№ 12-9/2020
решение составлено
28.01.2020
РЕШЕНИЕ
г.Верхняя Салда 24 января 2020 года
Судья Верхнесалдинского районного суда Свердловской области Новосадова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника цеха №26 складского хозяйства публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО2 от 11.12.2019 № 03-05-08/271-2019, которым должностному лицу <....> цеха № ....<....> публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО2 от 11.12.2019 № 03-05-08/271-2019, должностному лицу <....> цеха № ....<....> публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В жалобе ФИО1 просит об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в нарушение ст.15 ФЗ № 294 от 26.12.2008 обследование территории проведено в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Фотосъемка проведена инспектором 17.07.2019 в сроки, не установленные вышестоящим руководством должностного лица. В проверочных листах кроме положительного ответа на вопрос о наличии мест накопления отходов, иных вопросов по площадкам накопления отходов, а так же комментариев и пояснений в данном вопросе инспектора не имеется. ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» не осуществляет сбор, размещение и транспортирование отработанных ртутных ламп, а, являясь потребителем, накапливает их до формирования транспортной партии (не более 11 месяцев). Законодательные требования об оснащении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп автоматическими газосигнализаторами отсутствует. Эти требования распространяются на места сбора, размещения, транспортирования. Кроме того, фактическое количество образующихся в год отходов в виде ламп, согласно статистическим отчетам Корпорации, меньше установленного лимита- 10,0513 тонн/год, поскольку составило за 2018 год 4,974 тонны. Так же в 2019 году не установлено и превышения гигиенических нормативов. При недоказанности должностным лицом исполнения Корпорацией функции сбора, размещения и транспортирования отходов, а так же превышения гигиенических нормативов в местах накопления ртутьсодержащих ламп, количественного критерия накопления ртутьсодержащих ламп, требование об установке автоматических газосигнализаторов на пары ртути является незаконным. Кроме того, требования об оборудовании автоматическими газосигнализаторами, согласно ч.3 п.12 Правил №681, должны быть подкреплены требованиями о снабжении средствами индивидуальной защиты органов дыхания работников Корпорации, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях. То есть должностному лицу необходимо было установить причинно - следственную связь между недоказанной высокой концентрацией паров ртути места первичного сбора при временном накоплении ртутных ламп и бездействием Корпорации по снабжению средствами индивидуальной защиты органов дыхания работников Корпорации. Считает, что нарушения, указанные в оспариваемом постановлении не содержатся в природоохранном законодательстве РФ и не регулируют вопросы охраны окружающей среды.
В суде защитник ФИО1 Трифонова Е.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Защитник ФИО1 Печенкина Т.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнив, что ПАО «Корпорация ВСПО-АВИСМА» осуществляет не сбор, а накопление ртутьсодержащих ламп, в обжалуемом ими постановлении должностное лицо ставит в вину не оборудование газосигнализаторами мест накопления, чего в Правилах № 681 не указано. Понятие «место первичного сбора и размещения» было введено в п.2 Правил №681 01.10.2013 совместно с внесением изменений в п.8 Правил, согласно которому организация мест первичного сбора относится к компетенции органов местного самоуправления.
Защитник ФИО1 Головин А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнив, что Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» не содержит такого понятия, как «место первичного сбора и размещения». Это понятие введено в Правила № 681, что бы урегулировать момент перехода права собственности на отработанные ртутьсодержащие лампы.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1. ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 № 632 от 27.06.2019 в отношении ПАО «Корпорация ВМПО-АВИСМА» в период с 03.07.2019 по 30.07.2019 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно акту обследования территории № 1 от 17.07.2019 в указанную дату произведен натурный осмотр с применением фотосъемки мест накопления ртутьсодержащих отходов, расположенных в складском помещении.
По результатам проверки составлен Акт проверки № .... от д.м.г., из которого следует, что ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» осуществляет деятельность по накоплению отходов «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» код по ФККО 4 71 920 00 52 1 в местах, не оборудованных автоматическими газосигнализаторами.
В связи с данными обстоятельствами старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО2 27.11.2019 в отношении должностного лица –<....> цеха № ....<....> ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № ...., предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, а д.м.г. вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания № ...., в котором должностное лицо, ссылаясь на положения п.п.2,12 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 №670 ( далее - Правила N 681),установил, что обследованное в ходе проверки организованное место накопления отходов ртутьсодержащих, предназначенное в том числе для накопления отходов «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» код № ...., в котором может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, не оборудовано газосигнализаторами. Указал, что ФИО1, владея знаниями о требованиях в области обращения с отходами, допустил ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в непринятии исчерпывающих и достаточных мер к оборудованию автоматическими газосигнализаторами мест накопления чрезвычайно опасных вышеуказанных отходов 1 класса опасности, а так же не организовал деятельность подчиненными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены вышеуказанные Правила N 681.
