ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2016 от 08.04.2016 Суда района имени Полины Осипенко (Хабаровский край)

по делу об административном правонарушении

08 апреля 2016 г. село имени Полины Осипенко

Судья суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края Гаркуль И.В.,

с участием Голостенова О.П.,

рассмотрев жалобу Голостенова Олега Павловича на постановление заместителя главного государственного инспектора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении Голостенова О.П.,

УСТАНОВИЛ

Постановлением и.о. главного государственного инспектора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от ДД.ММ.ГГГГ Голостенов О.П. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

ФИО7 обратился с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указал, что является государственным инспектором по охране окружающей среды. На момент составления протокола об административном правонарушении он находился на территории федерального заказника «Ольджиканский» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Из-за ограниченной возможности в обеспечении государственных инспекторов по охране территории заказника служебным оружием, руководство ФГБУ привлекает инспекторов к исполнению своих должностных обязанностей и охране территории со своим личным охотничьим оружием, имеющих соответствующее разрешение на ношение и хранение оружия. На территории заказника оружие он не носил и не применял, требования по хранению оружия им соблюдались. Ввоз его и оружия был организован директором ФИО2 и ФИО3 на служебной машине. Кроме этого, полагает, что при вынесении постановления были допущены нарушения требования закона, не указано на основании каких постановлений установлен факт правонарушения, не раскрыто какой вред причинен природным комплексам и компонентам, отсутствуют акты досмотра оружия, доказательства принадлежности оружия и объяснения нарушителя. Просит постановление отменить.

ФИО7 в судебном заседании жалобу поддержал и пояснил, что просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Свою вину в административном правонарушении не признает. Он находился в командировке до ДД.ММ.ГГГГ., машина за ним приехала ДД.ММ.ГГГГ На машине приехали ФИО3, ФИО12, ФИО5- сменщик. ФИО3 решил досмотреть контейнер, при этом присутствовали полицейские. Сотрудник полиции ФИО6 предложил ему выдать личное ружье, проверил разрешение. Составили акт изъятия. Ружье на территорию заказника он привез с собой на машине вместе с ФИО3 и ФИО2. Ружье находилось в доме, в металлическом контейнере. Вреда окружающей среде ружьем не причинялось. В должности государственного инспектора он работает 2 года, осуществляет охрану окружающей среды, охрану территории заказника, контроль за волонтерами. Служебное оружие ему не выдавалось, необходимое обучение он также не проходил. В ФГБУ «ГК « Комсомольский» имеется оружейная комната, учет служебного оружия ведется в журнале выдачи, в наличии имеется 3 служебных пистолета. Документов о разрешении использования личного оружия с ним не заключались. У него имеется разрешение на ношение и хранение охотничьего огнестрельного оружия МЦ 20-01. Ружье он взял с собой для самообороны, так как в лесу они не имеют права находиться без средств защиты. В последствии был издан приказ о продлении его командировки на о. Чукчагирское до ДД.ММ.ГГГГ. Права ему при составлении протокола не разъяснялись, протокол не вручался, объяснение не отбиралось, протокол составляли в его отсутствие, он подписи не отказывался. Оружие ФИО3 не осматривалось и не изымалось.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что является государственным инспектором заповедника «Комсомольский» с ДД.ММ.ГГГГ Был направлен в командировку на территорию заказника «Ольджиканский» с ДД.ММ.ГГГГ. На территорию заказника на машине приехали ФИО3, ФИО4 и ФИО12. Он приехал на смену ФИО7 для охраны заказника. Самостоятельно уехать с территории у ФИО7 не было возможности. ФИО4 и ФИО12 производили обыскна территории с целью отыскания продукции браконьерства, но ничего не нашли. ФИО7 добровольно выдал ружье, ружье было в чехле. Что было в чехле он не видел. Сотрудники полиции осмотрели ружье, акт изъятия не составлялся. Он расписался в протоколе об административном правонарушении, ФИО7 предложили дать объяснение, но он отказался. За время работы он не получал служебное оружие, учебу не проходил, для защиты выдавались специальные средства - дубинка. ФИО3 и ФИО4 выдавались служебные пистолеты. С него объяснение не бралось для административного дела.

Заслушав заявителя, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 час. ФИО7, государственный инспектор заповедника «Комсомольский», находился на территории заказника с орудием незаконного природопользования - ружье одноствольное МЦ-20-01 , год выпуска 1991г., разрешение ОВД выдано ДД.ММ.ГГГГ. начальником МО МВД РФ. Продукция незаконного природопользования не обнаружена. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.

В нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе отсутствует сведения о месте происшествия, разъяснении прав и обязанностей лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объяснения указанного лица. Копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело не направлялась и не вручалась.

Постановлением и.о. главного государственного инспектора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

ФИО7 при рассмотрении административного дела не участвовал.

В постановлении указано, что ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 час., являясь должностным лицом, исполняя должностные обязанности, находился на территории федерального заказника «Ольджиканский». При нахождении на рабочем месте осуществил ввоз на территорию заказника, а затем хранение личного оружия - огнестрельного гладкоствольного длинноствольного ружья МЦ-20-01 заводской (разрешение ОВД , выданное 12.10.2011г.), не имея на это разрешения администрации государственного заповедника «Комсомольский», осуществляющего охрану федерального заказника «Ольджиканский», чем нарушены ст. 24 ч. 1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 6 ст. 6 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии», Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 491 « Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» п. 28 Положения о федеральном заказнике «Ольджиканский».

