Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 28 марта 2017 г.
Судья Алексеевского районного суда <адрес>А.кин А.Н.
рассмотрев жалобу <данные изъяты>ФИО1 на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства <адрес> по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении должностного лица
ФИО1, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по месту регистрации: <адрес>
поступившую в Алексеевский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № о назначении административного наказания начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - <данные изъяты>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 подал жалобу, так как считает, что постановление не соответствует фактическим обстоятельствам дела, является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по следующим основаниям. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков установленных ст. 28.5 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении ГКУ ВО «<адрес> лесничество» ссылается на Постановление Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», а именно на п. 34, в котором указано, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При этом в протоколе не отражено, что именно подразумевается под понятием «горючие материалы», равно как и в самом постановлении Правительства РФ № 417 отсутствует определение данного понятия.
В постановлении о назначении административного наказания указано, что в соответствии с актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты>, квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты>, под электролинией произрастает древесная растительность высотой 3-4 метра. При этом ПАО «<данные изъяты>» не приглашалось для составления данного акта осмотра, а из фототаблицы, представленной ГКУ ВО «<адрес> лесничество» не усматривается, где именно произведена фотосъемка, на территории какого поселения, равно как и отсутствует какая-либо информация о принадлежности опор, изображенных на фото, ПАО «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектом электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра. Рубка деревьев в случае, предусмотренном п. 23 Правил № 160, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
ПАО «<данные изъяты>», сотрудником филиала которого является ФИО1, обладает особым правовым статусом, являясь публичных акционерным обществом, имеющим стратегическое значение, что следует из Указа Президента РФ от 04.08.2004г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Данным нормативно правовым актом установлено, что управление ПАО «<данные изъяты>» должно осуществляться Российской Федерацией в целях обеспечения стратегических интересов, обороноспособности и безопасности государства, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В качестве организацией по управлению ЕНЭС ПАО «<данные изъяты>» в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии обязано оказывать услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, осуществлять деятельность по развитию этой сети.
Одной из основных задач функционирования энергетической системы РФ является обеспечение электрической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики. В целях реализации указанных задач на филиал ПАО «<данные изъяты>» - <данные изъяты> ПМЭС возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.
Согласно ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков. Порядок установления таких охранных зон и порядок использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Правительство РФ такой порядок определило Правилами № 160. Как следует из раздела 1 Правил № 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередач устанавливаются особые условия использования территорий. Причем законодатель однозначно определил, что земельные участки расположенные в пределах охранных зон, у их собственников, земледельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Учитывая изложенное, заявитель считает, что вина его отсутствует, равно как и отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В связи с этим, заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Комитета лесного хозяйства <адрес> о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО2 поддержала доводы жалобы.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета лесного хозяйства <адрес>ФИО3, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, что не препятствует рассмотрению жалобы в ее отсутствие.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, юрисконсульт ГКУ ВО «<адрес> лесничество», заместитель старшего государственного лесного инспектора в ГКУ ВО «<адрес> лесничестве» ФИО4 не согласна с доводами жалобы и просит в её удовлетворении отказать, поскольку полагает протокол об административном правонарушении законным, а постановление о назначении административного наказания вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, пояснила, что при проведении проверки собственник линии электропередачи не был известен, в связи с чем обеспечить присутствие представителя ПАО «<данные изъяты>» при составлении акта не представлялось возможным. Вместе с тем при составлении протокола об административном правонарушении представителю ПАО «<данные изъяты>» предлагалось провести повторный осмотр охранной зоны линии электропередачи, от чего тот отказался. При осмотре было установлено, что под линией электропередачи произрастают деревья высотой 3-4 метра, а местами и более, высоту деревьев определяли с использованием рулетки, однако в акте об этом отметку не сделали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу п. 5 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015г. № 373, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.
На основании п. 11 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015г. № 373, в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка).
