ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2018 от 25.04.2018 Каргасокского районного суда (Томская область)

Дело № 12-9/2018

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2018 года

Федеральный судья Каргасокского районного суда Томской области Фокин Р.А., с участием защитника Администрации Каргасокского района Азаренка И.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2018 №7/18, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок, Каргасокского района Томской области, жалобу главы Администрации Каргасокского района Ащеулова А.П. на постановление начальника Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 19.02.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 086412 начальника Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 19.02.2018 Администрация Каргасокского района Томской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Глава Администрации Каргасокского района Томской области обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при принятии оспариваемого постановления Л. ссылается на Соглашение о социальном партнерстве от 27.05.2016, заключенное между Администрацией Каргасокского района и », а именно на п. 2.1.1. Соглашения. Однако должностное лицо оставляет без всякого внимания приведенные Администрацией Каргасокского района в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доводы о том, что у Администрации Каргасокского района отсутствуют полномочия, необходимые для согласования деятельности, оказывающей влияние на среду обитания водных биоресурсов. Кроме того, из положений п. 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения о социальном партнерстве от 27.05.2016 следует, что обязалось осуществить за счет своих средств строительство и содержание автозимника «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через реку Чижапка и, при этом, такое строительство осуществлять в соответствии с правилами и нормами, предъявляемыми к работам соответствующего рода, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поэтому именно должно было до начала любой деятельности, оказывающей влияние на среду обитания водных биоресурсов, получить соответствующее согласование в уполномоченном государственном органе. Учитывая, что строительство и содержание автозимника «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через реку Чижапка осуществляется за счет средств », указанная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального района, следовательно, Администрация Каргасокского района не располагает в отношении указанной дороги какими-либо полномочиями, не имеет соответствующих прав и обязанностей. Также, согласно Соглашению о социальном партнерстве от 27.05.2016 Администрация Каргасокского района обязалась согласовать документацию, необходимую для организации транспортного сообщения по автозимнику «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через реку Чижапка в соответствии с действующим законодательством и в пределах своих полномочий. Компетенция Администрации Каргасокского района в вопросах местного значения определена в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 30 Устава МО «Каргасокский район», которые не устанавливают полномочий в сфере согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Следовательно, Администрация Каргасокского района, не имея соответствующих полномочий, в рамках Соглашения о социальном партнерстве от 27.05.2016, не могла и не должна была согласовывать деятельность по устройству и эксплуатации переходов через р. Чижапка и р. Пасил Каргасокского района Томской области. Согласно п. 2.2.2 Соглашения от 27.05.2016 обязалось осуществить строительство и содержание автозимника «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через р. Чижапка в соответствии с правилами и нормами, предъявляемыми к работам соответствующего рода, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства. Именно либо его подрядчик должны были согласовать возможность осуществления деятельности по устройству указанных переходов через реки с уполномоченным государственным органом в соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. В соответствии с действующим законодательством запрещена деятельность, не учитывающая требования по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом Администрация Каргасокского района не осуществляла какой-либо деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы и (или) среду их обитания (р. Чижапка и р. Пасил). Просит постановление начальника Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания от 19.02.2018 отменить, а производство по делу прекратить.

Защитник Администрации Каргасокского района Азарёнок И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в жалобе основаниям, указав, что Администрация не осуществляла строительство переправ через р. Чижапка и р. Пасил Каргасокского района Томской области.

Должностное лицо, вынесшее постановление – начальник Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Л. в суд не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статья 8.33 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в виде или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Судом установлено, что Администрация Каргасокского района 27.05.2016 заключила с соглашение о социальном партнерстве (срок действия до 31.12.2020), согласно которому обязалась согласовать документацию, необходимую для организации транспортного сообщения по автозимнику «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через реку Чижапку в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий (п. 2.1.1 Соглашения).

В свою очередь, по указанному Соглашению приняло на себя обязанность осуществить за счет своих средств строительство и содержание автозимника «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через р. Чижапку в соответствии с правилами и нормами, предъявляемыми к работам соответствующего рода, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 2.2.1 Соглашения)

Также согласно п. 2.2.2 указанного Соглашения, строительство и содержание автозимника «п. Мыльджино – п.Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через р. Чижапку, обязалось осуществлять в соответствии с правилами и нормами, предъявляемыми к работам соответствующего рода, а также в соответствии с требовании действующего законодательства.

