ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/20 от 04.03.2020 Вуктыльского городского суда (Республика Коми)

Дело № 12-9/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Вуктыл Республика Коми 4 марта 2020 года

Судья Вуктыльского городского суда Республики Коми Сергеева Е.Е.,

при секретаре Мингазетдиновой К.В.,

с участием начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Ф.И.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» на постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

в Вуктыльский городской суд Республики Коми 14 февраля 2020 года с жалобой на постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу (далее по тексту - ГЖИ по городу Вуктылу) от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 о привлечении к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился и.о. директора Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» (далее по тексту - ООО «Аквасервис») ФИО1, указав, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Решением Вуктыльского городского суда Республики Коми от 19 июня 2017 года № 2-118/2017 (далее - решение суда) ООО «Аквасервис» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обязано совершить действия по оснащению коллективными приборами учета:

тепловой энергии - многоквартирных домов №№ 1, 2, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 19, 20, 21, 22, 24 по ул. 60 лет Октября; №№ 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 по ул. Пионерская, №№ 5, 9, 13 по пр. Пионерский; №№ 2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 31 по ул. Комсомольская; №№ 1, 2, 3, 5, 9, 13 по ул. Коммунистическая; №№ 1, 3, 4, 5, 6 по ул. Газовиков; №№ 1, 1а, 16, 3, 5, 6, 7 по ул. Таежная г. Вуктыла;

холодной воды - многоквартирных домов №№ 1, 2, 3, 5, 7, 8, 8а, 8б, 9, 11, 13, 17, 19, 20, 21, 22, 24 по ул. 60 лет Октября; №№ 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 по ул. Пионерская; №№ 5, 9, 13 по пр. Пионерский; №№ 2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 31 по ул. Комсомольская; №№ 1, 2, 3, 5, 9, 13 по ул. Коммунистическая; №№ 1, 3, 4, 5, 6 по ул. Газовиков; №№ 1, 1а, 16, 3, 5, 6, 7 по ул. Таежная г. Вуктыла;

горячей воды - многоквартирных домов: №№ 1, 2, 3, 5, 7, 8, 8а, 8б, 9, 11, 13, 17, 19, 20, 21, 22, 24 по ул. 60 лет Октября; №№ 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 по ул. Пионерская; №№ 5, 9, 13 по пр. Пионерский; №№ 2, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 31 по ул. Комсомольская; №№ 1, 2, 3, 5, 9, 13, по ул. Коммунистическая; №№ 1, 3, 4, 5, 6 по ул. Газовиков; №№ 1, 1а, 16, 3, 5, 6, 7 по ул. Таежная г. Вуктыла.

По состоянию на 1 января 2020 года во исполнение решения суда ООО «Аквасервис» установлено 8 общедомовых (коллективных) приборов учета по теплоснабжению, 4 общедомовых (коллективных) приборов учета по холодному водоснабжению, 12 общедомовых (коллективных) приборов учета по горячему водоснабжению - из них 8 общедомовых (коллективных) приборов учета по горячему водоснабжению установлено в многоквартирных домах управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (далее по тексту - ООО <данные изъяты>

Оснащение оставшихся указанных в решении суда многоквартирных домов общедомовыми приборами учета запланировано в соответствии с планом-графиком произвести к концу 2023 года.

В управлении ООО <данные изъяты> находятся многоквартирные дома №№ 2, 4, 6, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 24 по ул. Комсомольская, №№ 3, 13 по ул. Коммунистическая, №№ 1, 5, 7, 9, 11, 13, 15 по ул. Пионерская, №№ 15, 16, 17, 18, 20, 22 по ул. Печорская, № 7 по ул. Первомайская, № 51 по ул. Школьная, № 4 по ул. 60 лет Октября, №№ 3, 5, 7 по ул. Таежная г. Вуктыла Республики Коми.

В адрес ООО «Аквасервис» от ООО <данные изъяты> 20 сентября 2019 года поступило 3 письма о необходимости проведения работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в домах управляющей организации ООО <данные изъяты> (письма от 20 сентября 2019 года исход. №№ 80, 81, 82).

Работы по установке общедомовых приборов учета состоят из нескольких этапов, а именно разработка проектно-сметной документации, заказ и поставка материалов и оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, ввод приборов учета в эксплуатацию. Разработка проектно-сметной документации возможна только при наличии проектов многоквартирных домов, в которых предполагается установка общедомовых приборов учета.

Письма ООО <данные изъяты> не содержали необходимых сведений об объектах, подлежащих оснащению приборами учета и об основных требованиях к приборам учета.

