Дело 12 -9/2018
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Исилькуль 29 мая 2018 года
Судья Исилькульского городского суда Омской области Н.Д. Боронко,
с участием прокурора Оберст Н.В.
при секретаре В.В. Моляк,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Исилькульского межрайонного прокурора на постановление от 18.04.2018 года заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 7.32.5 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО2 от 18 апреля 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении № 03-10.2/79-2018/7.32.5 в отношении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с протестом на указанное постановление, в обоснование указав, что Исилькульской межрайонной прокуратурой 01.03.2018 года проведена. проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в деятельности МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов».
В соответствии с ч. 1. ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гoсударственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с чч. 2, 4, 5, 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях. неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом. срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством.. .. и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемкy поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполняются работы, оказания услуги (далее отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее, результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со. статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий; контракта.
В соответствии с п. б ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество. товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работ или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема. работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если извещение об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
11.07.2017 года между муниципальным учреждением «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» и индивидуальным предпринимателем Абель В.Р. заключен контракт на общую сумму 843709, 47 рублей. Из них - 783197 рублей средства областного бюджета, 42185,47 рублей - средства местного бюджета Исилькульского муниципального района Омской области.
Впоследствии Соглашением № Ф.2017.276445 общая цена контракта уменьшена на 19291,00 рублей, в связи с чем, доля софинансирования контракта из местного бюджета снизилась до 41220,92 рублей, из областного бюджета должно быть оплачено 783197,55 рублей.
Предметом контракта является выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории строительных площадок, предусматривающих строительство жилья экономического класса, "Строительство распределительного газопровода к жилым домам по ул. Березовая в п. Боевой Исилькульского муниципального района Омской области".
Окончание срока работ - 30 августа 2017 года.
Согласно п. 8.4.1. контракта в течение 3 рабочих дней с момента завершения работ Подрядчик уведомляет муниципального заказчика о завершении работ.
В соответствии с п. 8.4.2 контракта Муниципальный заказчик в течение 5 рабочих дней осуществляет приемку выполненных работ. Результат приемки отдельного этапа исполнения контракта оформляется актом выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости работ (форма КС-3).
Согласно контракту оплата производится согласно графику оплаты выполненных работ. В соответствии с графиком оплата производится в течение 15 дней с момента подписания актов выполненных работ (форма KC-2), справки о стоимости работ (форма КС-3).
Вместе с тем, проверкой установлено, что акты выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости работ (форма КС-3) подписаны 29.08.2017 года.
Оплата по вышеуказанному муниципальному контракту, согласно платежным поручениям № 411, 412 от 26.09.2017 осуществлена с нарушенным сроком 26.09.2017 и 27.09.2017 года. Проверкой установлено, что средства из областного бюджета поступили 22.09.2017 в размере 783197 рублей. Однако, при наличии денежных средств, средства из местного бюджета Исилькульского муниципального района в размере 42185,47 рублей, перечислены муниципальным заказчиком подрядчику с нарушенным сроком - 26.09.2017, тем самым муниципальным заказчиком нарушен порядок и сроки оплаты вышеназванного муниципального контракта.
Лицом, ответственным за распоряжение средствами является директор МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО3.
Согласно должностной инструкции директора муниципального учреждения «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» директор самостоятельно решает вопросы деятельности учреждения, отнесенные федеральным и областным законодательством к полномочиям руководителя учреждения.
Директор обеспечивает, в том числе использование по целевому назначению имущества учреждения, а также целевое использование полученных учреждением бюджетных и внебюджетных средств.
Иных должностных лиц, ответственных за соблюдение порядка и сроков оплаты муниципальных контрактов в учреждении не назначено.
На основании изложенного в отношении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том. числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении согласно постановлению от 18.04.2018 установлено, что по указанному контракту, заключенному с ИП Абелем В.Р., выполненные им работы подлежали оплате заказчиком не позднее. 19.09.2017. Фактически согласно платежным поручениям № 411 от 26.09.2017 и № 412 от 26.09.2017 работы оплачены 26.09.2017.