Согласно копии акта № планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГГГ составленного участковым лесничим <адрес> участкового лесничества ФИО, в ходе обследования линий электропередач, расположенных в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> и квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты><адрес> участкового лесничества, между опорами № и <данные изъяты> выявлен факт произрастания древесно-кустарниковой растительности высотой 3-4 метра. К данному акту прилагается также фототаблица.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
С учетом вышеизложенного, утверждения в жалобе о том, что проверка незаконно проведена в отсутствие представителя юридического лица, подлежат отклонению, поскольку административное правонарушение по настоящему делу выявлено в результате планового (рейдового) осмотра), являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса РФ, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007г. № 394, статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, при этом, при осуществлении мероприятий по контролю в ходе планового (рейдового) осмотра должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом.
ДД.ММ.ГГГГ юрисконсультом ГКУ ВО «<адрес> лесничество», заместителем старшего государственного лесного инспектора ГКУ ВО «<адрес> лесничество» ФИО4 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении должностного лица <данные изъяты>ФИО1 по факту правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима согласно Постановления № 346 Губернатора Волгоградской области от 21.05.2016г. «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>». А именно при проведении планового (рейдового) осмотра по соблюдению противопожарных требований на территории лесного фонда по линейным объектам – полосы отвода под электролинией ПАО «<данные изъяты>», находящейся в эксплуатационной ответственности филиала ПАО «<данные изъяты>» - <данные изъяты> предприятие магистральных электрических сетей, проходящей в <адрес> участковом лесничестве ГКУ ВО «<адрес> лесничество» Комитета лесного хозяйства <адрес> в кв. <данные изъяты> выд. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты> выд. <данные изъяты> принадлежат <данные изъяты>, принадлежащей ПАО «<данные изъяты>» и находящейся в эксплуатационной ответственности филиала ПАО «<данные изъяты>» - <данные изъяты> предприятие магистральных электрических сетей, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что под электролинией произрастает древесная растительность высотой 3-4 метра, что является нарушением пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417.
В соответствии с постановлением № назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по указанному факту. При этом в вину ему вменяется нарушение пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах и пункта 23 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160. Нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах из события административного правонарушения исключено. Кроме того, постановление содержит ссылку на постановление Губернатора Волгоградской области от 16.06.2016г. № 394 «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>», которое в протоколе не указывалось.
Вместе с тем неверное указание при составлении протокола об административном правонарушении на постановление Губернатора Волгоградской области от 21.05.2016г. № 346 «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>» не влияет на законность и обоснованность принятого решения, поскольку в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания верно указано о том, что на момент выявления административного правонарушения действовало постановление Губернатора Волгоградской области от 16.06.2016г. № 394 «Об особом противопожарном режиме на территории <адрес>».
Пункт 23 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160, предусматривает, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно трудовых обязанностей начальника службы эксплуатации ЛЭП, начальник службы эксплуатации ЛЭП обязан выполнять требования законодательства РФ в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнять требования природоохранного законодательства РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении указано событие, квалифицируемое административным органом как правонарушение, выразившееся в том, что под электролинией произрастает древесная растительность высотой 3-4 метра, что нарушает пункт 35 Правил пожарной безопасности в лесах, и пункт 23 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что определение высоты древесной растительности под линией электропередачи определялось визуально, без применения технических средств измерения, в связи с чем утверждение административного органа о том, что высота древесной растительности составляла 3-4 метра не может быть признано доказанным. Приложенная к акту осмотра фототаблица из двух фотоизображений не содержит безусловных данных, позволяющих определить высоту древесной растительности под линией электропередачи, и соответственно установить нарушение нормативных актов указанных в оспариваемом постановлении.
Кроме того, сам по себе факт наличия под линией электропередачи древесной растительности высотой 3-4 метра не нарушает требований пункта 23 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, на который имеется ссылка в обжалуемом постановлении, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи этим суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях <данные изъяты>ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, что является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу <данные изъяты>ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - <данные изъяты>ФИО1 по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, отменить и дело производством прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. А.кин