В ответ на поступившие письма, ООО «Аквасервис» запросило у ООО <данные изъяты> копии проектов на многоквартирные дома, находящиеся в их управлении (исх. № 2307 от 30 сентября 2019 года, № 2666 от 8 ноября 2019 года, № 3033 от 12 декабря 2019 года), однако до настоящего времени указанные документы не предоставлены.

В период времени с 2 по 16 октября 2019 года ООО «Аквасервис» для выяснения вопроса о возможности установки общедомовых приборов учета проведено обследование многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО <данные изъяты>

Дальнейшее исполнение решения суда в части оснащения общедомовыми приборами учета многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО <данные изъяты> возможно только после предоставления в адрес ООО «Аквасервис» сведений об объектах, подлежащих оснащению прибором учета и об основных требованиях к приборам учета.

Между ООО «Аквасервис» и ООО <данные изъяты> заключены договоры по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения (№ 271-П от 19 июля 2019 года), энергоснабжения (тепловая энергия и горячая вода № 271-Т от 19 июля 2019 года), на прием и очистку сточных вод (№ 271-В от 19 июля 2019 года), по обеспечению населения услугами холодного водоснабжения (№ 271/1-II от 22 июля 2019 года), на прием и очистку сточных вод (№ 271/1-В от 22 июля 2019 года), энергоснабжения (тепловая энергия и горячая вода № 271/1-Т от 22 июля 2019 года) и договоры цессии (№ 271 и № 271/1 от 7 августа 2019 года).

По смыслу п. 10.4 договоров цессии №№ 271 и № 271/1 от 7 августа 2019 года ООО «Аквасервис» имеет право требовать от ООО <данные изъяты> оплату счетов-фактур за коммунальный ресурс, который потребляется при использовании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО <данные изъяты>, а также счетов на оплату ресурса вследствие его потери по вине управляющей организации.

Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Порядок определения объема коммунальных услуг, подлежащих оплате исполнителем коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Правила № 354) и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее по тексту - Правила № 124).

Согласно пп. «е» п. 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

В соответствии с пп. «ж» п. 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

Техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета в домах, находящихся под управлением ООО <данные изъяты> имеется.

Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.

В ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об энергосбережении) собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее по тексту - Порядок № 149).

В п. 3 Порядка № 149 определено, что договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком. В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

С учетом перечисленных правовых норм, ресурсоснабжающая организация обязана заключить с обратившейся к ней управляющей организацией договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, однако она не должна осуществлять установку общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку.

В п. 4.3.3 договоров ООО «Аквасервис» и ООО <данные изъяты> согласовали, что управляющая организация в случае отсутствия общедомовых приборов учета обязана в течение 2 месяцев с даты заключения договора установить и ввести их в эксплуатацию.

Таким образом, помимо императивных норм права по оснащению домов общедомовыми приборами учета, ООО <данные изъяты> добровольно взяло на себя обязанность по оснащению домов приборами учета. Однако управляющая организация не приняла необходимые меры по энергосбережению в спорных домах в части установки общедомовых приборов учета.

Согласно решению суда ООО «Аквасервис» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязано совершить действия по оснащению коллективными приборами учета, в том числе спорные многоквартирные дома. Решение суда вступило в законную силу 25 июля 2017 года, следовательно крайним сроком его исполнения являлось 25 июля 2018 года. Само по себе наличие судебного акта об обязании ООО «Аквасервис» совершить действия по оснащению коллективными приборами учета вышеуказанные многоквартирные дома не свидетельствует о наличии в его действиях признаков злоупотребления правом, учитывая то обстоятельство, что управляющей организацией мероприятия по повышению энергетической эффективности проведены несвоевременно.

ООО «Аквасервис» норм действующего законодательства не нарушает, работу с ООО <данные изъяты> (включая применение повышающего коэффициента при выставлении счетов) осуществляет в рамках закона.

Таким образом, действия ООО «Аквасервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образует.

ООО «Аквасервис» просит постановление начальника ГЖИ по городу Вуктылу от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 отменить.

ООО «Аквасервис», будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не направило.

В судебном заседании начальник ГЖИ по городу Вуктылу Ф.И.О. пояснила суду, что с доводами жалобы ООО «Аквасервис» на постановление начальника ГЖИ по городу Вуктылу от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 о привлечении к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, не согласна, считает, что оспариваемое постановление является законным и не подлежит отмене. Начальник ГЖИ по городу Вуктылу Ф.И.О. считает доводы жалобы необоснованными, так как вопрос о повышающем коэффициенте при привлечении ООО «Аквасервис» к административной ответственности не рассматривался, соответственно ссылки в жалобе на повышающий коэффициент являются необоснованными. Кроме того, пояснила, что проектная документация многоквартирных домов, в соответствии с Порядком заключения и существенными условиями договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, для заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов не требуется. Кроме того, подчеркнула, что выявленное нарушение законодательства привело к грубейшему нарушению прав жителей г. Вуктыла, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты> Просила оставить постановление от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив каждый из доводов рассматриваемой жалобы и исследовав представленные суду материалы дела, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления, вынесенного начальником ГЖИ по городу Вуктылу.