Вместе с тем, установлено отсутствие вины ФИО1 в оплате выполненных работ по муниципальному контракту от 11.07.2017 № Ф.2017.276445 с нарушенным сроком в связи с тем, что на лицевой счет учреждения денежные средства доведены 22.09.2017 (выписка с лицевого счета заказчика на 22.09.2017). Согласно объяснению ФИО1 данному при рассмотрении дела, поскольку 22.09.2017 приходилось на пятницу, то платежные документы переданы в Казначейство в понедельник - 25.09.2017 и 26.09.2017 перечислены подрядчику. При этом прокурором не представлены доказательства того, что денежные средства на момент наступления срока оплаты по указанному контракту находились на лицевом счете учреждения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако при принятии решения о прекращении производства по делу не учтены следующие обстоятельства в части нарушения сроков перечисления муниципальным заказчиком оплаты по исполненному муниципальному контракту в. части средств местного бюджета Исилькульского муниципального района в размере 41220,92 рублей.
Согласно представленной при рассмотрении дела выписки с лицевого счета заказчика от 22.09.2017 до заказчика доведены бюджетные средства в сумме 783197,55 рублей - средства областного бюджета, тогда как дело об административном правонарушении возбуждено в связи с нарушением муниципальным заказчиком срока оплаты по муниципальному контракту в части средств местного бюджета - 41220, 92 руб.. В этой части никаких доказательств отсутствия вины при рассмотрении дела директором МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» представлено не было. Вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица муниципального заказчика в указанной части при рассмотрении дела не основан на каких-либо доказательствах исследованных при его рассмотрении.
Кроме этого, приказом Комитета финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района от 29.12.2016 № 97 «О внесении изменений в отдельные приказы Комитета финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области» (далее - Приказ) внесены изменения в Порядок исполнения местного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденного приказом Комитета финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 21.02.2012 № 4/1 (пункт 1).
Согласно пунктов 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7 Приказа в рамках управления остатками средств на едином счете бюджета КФиК привлекает и возвращает средства муниципальных учреждений, учредителем которых является Исилькульский район и лицевые счета которым открыты в КФиК в соответствии с законодательством РФ.
Про ведение расходов по лицевым счетам получателей средств местного бюджета в форме безналичного расчета осуществляется получателями средств местного бюджета путем предоставления Заявки на кассовый расход.
Получатель средств местного бюджета представляет в КФиК заявку на кассовый расход в электронном виде, содержащую данные, указанные в пункте 6.1 настоящего Порядка.
Заявка на кассовый расход принимается КФиК в пределах остатков лимитов бюджетных обязательств и распределения кассового плана по получателям средств местного бюджета на соответствующем лицевом счете в разрезе показателей кодов бюджетной классификации Российской Федерации с учетом детализации и кодов управления региональными финансами.
Заявки на кассовый расход получателей средств местного бюджета согласовываются главным распорядителем средств местного бюджета.
После согласования Председателем информации о заявках на кассовый расход отдел казначейского исполнения бюджета готовит реестр заявок на кассовый расход и передает его на подпись Председателю. На основании подписанного реестра заявок на кассовый расход в "ПК "ЕСУ БП" автоматически формируются платежные поручения согласно представленным заявкам на кассовый расход получателей средств местного бюджета.
Таким образом, списание бюджетных средств получателям средств местного бюджета производится исключительно на основании представленной в электронном виде заявки на кассовый расход в пределах остатков лимитов бюджетных обязательств и распределения кассового плана по получателям средств с единого счета бюджета.
Основанием перечисления средств местного бюджета по заключенным муниципальным учреждением муниципальным контрактам иным договорам является вышеуказанная заявка на кассовый расход.
Такая заявка на перечисление 41220,92 рублей была направлена МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» в Комитет финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района лишь 26.09.2017, тогда как срок расчета по контракту - 19.09.2017. До этой даты в отсутствие указанной заявки основания для перечисления средств местного бюджета отсутствовали.
Изложенное свидетельствует о том, что МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» заявка на кассовый расход на 41220,92 рублей представлена в КФиК несвоевременно, что повлекло нарушение сроков оплаты по муниципальному контракту.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не учтена вышеприведенная система расчетов при исполнении местного бюджета Исилькульского муниципального района.
