РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
26 февраля 2016 года город Радужный
Судья Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Гималова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Варьеганнефтегаз» на постановление мирового судьи судебного участка №2 Радужнинского судебного района от 20 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Радужнинского судебного района от 20 января 2016 года юридическое лицо – ПАО «Варьеганнефтегаз», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с таким решением, представитель ПАО «Варьеганнефтегаз» подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, указывая, что предписание №ДД.ММ.ГГГГ г. не отвечает требованиям, предъявляемым к данным ненормативным правовым актам действующим законодательством в части их исполнимости; предписание нормативно не обоснованно, и налагает на Общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством; шламовые амбары расположены на земельном участке, находящемся у юридического лица на праве аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ года, и по условиям договора аренды Общество обязалось возвратить земли по окончании срока аренды в рекультивированном состоянии; несмотря на это, Общество произвело комплекс природоохранных мероприятий на шламовых амбарах <данные изъяты> месторождения, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду и недопущение ухудшения ее состояния.
В судебном заседании представитель ПАО «Варьеганнефтегаз» Алибаев Э.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, и просил постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Объектом таких правонарушений является порядок управления, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре выдано предписание № о проведении юридическим лицом- ПАО «Варьеганнефтегаз», мероприятий по рекультивации шламовых амбаров в количестве 6 штук в районе <адрес>, и сдаче рекультированных участков в установленном Законом порядке в соответствии с Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 г. №525/67, в срок до 20 октября 2015 года (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ, после проведения внеплановой проверки на предмет исполнения юридическим лицом упомянутого предписания, должностным лицом Росприроднадзора по ХМАО-Югре в отношении ПАО «Варьеганнефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении №, в связи с неисполнением юридическим лицом предписания в установленный срок, из которого следует, что проведенные ПАО «Варьеганнефть» мероприятия по рекультивации шламовых амбаров без положительного заключения государственной экологической экспертизы на типовой проект рекультивации земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров, чем нарушен п.7.2 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе», а также без утверждения Председателем (заместителем) постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель, чем нарушен п.14 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и национальном использовании плодородного слоя почвы, являются незаконными, а предписание от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, является невыполненным, за что наступает ответственность, предусмотренная ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.5-7).
Между тем, из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Варьеганнефтегаз» направило сообщение руководителю Росприроднадзора по ХМАО-Югре о выполнении комплекса мероприятий по ликвидации шламовых амбаров в количестве 6 штук в районе <данные изъяты>: фазовое разделение нефтешламов; очистка шламовых амбаров, в том числе срезка замазученного грунта со дня и стенок амбаров; переработка нефтесодержащих отходов, образованных в результате очистки шламовых амбаров; засыпка амбаров грунтом (песком); техническая рекультивация, с приложением подтверждающих документов (л.д.19-32).
Таким образом, указанное в предписании мероприятие по рекультивации шламовых амбаров юридическим лицом выполнено в срок, установленный надзорным органом.
Ссылка должностного лица Росприроднадзора на допущенные юридическим лицом нарушения пункта 7.2 ст.11 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» и пункта 14 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству №525/67 от 22 декабря 1995 г., основана на неправильном толковании закона.
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации» пункт 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» изложен в новой редакции, которая вступает в законную силу с 01 июля 2015 года (статьи 3 и ч.3 ст.24 ФЗ), и проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе, начиная с 1 января 2016 года ( пункты 2 и 7 статьи 13, часть 4 ст.24 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ).
Таким образом, требования надзорного органа о необходимости представления государственной экспертизы проекта рекультивации шламовых амбаров необоснованны, поскольку на момент выполнения ПАО «Варьеганнефтегаз» мероприятий по предписанию такой закон не действовал.
Кроме этого, как следует из пунктов 14-16 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов. Председателем Постоянной комиссии рекомендуется назначать представителя органа местного самоуправления, а его заместителем - председателя районного (городского) комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Организационно-техническое обеспечение деятельности Постоянной комиссии возлагается на районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления.
Учитывая, что ПАО «Варьеганнефтегаз» не является органом местного самоуправления, а также не относится к другим заинтересованным органам, указанным в упомянутых пунктах Основных положений, то он не вправе обязывать орган местного самоуправления создавать Постоянную комиссию, и не должно нести ответственность за отсутствие такой Постоянной комиссии, потому предписание Росприроднадзора по ХМАО-Югре в части сдачи юридическим лицом рекультивированных участков в соответствии с пунктом 14 Основных положений Постоянной комиссии является незаконным. На момент вынесения Росприроднадзором ДД.ММ.ГГГГ предписания в адрес ПАО «Варьеганнефтегаз» такая Постоянная комиссия отсутствовала в связи с ее расформированием постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Росприроднадзор был осведомлен, что подтверждается перепиской между указанным надзорным органом и юридическим лицом (л.д.52-62).
Согласно подп.6 п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Как следует из пунктов 3 и 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству № от 22 декабря 1995 г., рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (арендодателем) и ОАО «Варьеганнефтегаз» (арендатором) заключен договор аренды земельных участков № сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на земельный участок <данные изъяты>, из которого следует, что арендованные земли отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д.94-101).
Согласно пункта 3.2.11 договора аренды, арендатор обязался по истечении срока действия или досрочном расторжении договора аренды возвратить арендодателю предоставленные в аренду земли в состоянии, пригодном для дальнейшего их использования по целевому назначению. В случае нарушения земель в период пользования арендатор обязан вернуть земли в рекультивированном состоянии в соответствии с проектом рекультивации (л.д.95).
Таким образом, рекультивации подвергаются нарушенные, в том числе при складировании промышленных, бытовых и других отходов, земли при окончании срока их использования, и для того, чтобы эти земли вновь вовлечь в оборот и использовать по назначению, то есть при возврате земель его собственнику или иному лицу, их предоставивших, однако представленные ПАО «Варьеганнефтегаз» документы свидетельствуют о том, что земельные участки, на которых располагались шламовые амбары в районе <адрес>, находятся в пользовании юридического лица на условиях аренды, срок которой истекает лишь в ДД.ММ.ГГГГ году, соответственно, у надзорного органа отсутствуют основания требовать сдачи рекультивированных земель сначала Постоянной комиссии, а затем собственнику земельных участков.
Из диспозиции части 1 ст.19.5 КоАП РФ следует, что ответственность наступает в случае невыполнения законного предписания, а поскольку предписание Росприроднадзора в части сдачи рекультивированных участков в установленном Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №527/67 является незаконным, то ПАО «Варьеганефтегаз» не должно нести ответственность за неисполнение этого незаконного требования.
Таким образом, прихожу к выводу, что в действиях ПАО «Варьеганнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку выданное надзорным органом предписание юридическим лицом выполнено в полном объеме, в установленный срок, и при таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №2 от 20 января 2016 года нельзя признать законным, поскольку оно постановлено без учета законов, подлежавших применению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9,24.5 КоАП РФ, судья
Решила:
Жалобу ПАО «Варьеганнефтегаз» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Радужнинского судебного района от 20 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Суда ХМАО-Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Радужнинский городской суд.
Судья подпись Д.В.Гималова