО «БМК» в лице генерального директора ФИО5 в установленный законом срок обратился в Благоварский межрайонный суд РБ с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. Свои доводы мотивировал тем, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические, и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона «О недрах»). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течении оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. ООО «БМК» осуществляет пользование участками недр на основании лицензии для добычи подземных вод из водозаборных скважин для хозяйственно – питьевого водоснабжения и технологического водоснабжения серии , зарегистрированной Управлением по недропользованию по РБ ДД.ММ.ГГГГ за , срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное свидетельствует о том, что в этой части нарушений действующего законодательства РФ не допущено. По результатам проверки не было установлено и не было доказано, что ООО «БМК» осуществлял деятельность по выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, которая бы привела к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, раубоживание полезных ископаемых, а равно иную деятельность по нерациональному использованию недр, которая бы привела к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых. В постановлении отсутствуют доказательства установления Росприроднадзором «необоснованных потерь запасов полезных ископаемых» или «сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых». Согласно нормам ст. 23.2 Закона о недрах, в редакции, действовавшей на дату получения лицензии, разработка месторождений полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Наличие утвержденных технических проектов требовалось только в случае разработки месторождений полезных ископаемых, не связанных с их добычей. В целях получения в 2013 году лицензии для добычи подземных вод из водозаборных скважин для хозяйственно – питьевого водоснабжения и технологического снабжения заявителем были выполнены мероприятия, необходимые для получения лицензии, в том числе: разработан и согласован проект водозабора (технический проект); оформлены паспорта на скважины; получено санитарно – эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны водозабора и водопровода. Неотъемлемой частью лицензии заявителя являются условия пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданные Управлением по недропользованию по РБ и заявителем, определены, и указанные обязательства недропользователя являются существенными условиями лицензии. Согласно условиям пользования недрами заявителю предоставлено право пользования недрами в целях добычи подземных вод с сохранением условий пользования недрами сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Лицензия и условия пользования недрами, выданные лицензирующим органом, возлагают на заявителя обязательства по подготовке и согласованию технического проекта по участкам подземных вод. Как было указано выше и не оспаривается Росприроднадзором, заявитель имеет действующую лицензию. Таким образом, нарушений условий пользования недрами заявителю не вменялось. Вышеуказанное подтверждает соответствие заявителя и представленных им документов, требованиям, предъявляемым лицензирующим органом и отсутствие нарушений норм лицензионного законодательства в этой части. В рамках выполнения заявителем условий пользования недрами, заявителем с ГУП «<данные изъяты>» РБ был заключен договор на выполнение гидрогеологических работ, предметом которого является: разработка проекта «поиски и оценка подземных вод»; подготовка «отчета по оценке запасов подземных вод, технический проект»; разработка проекта ЗСО. Указанный договор был передан при плановой проверке сотрудникам Росприроднадзора. В рамках оказания услуг по договору заявителем было получено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ на проектную документацию «оценка запасов подземных вод участка водозабора для хозяйственного и технологического водоснабжения свинокомплекса «<данные изъяты>». Однако, Федеральным законом от 29.06.2015 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ, нормы ст. 23.2 Закона о недрах были изменены. Новая редакция вступила в силу 01.01.2016 года. Таким образом, в рассматриваемом случае лицензия была получена заявителем до внесения Федеральным законом 29.06.2015 № 205-ФЗ изменений в статью 23.2 Закона о недрах. По общему правилу, акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При пользовании недрами для добычи питьевых и питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора (п. 9 Порядка подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118). Согласно п. 15 Постановления № 118 согласование проектной документации пользователя недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом). При этом, нормами действующего законодательства не установлены сроки разработки и согласования технического проекта, в соответствии с которым осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых. Таким образом, Росприроднадзор не располагает доказательствами подтверждающими наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения (факт необоснованных потерь запасов полезных ископаемых и сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых), а также вина заявителя не доказана.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Башкирская мясная компания» ФИО1 в судебном заседании просил жалобу удовлетворить, обжалуемое постановление отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.

Суд, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административном правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

В соответствии со ст. 23.2 Закона «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ст. 11 Закона «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Из имеющихся материалов дела следует, что ООО «БМК» осуществляет пользование недрами на основании лицензии на пользование участками недр – для добычи полезных подземных вод из водозаборных скважин для хозяйственно – питьевого водоснабжения свинокомплекса от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно лицензионного соглашения к лицензии серии , разрешенный объем водоотбора из скважин составляет <данные изъяты> м3/сут., что составляет <данные изъяты> тыс. м3/год.

Основанием для вынесения старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по РБ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ послужило обнаружение факта нарушения со стороны ООО «БМК» требований ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» при добычи подземных вод из водозаборных скважин для хозяйственно – питьевого водоснабжения свинокомплекса.

Таким образом установлено, что ООО «БМК» не выполнило требования ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», не обеспечило разработку месторождения полезных ископаемых в соответствии с утвержденным техническим проектом и соблюдением требований по рациональному использованию недр при добычи подземных вод из водозаборных скважин в <адрес>, для хозяйственно – питьевого водоснабжения свинокомплекса, осуществляемой на основании лицензии серии .

Факт совершения ООО «БМК» вмененного административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в которых изложено событие административного правонарушения, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, копией лицензии на пользование недрами серии от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к лицензии – условиями пользования участком недр, расположенным в <адрес>, и иные представленными документами.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно установил обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ООО «БМК» в нарушении требований ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования законодательства в сфере природопользования, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства того, что ООО «БМК» были своевременно приняты все зависящие от него меры к соблюдению указанных выше норм и правил, не представлены.

При таких обстоятельствах, действия ООО «БМК» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «БМК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления должностного лица не имеется.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «БМК», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ по делу не усматривается.

В то же время, в силу ч.ч. 1, 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

В ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, учитывая характер совершенного ООО «БМК» административного правонарушения, с учетом того, что ООО «БМК» в настоящее время заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на выполнение работ «проект на водозабор», и получено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению путем снижения назначенного ООО «БМК» наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> рублей.

Назначенное административное наказание соответствует общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

На основании изложенного и руководствуясь 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РБ ФИО4 в отношении ООО «Башкирская мясная компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 400000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу ООО «БМК» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Благоварский межрайонный суд РБ.

Председательствующий Ф.Ф. Галиев &#0;