Кроме этого, в постановлении о прекращении по делу об административном правонарушении приведены вышеуказанные объяснения ФИО1 данные им при рассмотрении дела, вместе с тем, в материалах дела имеется его объяснение от 29.03.2018 согласно которому у учреждения имелась возможность перечислить подрядчику по исполненному муниципальному контракту денежные средства из местного бюджета своевременно, однако оценка этим доводам в постановлении по делу не дана.
Таким образом, выводы, сделанные в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении о поступлении бюджетных средств на счет муниципального учреждения лишь 22.09.2017 не состоятельны поскольку этот касается только средств, поступивших из областного бюджета. При таких обстоятельствах у органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, отсутствовали основания для применения ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. предусмотрена административная. ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства; исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Считает, что в данном случае УФАС по Омской области нарушены требования ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, что повлекло неправильное применение ст. 24.5 КоАП РФ.
При вынесении указанного постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело. Данное основание согласно п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение.
Просил суд постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18.04.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1 по ч. l ст. 7.32.5 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Оберст Н.В. в полном объеме поддержала доводы изложенные в протесте, при этом указала, что в протесте имя Таха указано Владимир ошибочно, тогда как имя его Евгений, просила принять уточнения данных имени Таха, указать ФИО1., вместо ФИО3.
Кроме того указала, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03. 2018 г. в отношении директора МУ « Исилькульский районный центр по координации строительства газопровода» ФИО1 на стр. 4 указано, что при наличии денежных средств из местного бюджета, которые поступили на счет организации 22.03. 2017 года, муниципальным заказчиком они перечислены подрядчику с нарушением срока - 26.09.2017 и27.09. 2017 г., тем самым муниципальным заказчиком нарушен порядок и сроки оплаты вышеназванного муниципального контракта.
В постановлении о прекращении по делу об административном правонарушении данные обстоятельства не исследовались и оценка им не была дана.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении протеста в ее отсутствии, представила суду отзыв в котором указала, что изначально при возбуждении дела об административном правонарушении в постановлении заместителя межрайонного прокурора Оберст Н.В. от 29.03.2018г. не было отражено, что дело об административном правонарушении возбуждено в связи с нарушением муниципальным заказчиком срока оплаты по муниципальному контракту в части средств местного бюджета, соответственно, в постановлении Омского УФАС России от 18.04.2018г. не была дана оценка выше указанной позиции прокурора. Отмечено, что состав административного правонарушения предусматривает нарушение срока и порядка оплаты по заключенным договором в целом, в случае частичной оплаты обязательства по договору в части оплаты все равно не могут считаться исполненными.
Директор МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1 возражает против удовлетворения протеста прокурора, считает, что денежные средства по муниципальному контракту были перечислены в установленный законом срок. Не отрицает того обстоятельства, что денежные средства из местного бюджета Исилькульского муниципального района в размере 42 185, 47 рублей поступили на счет организации 22.03. 2017 г. и были перечислены подрядчику на основании заявки 26.09. 2017 г.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 7.32.5 ч.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Постановлением заместителя Исилькульского межрайонного прокурора Н.В. Оберст от 29.03.2018г. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст.
7.32.5 КоАП РФ в отношении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в обоснование постановления указано, что Исилькульской межрайонной прокуратурой 01.03.2018 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в деятельности МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов».
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с чч. 2,4,5, 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством российской Федерации.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с п. б ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если извещение об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
11.07.2017 года между Муниципальным учреждением «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» и индивидуальным предпринимателем Абель В. Р. заключен контракт на общую сумму 843709, 47 рублей. Из них - 783197 рублей средства областного бюджета, 60512,47 рублей - средства местного бюджета.
Соглашением № Ф.2017.276445 от 11.07.2017 стоимость контракта уменьшена на 19291,00 рублей.
Предметом контракта является выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории строительных площадок, предусматривающих строительство жилья экономического класса, "Строительство распределительного газопровода к жилым домам по ул. Березовая в п. Боевой Исилькульского муниципального района Омской области.
Окончание срока работ - 30 августа 2017 года.
Согласно п. 8.4.1. контракта в течение 3 рабочих дней с момента завершения работ Подрядчик уведомляет муниципального заказчика о завершении работ.