Часть 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В судебном заседании установлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что при рассмотрении материала об административном правонарушении в полном объеме установлены обстоятельства совершения юридическим лицом - ООО «Аквасервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В адрес ГЖИ по городу Вуктылу из Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (исх. № 01-108/9358 от 4 декабря 2019 года) поступили документы о неисполнении ресурсоснабжающей организацией ООО «Аквасервис» обязанности по оснащению многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты> общедомовыми приборами учета.

При рассмотрении предоставленных материалов установлено следующее.

ООО «Аквасервис» является ресурсоснабжающей организацией, с которой ООО <данные изъяты> 12 июля 2019 года заключены договоры на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых на обеспечение населения услугами холодного водоснабжения, 19 июля 2019 года заключены договоры № 271-Т на тепловую энергию и горячую воду, 271-П на обеспечение населения услугами холодного водоснабжения, 22 июля 2019 года заключен договор № 271/1-Т на тепловую энергию и горячую воду.

ООО «Аквасервис» является единственной организацией, осуществляющей поставку в многоквартирные дома города Вуктыла тепловой энергии, горячей, холодной воды и водоотведения через присоединенную сеть.

ООО <данные изъяты> управляет многоквартирными домами №№ 2, 4, 6, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 24 по ул. Комсомольская, №№ 3, 13 по ул. Коммунистическая, №№ 1, 5, 7, 9, 11, 13, 15 по ул. Пионерская, №№ 3, 5, 7 по ул. Таежная г. Вуктыл. В указанных домах отсутствуют общедомовые приборы учета используемой горячей, холодной воды, тепловой энергии. В домах № 3 по ул. Комсомольская, № 4 по ул. 60 лет Октября г. Вуктыл отсутствуют общедомовые приборы учета используемой горячей, холодной воды. Вместе с тем, по решению суда ООО «Аквасервис» обязано совершить действия по оснащению коллективными приборами учета многоквартирных домов, в том числе, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты>, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее по тексту - Приказ № 149) установлен порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Согласно Приказу № 149, ресурсоснабжающая организация производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки общедомового прибора учета (п. 10 Порядка № 149) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра ресурсоснабжающая организация направляет заказчику (ООО <данные изъяты> проект договора (п. 11 Порядка № 149).

Заказчик после получения от ресурсоснабжающей организации проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр ресурсоснабжающей организации. Указанный выше договор является публичным (п. 3 Порядка № 149). В пунктах 5, 6 Порядка № 149 прописаны действия, а также исчерпывающий перечень документов, который ООО <данные изъяты> обязано предоставить ООО «Аквасервис» для заключения договора.

Для заключения договора заказчик - юридическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1)сведения о предмете договора;

2)полное и сокращенное наименование заказчика - юридического лица, фамилию, имя, отчество заказчика - индивидуального предпринимателя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес, а также при наличии телефоны, факс, адрес электронной почты;

3)сведения об объекте, подлежащем оснащению прибором учета (для договора на эксплуатацию и (или) замену прибора учета - сведения о местонахождении прибора учета, его технических характеристиках);

4)основные требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке заказчика - юридического лица прилагаются:

1)копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

2)копии учредительных документов;

3)копия свидетельства о государственной регистрации;

4)копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

5)документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

Пунктами 8, 9 Порядка № 149 установлено, что при отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 Порядка № 149, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика, при этом исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных Порядком № 149.

В соответствии с п. 5 Порядка № 149 ООО <данные изъяты> 20 сентября 2019 года (исх. №№ 81, 82) в ООО «Аквасервис» направлены заявки на заключение договоров на установку общедомовых приборов учета.

ООО «Аквасервис» на указанные заявки предоставлен ответ (исх. № 2307 от 30 сентября 2019 года) о согласовании графика проведения осмотра многоквартирных домов на предмет наличия/отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета, а также ответ о разработке проекта договора на установку коллективных приборов учета (исх. № 2666 от 8 ноября 2019 года). В ответе о разработке проекта договора на установку коллективных приборов учета (исх. № 2666 от 8 ноября 2019 года) ресурсоснабжающая организация запрашивает копии проектов на многоквартирные дома, указанные в заявках, повторный запрос о предоставлении копий проектов на многоквартирные дома, указанные в заявках (исх. № 3033 от 12 декабря 2019 года).