В материалах дела об административном правонарушении в отношении ФИО7 имеются следующие доказательства:

- приказ Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР № 6 от 06.01.1988 г. Об организации республиканского заказника «Ольджиканский» в Хабаровском крае,

- Положение «О государственном республиканском зоологическом заказнике «Ольджиканский в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края,

- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 147 от 03 марта 2011 г. «О внесении изменений в положение о государственных природных заповедниках и национальных парках, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяется положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР N 6 от 06 января 1988 г. "Об организации республиканского заказника "Ольджиканский" в Хабаровском крае" на территории района имени Полины Осипенко Хабаровского края создан государственный республиканский зоологический заказник "Ольджиканский".

Данным приказом утверждено Положение о государственном республиканском зоологическом заказнике "Ольджиканский", пунктом 16 которого установлено, что в интересах охраны животного мира права землепользователей, лесопользователей, водопользователей и пользователей недрами могут быть ограничены и на них могут быть возложены соответствующие обязанности, установленные законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии с п. 19.4 Положения на территории Ольджиканского республиканского зоологического заказника запрещается нахождение на территории заказника посторонних лиц с оружием, орудиями лова и собаками.

Согласно п. 28 Положения служба охраны имеет право ношения форменного обмундирования, установленного образца, а также ведомственного оружия, которое выдается с соблюдением правил, установленным Министерством внутренних дел СССР и используется при исполнении служебных обязанностей.

Согласно ст. 4 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.

Согласно п. 6 ст. 6 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии» На территории Российской Федерации запрещаются: ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия;

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2009 г. «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране».

В соответствии со ст. 31 Федерального закона №52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право, в том числе: хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Перечень должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе сотрудников федеральных государственных учреждений, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств, а также правила их применения должностными лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Пункте 3 Перечня типов, моделей служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств для применения должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.06.2010 г. № 491 «Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» предусмотрено в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства калибров 12/70, 12/76, 16/70, 20/70, 20/76, 32/70 и 410/70, разрешенное к обороту на территории РФ, и патроны охотничьи отечественного производства к этому оружию, разрешенные к обороту на территории РФ.

Пунктом 3 Перечня должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, и нормы обеспечения их указанными средствами и оружием, Утвержденного Постановлением правительства РФ от 30.06.2010 г. № 491 предусмотрена должность государственного инспектора по охране территории государственного природного заповедника (национального парка) в государственных природных заповедниках и национальных парках.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Должностному лицу ФГБУ «ГЗ «Комсомольский» ФИО7 вменялось ДД.ММ.ГГГГ при исполнении должностных обязанностей ввоз и хранение личного оружия - огнестрельного гладкоствольного длинноствольного ружья МЦ -20-01 заводской на территории Ольджиканского заказника, не имея на это разрешения администрации государственного заповедника «Комсомольский», осуществляющего охрану заказника. Также у него обнаружено огнестрельное гладкоствольное длинноствольное ружье МЦ-20-01 заводской номер с выданным разрешением ОВД от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом ФГБУ «Заповедник «Комсомольский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ в Отдел охраны территории заповедника, заказника и других подконтрольных ООПТ на должность государственного инспектора по охране территории заповедника, заказника и других подконтрольных ООПТ.

В материалах дела имеются приказы о направлении государственного инспектора ФИО7 на территорию государственного природного заказника федерального значения «Ольджиканский» с ДД.ММ.ГГГГ для выполнения работ согласно наряд - заданию. Старшему государственному инспектору ФИО4 обеспечить ФИО7 всем необходимым для работы в полевых условиях, одеждой, спецсредствами, средствами связи. Согласно приказу ФГБУ «ГПЗ «Комсомольский» фактически работа на территории заказника госинспектора ФИО7 осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу оружие у ФИО7 было обнаружено ДД.ММ.ГГГГ старшим госинспектором ФИО3 при составлении протокола.

Других доказательств, кроме протокола об административном правонарушении, подтверждающих ввоз и хранение ФИО7 на территории Заказника оружия материалы дела об административном правонарушении не содержат.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ФИО7 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено достоверных доказательств того, что действиями ФИО7 нарушены правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов в охраняемой зоне природного заказника «Ольджиканский». Как пояснил свидетель ФИО5 содержание чехла ему не демонстрировалось и при его изъятии он не присутствовал.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО7 были совершены действия, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами в области охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Положение о заказнике также не предусматривает запрет на ввоз и хранение должностным лицам - государственным инспекторам ФГБУ «ГПЗ «Комсомольский» огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия на его территории. п. 19.4 Положения, который запрещает нахождение на территории Ольджиканского республиканского зоологического заказника посторонних лиц с оружием, орудиями лова и собаками, ФИО7 не нарушен, поскольку он являлся должностным лицом, государственным инспектором ФГБУ «ГПЗ « Комсомольский», на которых возложены обязанности по его охране.

Само по себе нахождение ФИО7, при исполнении должностных обязанностей, и хранение личного оружия на территории заказника без разрешения администрации заповедника нельзя отнести к деятельности, противоречащей, целям создания государственных природных заказников и причиняющей вред природным комплексам и их компонентам.

В судебном заседании также установлено со слов ФИО7 и свидетеля ФИО5, что некоторые работники ФГБУ «ГПЗ «Комсомольский» получают служебное оружие, однако ФИО7 сДД.ММ.ГГГГ не был направлен на прохождение специального обучения и разрешение на ношение служебного оружия не получал, в связи с чем им не обеспечивался.

Доводы ФИО7 о том, что ему разрешалось использовать в качестве служебного оружия - гражданское оружие самообороны - огнестрельное гладкоствольное длинноствольное ружье МЦ-20-01, административным органом не опровергнуты.

В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФИО7 подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судьяРЕШИЛ

Жалобу ФИО7 удовлетворить.

Отменить постановление заместителя главного государственного инспектора ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в течение 10- ти дней.

Судья И.В. Гаркуль