Из договора подряда от 20.09.2017, заключенного с ИП «И.» следует, что последний обязался выполнить работы по строительству зимнего технологического проезда (автозимник) по маршруту п. Березовка п. Мыльджино трассы автодороги с. Каргасок – п. Средний Васюган с переправой через р. Чижапка, общей протяженностью 81 км, и передать результаты работ заказчику.

Из предписания Администрации Каргасокского района от 26.01.2018 следует, что в действиях ИП «И.» усматривается нарушение положений действующего земельного законодательства, выраженного в самовольном занятии земель сельскохозяйственного назначения, примерной площадью 14 500 кв.м, расположенных в пойме рек Пасил и Чижапка. Из предписания видно, что ИП «И.» по договору подряда от 20.09.2017 №2009, заключенному с », осуществил строительство зимнего технологического проезда по маршруту «п.Березовка – п. Мыльджино трассы автодороги с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через р. Чижапка, общей протяженностью 81 км.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Руководствуясь ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Так, согласно ч.ч. 1,2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», на нарушение положений которой указано в оспариваемом постановлении, при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» предусматривает деятельность, влекущую за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, которая должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, которые осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г №74-ФЗ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административным органом в оспариваемом постановлении от 19.02.2018 Администрации Каргасокского района Томской области ставится в вину не исполнение своих полномочий по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (Верхнеобское ТУ Росрыболовства) по ведению деятельности по устройству и эксплуатации переходов через реки Пасил и Чижапка в водоохранных зонах водных объектов в рамках соглашения от 27.05.2016 с о социальном партнерстве. Также указано, что Администрация Каргасокского района не в полной мере исполнила свои полномочия и допустила ведение деятельности по устройству переходов через указанные реки в водоохранных зонах без соответствующего согласования с ТУ Росрыболовста.

Из соглашения, заключенного 27.05.2016 Администрацией Каргасокского с о социальном партнерстве, видно, что в обязанности Администрации входит только согласование документации, необходимой для организации транспортного сообщения по автозимнику «п. Мыльджино – п. Березовка» трассы автодороги «с. Каргасок – п. Средний Васюган» с переправой через реку Чижапку в соответствии с действующим законодательством, что находится в компетенции Администрации Каргасокского района в соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Каргасокский район» и ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако из соглашения не следует, что Администрация обязуется организовать и осуществлять строительство каких-либо переправ в границах водоохранных зон. Данное строительство и содержание автозимника и переправы согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2 указанного Соглашения обязалось осуществить в соответствии с правилами и нормами, предъявляемыми к работам соответствующего рода, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Проектирование, строительство и эксплуатация ледовых переправ регламентируется Инструкцией по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ ОДН 218010-98, утвержденной Приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26.08.1998 № 228 и согласованной Госкомитетом по экологии Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов.

Из указанной Инструкции следует, что на каждую переправу должна быть разработана вся необходимая для ее строительства и последующей эксплуатации проектная документация. При этом Проектную документацию на строительство ледовых переправ необходимо согласовывать:

- с территориальными органами Госкомэкологии и рыбоохраны;

- с территориальными органами по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

- на судоходных реках с техническими участками бассейнового управления пути.

Организация перевозки пассажиров на переправе согласовывается с областной (районной) администрацией (п. 4.1, 4.2 Инструкции).

Анализируя вышеуказанные положения закона применительно к обстоятельствам настоящего дела и диспозиции ст. 8.33 КоАП РФ, прихожу к выводу, что административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов при строительстве ледовых переправ без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства может быть возложена на лицо, которое осуществляло строительство указанной переправы в границах водоохраной зоны. В данном случае, Администрация Каргасокского района таким лицом не является, поскольку такого строительства не осуществляла.

Доводы административного органа о наличии в действиях Администрации Каргасокского района состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, основаны на неверном понимании вышеуказанных требований закона, а оспариваемое постановление принято без учета фактических обстоятельств дела. Следовательно, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с прекращением производство по делу.

Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу главы Администрации Каргасокского района Ащеулова А.П. удовлетворить.

Постановление начальника Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Л. от 19.02.2018 № 086412 о привлечении Администрации Каргасокского района Томской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Администрации Каргасокского района Томской области состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Р.А. Фокин