ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2018 от 27.04.2018 Чамзинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-9/2018

РЕШЕНИЕ

п.Чамзинка 27 апреля 2018 года

Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Балясина И.Г.,

с участием заявителя ФИО1,

защитника Истратовой Е.Н., представившей удостоверение №637 от 19.04.2016 и ордер №000559 от 19.04.2018,

при секретаре Сомовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Чамзинского, Дубенского и Атяшевского муниципальных районов Республики Мордовия по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО2 от 24 января 2018 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чамзинского, Дубенского и Атяшевского муниципальных районов Республики Мордовия по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО2 от 24 января 2018 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратилась с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить в части установления факта осуществления на земельном участке по адресу: <данные изъяты>, скупки лома черных и цветных металлов. В обоснование жалобы указала, что должностным лицом сделаны выводы об использовании ей земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, для осуществления скупки и складирования лома черных и цветных металлов, то есть не в соответствии с его целевым назначением, что является доказанным. Перед составлением протокола об административном правонарушении от нее было получено объяснение, где она указала, что данный земельный участок она использует для хранения домашней утвари (ведра, лопаты, инструментов для ремонта автомобиля и т.д.), а также строительных материалов, которые планирует использовать для строительства жилого дома, и в настоящее время она занимается оформлением изменения вида разрешенного использования земельного участка с «ведения коллективного садоводства» на «индивидуальное жилищное строительство». Каких-либо других доказательств того, что на ее земельном участке происходит скупка лома черных и цветных металлов, не предоставлено. В этой связи считает, что выводы должностного лица сделаны не на основании доказательств, а на основании предположения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 жалобу поддержала по тем же основаниям, уточнив ее в части того, что просит отменить вынесенное постановление в полном объеме, не соглашаясь с выводами должностного лица об использовании ей земельного участка не по назначению.

Защитник Истратова Е.Н. жалобу ФИО1 поддержала по тем же основаниям, уточнив ее в части того, что просит отменить постановление в полном объеме. Полагает, что выводы должностного лица о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, не подтверждены какими-либо доказательствами, носят предположительный характер, так как в ходе проверки доказательств виновности ФИО1 в совершении вышеуказанного правонарушения не получено.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что 21.12.2017 в администрацию Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района поступило сообщение начальника ММО МВД России «Чамзинский», согласно которому земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО1, используется не по прямому назначению - для ведения коллективного садоводства, а на нем фактически организован пункт по приему лома и отходов черных и цветных металлов. К сообщению была приложена фототаблица, из которой следовало, что на данном участке складируются газовые баллоны, что создавало угрозу для жизни и здоровья жителей близлежащих домов. В этом случае в течение суток они обязаны проверить указанную информацию, поэтому 22.12.2017 она и другие сотрудники администрации ФИО6 и ФИО7, а также представитель ММО МВД России «Чамзинский» ФИО8 выехали с проверкой на территорию данного земельного участка. Поскольку с собственником данного участка связаться не удалось, они обошли данный земельный участок, при этом видели, что на нем находятся две хозяйственные постройки. После обеда они вновь приехали на территорию данного участка, и поскольку с собственником вновь связаться не удалось, они произвели визуальный осмотр данного участка с возвышенности, расположенной рядом, произвели фотографирование. При визуальном осмотре было видно, что на территории данного участка находятся две небольших хозяйственных постройки, каких-либо деревьев, кустарников, насаждений на участке не было. В ходе проверки они проанализировали поступившую из ММО МВД России «Чамзинский» информацию, при этом из приложенных к ней фотографических изображений было видно, что на территории данного земельного участка складируется лом черного и цветного металла, установлены весоизмерительные приборы, весы для заезда автомашин, территория оснащена камерами видеонаблюдения, обнесена забором из профлиста. Учитывая изложенное, они пришли к выводу, что данный земельный участок используется для размещения пункта приема лома и отходов черных и цветных металлов, то есть не по прямому назначению.

Свидетель ФИО6 суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района поступила информация о том, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, используется не по назначению, на нем фактически организован пункт по приему лома и отходов черных и цветных металлов. При этом из приложенных к обращению фотографических изображений было видно, что на территории участка складируются газовые баллоны, что создавало угрозу жизни и здоровью людей, поэтому он и другие сотрудники администрации ФИО9, ФИО7, а также сотрудник полиции ФИО8 выехали по указанному адресу для проведения проверки. Они выезжали дважды, однако с собственником участка связаться не удалось, поэтому ими был произведен визуальный осмотр участка с возвышенности, расположенной рядом, было произведено фотографирование, а также была исследована поступившая из ММО МВД России «Чамзинский» информация. В ходе визуального осмотра они увидели на территории две небольшие постройки, каких-либо саженцев, насаждений, деревьев, кустарников на территории не было. Из фотографических снимков следовало, что на территории складируется лом черного и цветного металла, баллоны, при этом газовые или кислородные они, точно сказать не может, но и те, и другие используются для резки металла, на участке установлены весоизмерительные приборы, весы для заезда автомашин, территория обнесена высоким забором из профлиста. В результате они пришли к выводу, что на участке фактически размещен пункт приема лома черных и цветных металлов, то есть участок используется не по назначению.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, защитника, свидетелей, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения сотрудниками отделения экономической безопасности и противодействия коррупции межмуниципального отдела МВД России «Чамзинский» оперативно-технического мероприятия «Металл» (информация главе администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ), а также проверки органом муниципального земельного контроля Комсомольского поселения (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) было выявлено нарушение земельного законодательства, а именно ст.42 ЗК РФ, выразившееся в использовании ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Данный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ), который она приобрела согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет следующие характеристики: общая площадь <данные изъяты>

ФИО1 в нарушение ст.42 ЗК РФ использует вышеуказанный земельный участок не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием. Так, вид разрешенного использования данного земельного участка «для ведения коллективного садоводства», а фактически он используется под скупку и складирование лома черных и цветных металлов.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.