Каких-либо подтверждающих документов о необходимости запроса в ООО <данные изъяты> документов, отсутствующих в вышеуказанном Порядке и предусмотренных действующим законодательством, ООО «Аквасервис» не предоставило.

Согласно п. 2 Правил № 354, под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, ООО «Аквасервис» не предоставило подтверждающих документов о заключении договора регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета в вышеуказанных многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты> направило ходатайство (исх. № 260 от 3 февраля 2020 года) в котором вину не признает, дало пояснение, что разработка проектно- сметной документации на установку общедомовых приборов учета возможна только при наличии проектов многоквартирных домов и информирует, что указанные документы ООО <данные изъяты> не предоставлены.

Данные возражения в судебном заседании своего подтверждения не нашли, поскольку предоставление ООО <данные изъяты> проектной документации многоквартирных домов, в соответствии с п. 5, 6 Порядка № 149 для заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, не требуется.

В ходе судебного заседания установлено, что вопрос о повышающем коэффициенте, включая применение повышающего коэффициента при выставлении счетов, при привлечении ООО «Аквасервис» к административной ответственности не рассматривался и в основу постановления начальника ГЖИ по городу Вуктылу от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 о привлечении ООО «Аквасервис» к административной ответственности положен не был.

Доводы жалобы юридического лица фактически сводятся к отсутствию в действиях ООО «Аквасервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на обстоятельствах, истолкованных юридическим лицом в свою пользу и не имеют правового значения по делу.

В действиях ресурсоснабжающей организации по не заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в сроки предусмотренные действующим законодательством, а также не уведомления заявителя об отсутствии необходимых документов в заявке, и не установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты> содержатся признаки уклонения организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения.

Вина ООО «Аквасервис» подтверждается достаточной совокупностью представленных доказательств.

ООО «Аквасервис» за нарушение действующего законодательства, выразившееся в отказе (уклонении) от заключения договора, обязанность заключения которого возложена на ресурсоснабжающую организацию в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, а также не уведомлении заявителя об отсутствии необходимых документов в заявке и не установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты> несет ответственность в соответствии с ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ресурсоснабжающая организация не предприняла всех зависящих от нее мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что подтверждает наличие вины в действиях привлекаемого лица.

Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства ООО «Аквасервис» не выполнена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установлен факт уклонения от заключения соответствующего договора, что является административным правонарушением, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Аквасервис» административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Оснований для недоверия сведениям относительно события правонарушения, изложенным в документах дела об административном правонарушении, не имеется.

Действия ООО «Аквасервис» в рассматриваемой ситуации обоснованно и верно квалифицированы по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальные документы должностным лицом составлены последовательно и верно, в связи с чем, нарушений требований закона при их составлении суд не усматривает. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, нашли в них свое верное отражение и ООО «Аквасервис» опровергнуты не были.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальником ГЖИ по городу Вуктылу установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Оценив имеющиеся в деле доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности суд считает, что вывод начальника ГЖИ по городу Вуктылу о совершении ООО «Аквасервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан правильно.

Санкция за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 настоящего Кодекса) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 настоящего Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица - ООО «Аквасервис» имелась возможность для соблюдения положений действующего законодательства, за нарушение которого ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Доводы юридического лица, изложенные в жалобе, по мнению суда, не могут свидетельствовать об отсутствии вины юридического лица в имевшем место нарушении.

Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствует об отсутствии малозначительности, поскольку выявленное нарушение законодательства привело к грубейшему нарушению прав жителей г. Вуктыла, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО <данные изъяты>, а также свидетельствует о длительном злостном неисполнении решения суда, сроком исполнения которого являлось 25 июля 2018 года.

При назначении ООО «Аквасервис» административного наказания нарушений действующего законодательства начальником ГЖИ по городу Вуктылу не допущено. Наказание назначено в пределах санкции ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для изменения наказания не имеется.

Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе ООО «Аквасервис», являются несостоятельными, поскольку основаны на обстоятельствах, истолкованных юридическим лицом в свою пользу и не имеют правового значения по делу. По мнению суда, позиция ООО «Аквасервис» направлена исключительно на избежание административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.1, п. 1 ч. 1 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу от 4 февраля 2020 года № 02-07-23/25 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей - оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Копию настоящего решения направить начальнику Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу, а также и.о. директора Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис».

Судья Е.Е. Сергеева