ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/20 от 16.03.2020 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

п.Жигалово 16 марта 2020 года

Судья Жигаловского районного суда Иркутской области Бакшеева Т.А.

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от <Дата> о привлечении его к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка по <адрес>ФИО3<Дата> председатель Думы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<Дата>ФИО1 обжаловал данное постановление, в обоснование жалобы указал, что с указанным постановлением мирового судьи не согласен Дума муниципального образования «<адрес>» сдавала за данные периоды нулевую отчетность в Пенсионный фонд по форме СЗВ-М. Это делалось потому, что в Думе муниципального образования «<адрес>» нет зарегистрированных лиц, с которыми заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера.

Председатель Думы муниципального образования «<адрес>» осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, без заключения трудового договора.

Полагает, что при осуществлении своих полномочий на постоянной основе на выборное лицо распространяется обязательное пенсионное страхование и в этом случае на указанных лиц представляется отчетность по форме СЗВ-М.

Думой муниципального образования «<адрес>» возмещение расходов, связанных с осуществлением полномочий, за счет средств бюджета муниципального образования «<адрес>» не определено, то есть заработная плата председателю Думы не начисляется и не выплачивается. На основании вышеизложенного, Дума муниципального образования «<адрес>», считает, что отчетность по форме СЗВ - М предоставлять на председателя Думы не должна.

Просит суд постановление по делу об административном правонарушении вынесенное мировым судьей судебного участка № <адрес><Дата> в отношении него отменить, производство по данному делу прекратить.

Представитель Думы МО «<адрес>» и председателя Думы МО «<адрес>» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям, указанным в жалобе. Просила суд обратить внимание на ст.24 Устава муниципального образования «<адрес>», согласно которой депутаты и председатель районной Думы осуществляют полномочия на непостоянной основе. Также согласно Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета подтверждается, что финансовая деятельность Думой не осуществляется. В соответствии с письмом Пенсионного Фонда РФ № ЛЧ-08-19/10581 от <Дата> у организаций у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в предоставлении отчетности по форме СЗВ –М отсутствует. Депутаты Думы и председатель осуществляют свою деятельность на непостоянной основе, никаких выплат, в том числе и компенсационных не получают, указанный период времени не засчитывается им в стаж, право на получения пенсионной надбавки у них также не возникает.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5, суду пояснила, что в результате проверки представленных организацией Дума муниципального образования «<адрес> сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за период с января по октябрь 2019 года было выявлено нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М (КоАП Статья 15.33.2.). Страхователь обязан в установленный срок представить органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах. Согласно пункту 2.2. статьи 1 Федерального закона от <Дата> №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключил договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взноса начисляются страховые взносы). Форма сведений и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <Дата>п (зарегистрировано в Минюсте России <Дата>). Сведения по форме СЗВ-М содержат следующую информацию: Ф.И.О. СНИЛС, ИНН, сведения о начислении заработной платы, исчислении страховых взносов в форме не предусмотрены Исходя из этого территориальный орган ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности руководителя, факт начисления заработной платы, уплаты страховых взносов застрахованным лицам не учитывает. Организацией Дума муниципального образование «<адрес>» по электронным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период — с января по октябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо. Сведения считаются принятыми, что подтверждается извещением о доставке отчетности по ТКС. Нарушение установленного срока предоставления отчетности составило от 24 до 297 календарных дней, ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 17 ч.3 Федерального Закона №27-ФЗ от <Дата>. Таким образом, в действиях председателя Думы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП РФ. Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Выслушав заявителя, свидетеля, исследовав доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам:

Как установлено мировым судьей судебного участка № <адрес>ФИО1 являясь председателем Думы Муниципального образования «<адрес>», в нарушение части 2.2 статьи 11 Федерального закона РФ № 27-ФЗ от <Дата> «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не представил сведения по форме СЗВ-М, за август 2019 года в Управление Пенсионного Фонда в Качугском и <адрес>х <адрес>, срок представления до <Дата>.

Факт непредставления сведений по форме СЗВ-М, за август 2019 года в срок до <Дата> и совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <Дата> (л.д.2-4); актом о выявленном правонарушении от <Дата> (л.д.6); извещением о доставке (л.д.7); копией Формы СЗВ-М сведений о застрахованных лицах (л.д.8).

Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> председатель Думы муниципального образования «<адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Рассматривая доводы жалобы, судья приходит к следующему:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход");

В статье 1 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» дано понятие страхователей - юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 167-ФЗ), осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <Дата>п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)».

В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статус депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется частью 5.1. статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того указано, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно частей 1 и 2 статьи 8 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.

Период осуществления выборным лицом местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы (службы) по специальности, а также в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы Иркутской области, муниципальной службы в соответствии с федеральными законами (часть 2 статьи 7 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ ).

Лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном федеральными законами и муниципальными правовыми актами. ( ст.11 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ ).

На лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, распространяются гарантии трудовых прав, установленные трудовым законодательством (статьи 7-9 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ ).

Лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, после окончания срока полномочий имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных законодательством (часть 10 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ).

Соответственно при осуществлении своих полномочий на постоянной основе на выборное лицо распространяется обязательное пенсионное страхование и в этом случае на указанных лиц представляется отчетность по форме СЗВ-М.

Вместе с тем, согласно статьи 12 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 122-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период осуществления его полномочий для участия в заседаниях выборного органа местного самоуправления и формируемых им органов, а также иных полномочий, связанных со статусом выборного лица местного самоуправления, с сохранением места работы (должности).

Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, за счет средств соответствующего местного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст.23 Устава муниципального образования «<адрес>» депутаты районной Думы осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

Организацию деятельности районной Думы обеспечивает председатель районной Думы, действующий на непостоянной основе.

Согласно ст.5 Регламента <адрес> утверждённого решением <адрес> от <Дата> депутаты Думы совмещают депутатскую деятельность с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

Как установлено в судебном заседании компенсационные выплаты, связанные с осуществлением депутатами и председателем Думы муниципального образования «<адрес>» не производятся.

Также из письма Пенсионного Фонда РФ № от <Дата> «О предоставлении отчетности» следует, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в предоставлении отчетности по форме СЗВ –М отсутствует.

Кроме того полномочия председателя <адрес> установленные Регламентом <адрес> утверждённого решением <адрес> от <Дата> и Уставом муниципального образования «<адрес>» не устанавливают обязанность председателя Думы по предоставлению сведений, предусмотренных ст.11 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ.

Из содержания протокола об административном правонарушении от <Дата> следует, что он был составлен <Дата> в отсутствии ФИО1 в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом доказательств о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.

При данных обстоятельствах, учитывая, что Дума муниципального образования «<адрес>» не является страхователем, депутаты Думы не являются застрахованными лицами по вышеуказанным видам страхования, суд приходит к выводу, о том, что у Думы муниципального образования «<адрес>» отсутствует обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных ст.11 Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.33.2 КоАП РФ, а потому оснований для привлечения заявителя к административной ответственности не имеется. При данных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от <Дата> нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8. КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО1 удовлетворить, постановление мирового судьи судебного участка по <адрес>ФИО3 от <Дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 отменить, производство по административному делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке надзора.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>