Помимо категории земель дополнительным критерием детализации правового режима земель выступает разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения такого зонирования территорий устанавливаются федеральными законами. Так, порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

основные виды разрешенного использования;

условно разрешенные виды использования;

вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Вместе с тем, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, т.е. земельный участок должен использоваться в соответствии с категорией, к которой он отнесен, и в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования «для ведения коллективного садоводства».

Между тем, на данном земельном участке фактически осуществляется скупка и складирование лома черных и цветных металлов.

В ходе проверки органом муниципального земельного контроля Комсомольского поселения земельного участка <данные изъяты> было выявлено, что он используется для размещения пункта приема лома и отходов черных и цветных металлов, то есть не в соответствии с его целевым назначением.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией ММО МВД России «Чамзинский» и приложенной к ней фототаблицей, свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, актом проверки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему фотографическим изображением, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются представленным по запросу суда материалом проверки по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности по приему лома и отходов цветных и черных металлов по адресу: <адрес>

В соответствии с кодом 13.2 классификатора видов разрешенного использования земельных участков: ведение садоводства, предусмотрено осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.

Вместе с тем, размещение пункта приема лома и отходов цветных и черных металлов предусмотрено на земельных участках с разрешенным видом использования «специальная деятельность», что соответствует коду разрешенного вида использования земельного участка 12.2, куда входит размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки (Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540).

Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что по своей природе объекты, свидетельствующие о ведении садоводческой деятельности, и объекты, свидетельствующие о ведении деятельности, связанной с приемом и хранением лома и отходов черных и цветных металлов, различны.

Как указано выше, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка должен использовать этот участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который был им выбран и заявлен при государственной регистрации права на этот участок.

При этом судья учитывает, что в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с положениями части 1, пункта 4 части 5 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вид или виды разрешенного использования земельного участка являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости, которые вносятся в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка - для ведения коллективного садоводства.

Данный вид разрешенного использования на земельный участок, используемый для скупки и складирования лома черных и цветных металлов, не изменен в установленном законом порядке.

Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.

Соблюдение положений приведенного законодательства зависело от действий самой ФИО1

Таким образом, материалами административного дела подтверждается факт использования ФИО1 земельного участка с <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения коллективного садоводства, не по целевому назначению - для скупки и складирования лома черных и цветных металлов.

В связи с указанными обстоятельствами доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 события административного правонарушения, несостоятельны и опровергаются имеющимися вышеперечисленными доказательствами.

Вина ФИО1, имевшей реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, заключается в использовании земельного участка с нарушением разрешенного использования, непринятии мер к получению разрешения на разрешенный вид использования земельного участка.

Следовательно, оснований для вывода об отсутствии в действиях ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у судьи не имеется.

Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного ФИО1 зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 22 января 2018 года, а также подтверждается информацией ММО МВД России «Чамзинский» и приложенной к ней фототаблицей, свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, актом проверки земельного участка от 22.12.2017 и приложенным к нему фотографическим изображением, предоставленным по запросу суда материалом проверки по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности по приему лома и отходов цветных и черных металлов по адресу: <адрес>

Доводы о том, что земельный участок используется ФИО1 для хранения домашней утвари, а также строительных материалов, которые она планирует использовать для строительства жилого дома, и в настоящее время занимается оформлением изменения вида разрешенного использования земельного участка с «ведения коллективного садоводства» на «индивидуальное жилищное строительство», не могут повлиять на выводы о виновности ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, поскольку из материалов дела следует и подтверждается собранными по делу доказательствами, что земельный участок с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности ФИО1 и отнесенный к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для ведения коллективного садоводства», фактически используется не по целевому назначению, поскольку данный участок оснащен камерами видеонаблюдения, обнесен высоким забором, на территории имеются бытовые помещения, а также складирован лом металла, складированы газовые и кислородные баллоны, используемые для резки металла, установлены весоизмерительные приборы, весы для заезда автомашин, используемые в работе пункта по приему лома и отходов черного и цветного металлов, что следует как из вышеуказанной информации ММО МВД России «Чамзинский» от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Комсомольского городского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, так и из свидетельства о государственной регистрации права собственности, в соответствии с которым ФИО1 стала собственницей указанного земельного участка с 26.06.2015, однако с этого времени вплоть до проведения проверки 22.12.2017 каких-либо деревьев, кустарников, иных насаждений на данном участке не имеется.

Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюден: составлен протокол об административном правонарушении, при рассмотрении протокола об административном правонарушении заместитель главного государственного инспектора Чамзинского, Дубенского и Атяшевского муниципальных районов Республики Мордовия по использованию и охране земель, главный специалист-эксперт Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО2 обоснованно пришла к выводу о том, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, после чего вынесено постановление о назначении наказания.

В связи с тем, что обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими, обстоятельств для признания правонарушения, совершенного ФИО1, малозначительным не имеется.

Наказание ФИО1 назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения и его последствий, личности ФИО1 и ее имущественного положения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств и является соразмерным и справедливым.

Каких-либо законных оснований для снижения назначенного наказания, с учетом обстоятельств дела, суд не усматривает.

В этой связи, постановление заместителя главного государственного инспектора Чамзинского, Дубенского и Атяшевского муниципальных районов Республики Мордовия по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО2 от 24 января 2018 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, является законным и обоснованным, а доводы ФИО1 и ее защитника не могут повлечь отмену указанного постановления.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7. - 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Чамзинского, Дубенского и Атяшевского муниципальных районов Республики Мордовия по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО2 от 24 января 2018 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья И.Г. Балясина