Данные Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Требования по установке газосигнализаторов содержатся в п.12 Правил № 681, согласно которого, в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Следовательно, указанные в п. 12 Правил N 681 сбор, размещение и транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп, относится непосредственно к деятельности по обращению с отходами. При этом, данный пункт содержит четкий перечень видов деятельности по обращению с отходами, в который деятельность по их накоплению не включена.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 03.10.2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 1062), согласно которому осуществление сбора, размещения указанных отходов подлежит лицензированию.
Из представленных документов, в том числе отчета ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 2-ТП за 2018 год, договора № .... на сбор, транспортирование, обезвреживание отработанных ртутных ламп, заключенного Корпорацией с ООО <....> от д.м.г., документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № ....-С, утвержденного Приказом Департамента РПН по УФО № 568 от 04.04.2018, а так же оспариваемого постановления следует, что ПАО «Корпорация ВСМПО –АВИСМА» осуществляет лишь деятельность по накоплению ртутьсодержащих отходов (предметом обследования должностным лицом явилось организованное место накопления ртутьсодержащих отходов).
В связи с чем требования п.12 Правил N 681 об установке автоматических газосигнализаторов на пары ртути на ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», осуществляющего лишь накопление ртутьсодержащих отходов, не распространяются.
Ссылка должностного лица на п.2 Правил №681, содержащего понятие «место первичного сбора и размещения», как места для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения, несостоятельна, поскольку федеральный закон № 89-ФЗ такого понятия не содержит, оно было введено в Правила № 681 Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 N 860 наряду с изменениями в п.8 Правил № 681, согласно которому на органы местного самоуправления возложена организация сбора и определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Этим же Постановлением Правительства в Правила № 681 введены п.п.8(1), 8(2), согласно которым у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491. Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм материального права, место первичного сбора и место сбора – это два самостоятельных, различных по своему содержанию понятия. При этом в п.12 Правил № .... место первичного сбора не перечислено, а определение таких мест первичного сбора осуществляет либо орган местного самоуправления, либо собственники помещений в многоквартирных домах или по их поручению иные лица, осуществляющие управление МКД, к каким юридическое лицо ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» не относится.
Кроме того, согласно п. 12 Постановления N 681 установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути предусматривается в случае превышения гигиенических нормативов.
Гигиенический норматив содержания паров ртути в воздухе рабочей зоны, согласно гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны", составляет 0,01 мг/куб.м.
Согласно протоколам результатов измерений № 246-Х, №247-Х, №248-Х от 17.12.2019, проведенных Центральной испытательной лабораторией управления системы охраны окружающей и производственной среды ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 23.01.2019, 10.04.2019, 17.12.2019 результаты измерений предельно допустимой концентрации ртути в воздухе рабочей зоны складского участка №2 помещения с отработанными ртутьсодержащими лампами составляют менее 0, 00005 мг/куб.м., тоесть находятся в пределах гигиенических нормативов.
Кроме того, приказом Департамента РПН по УФО № 568 от 04.04.2018, утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на период с 04.04.2018 по 03.04.2023, согласно которым годовой норматив образования отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) составляет 10,0513 тонн.
Фактическое количество образующихся в год отходов в виде ламп ртутных, согласно статистическом отчетам Корпорации за 2018 год (отчет 2-ТП) составило 4, 974тонны, что меньше установленного лимита.
Таким образом, при отсутствии исполнения ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» функций сбора, размещения и транспортирования отходов, присущих только специализированным организациям, а также превышения гигиенических нормативов в месте накопления ртутьсодержащих ламп, количественного критерия накопления ртутьсодержащих ламп, оборудование организованного места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп автоматическими газосигнализаторами на пары ртути не требуется, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах выводы старшего государственного инспектора Росприроднадзора ФИО2 о наличии в действиях должностного лица –<....> цеха № ....<....> ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, являются необоснованным. Вынесенное по делу постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу-прекращению за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя начальника цеха №26 складского хозяйства публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу ФИО2 от 11.12.2019 № 03-05-08/271-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <....> цеха №26 <....> публичного акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Верхнесалдинский районный суд помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья Новосадова О.А.