В соответствии с п. 8.4.2 контракта Муниципальный заказчик в течение 5 рабочих дней осуществляет приемку выполненных работ. Результат приемки отдельного этапа исполнения контракта оформляется актом выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости работ (форма КС-3).
Согласно контракту оплата производится согласно графику оплаты выполненных работ. В соответствии с графиком оплата производится в течение 15 дней с момента подписания актов выполненных работ (форма КС- 2), справки о стоимости работ (форма КС-3).
Вместе с тем, проверкой установлено, что акты выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости работ (форма КС-3) подписаны 29.08.2017 года. Оплата по вышеуказанному муниципальному контракту, согласно платежным порyчениям № 411,412 от 26.09.2017 осуществлена с нарушенным сроком 26.09.2017 и 27.09.2017 года. Проверкой установлено, что средства из областного бюджета поступили 22.09.2017 в размере 783197 рублей. При наличии денежных средств из местного бюджета, которые поступили на счет организации 22.03.2017 года, муниципальным заказчиком они перечислены подрядчику с нарушенным сроком - 26.09.2017 и 27.09.2017 года, тем самым муниципальным заказчиком нарушен порядок и сроки оплаты вышеназванного муниципального контракта.
На основании распоряжения администрации Исилькульского муниципального района Омской области № 303 от 12.10.2015 года на должность директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» назначен ФИО1.
Лицом, ответственным за распоряжение средствами является директор МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО3.
Согласно должностной инструкции директора муниципального учреждения «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» директор самостоятельно решает вопросы деятельности учреждения, отнесенные федеральным и областным законодательством к полномочиям руководителя учреждения.
Директор обеспечивает, в том числе использование по целевому назначению имущества учреждения, а также целевое использование полученных учреждением бюджетных и внебюджетных средств.
Иных должностных лиц, ответственны за соблюдение порядка и сроков оплаты муниципальных контрактов в учреждении не назначено.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежашим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в действиях директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО3 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Вина ФИО1 подтверждается его объяснением, копией муниципального контракта, платежными поручениями, иными материалами. Местом совершения административного правонарушения является: <...> (юридический адрес МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов»). Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО2 от 18 апреля 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении № 03-10.2/79-2018/7.32.5 в отношении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1 по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указанного решения указано, что в соответствии с частью статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу части 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что заказчиком был заключен контракт № Ф.2017.276445 от 11.07.2017 с ИП ФИО4 на выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории строительных площадок, предусматривающих строительство жилья экономического класса «Строительство распределительного газопровода к жилым домам по ул. Березовая в п. Боевой Исилькульского муниципального района Омской области.
При этом в материалах, представленных Исилькульской межрайонной прокуратурой, к каждому из указанных контрактов были представлены документы о приемке выполненных работ (акты о приемке), в том числе с указанием стоимости выполненных работ с подписями лиц, ответственных за приемку.
Из указанных документов следует, что по контракту № Ф.2017.276445 от 11.07.2017 с ИП ФИО4 на выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры на территории строительных площадок, предусматривающих строительство жилья экономического класса "Строительство распределительного газопровода к жилым домам по ул. Березовая в п. Боевой Исилькульского муниципального района Омской областю> работы были приняты заказчиком 29.08.2017, о чем свидетельствуют акт о приемке выполненных работ от 29.08.2017 и справка о стоимости выполненных работ от 29.08.2017.
Учитывая положения Приложения № 3 "График оплаты выполненных работ» к муниципальному контракту № Ф.2017.276445 от 11.07.2017 о том, что оплата выполненных работ осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подписания Муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании счетафактуры, выполненные работы подлежали оплате заказчиком не позднее 19.09.2017.
Вместе с тем товар был оплачен 26.09.2017, что подтверждается платежными поручениями № 411 от 26.09.2017 и № 412 от 26.09.2017.
Таким образом, заказчиком нарушен порядок и срок оплаты поставленного товара.
На основании части 1 статьи 107 Федерального закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Постановление от 29.03.2018 было возбуждено в отношении директора МУ "Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1.
Следует отметить, что в пункте 2.4 муниципального контракта № Ф.2017.276445 от 11.07.2017 было указано: «Источник финансирования - местный бюджет (в том числе: местный бюджет 42185,47 руб., субсидия из средств областного бюджета в размере 270834,96 руб., субсидия из средств федерального бюджета в размере 530689,04 руб.))).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
При этом в объяснениях директора МУ "Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1, которые были даны при рассмотрении дела об административном правонарушении, указано следующее: «.. . Могу пояснить, что 22 марта 2017 года до учреждения была доведена бюджетная роспись на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов при этом на лицевой счет учреждения денежные средства были доведены только 22.09.2017 года, что подтверждается соответствующей выпиской от 22.09.2017 № 14522013160. Учитывая, что 22.09.2017 приходилось на пятницу, то соответствующие платежные документы передали в Казначейство 25.09.2017г., соответствующие платежные документы были оформлены 26.09.2017г. Таким образом, учреждение оплатило работы в разумный срок с момента поступления денежных средств на лицевой счет».
В материалы дела № 03-10.2/79-2018/7.32.5 представлены выписки с лицевого счета заказчика на 22 сентября 2017. При этом материалы, представленные Исилькульской межрайонной прокуратурой, свидетельствуют о том, что 22.03.2017 до учреждения была доведена только бюджетная роспись. При этом прокурором не представлены доказательства того, что денежные средства, предусмотренные данной бюджетной росписью на момент наступления срока оплаты по указанному контракту находились на лицевом счете учреждения.
Таким образом, неоплата по заключенным заказчиком контрактам произошла в связи с тем, что на лицевые счета МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов», указанные бюджетные средства поступили с нарушением срока.
В постановлении сделан вывод, что на основании изложенного, должностное лицо Омского УФАС России не может сделать однозначный вывод о виновном поведении директора МУ «Исилькульский районный центр по координации строительства газопроводов» ФИО1.
Ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, часть 2 статьи 29.4 КоАП РФ указано, что учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении № 03- 10.2/09-2018/7.32.5 подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Выслушав прокурора, директора МУ « Исилькульский районный центр по координации строительства газопровода ФИО1, суд приходит к выводу о том, что протест прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03. 2018 г. значится, что проверкой установлено, что акты выполненных работ ( форма КС-2), справки о стоимости работ ( форма КС -3) подписаны 29.08. 2017 г.. Оплата по вышеуказанному муниципальному контракту, согласно платежным поручениям № 411, 412 от 26.09.2017 г. осуществлена с нарушенным сроком 26.09. 2017 и 27.09. 2017. проверкой установлено, что средства из областного бюджета поступили 22.09. 2017 г. в размере 783 197 рублей. При наличии денежных средств из местного бюджета, которые поступили на счет организации 22. 03. 2017 г., муниципальным заказчиком они были перечислены подрядчику с нарушенным сроком – 26.09. 2017 и 27.09. 2017 года, тем самым муниципальным заказчиком нарушен порядок и спроки оплаты вышеназванного контракта.
В связи с чем доводы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о том, что изначально, при возбуждении дела об административном правонарушении в постановлении заместителя межрайонного прокурора Оберст Н.В. от 29.03. 2018 г. не было отражено, что дело об административном правонарушении возбуждено в связи с нарушением муниципальным заказчиком срока оплаты по муниципальному контракту в части средств местного бюджета, являются несостоятельными. И учитывая, что при вынесении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области постановления от 18.04. 2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МУ»Исилькульский районный центр координации строительства газопровода» ФИО1 не были учтены нарушения в части срока перечисления муниципальным заказчиком оплаты по исполненному муниципальному контракту от 11. 07.2017. № Ф.2017.276445 в части средств местного бюджета Исилькульского муниципального рпайона Омской области в размере 41 220, 92 рублей.
Из пояснений, данных в судебном заседании директора МУ «Исилькульский районный центр координации строительства газопровода» ФИО1 следует, что денежные средства в размере 41 220, 92 рублей поступили на счет организации 22.03. 2017 г. и были перечислены на счет подрядчика по окончании выполненных работ 26.09. 2017 г., что подтверждается бюджетной росписью.
Исходя из изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Протест Исилькульского межрайонного прокурора на постановление от 18.04.2018 года заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 7.32.5 ч.1 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление от 18.04.2018 года заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 7.32.5 ч.1 КоАП РФ отменить, направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения, путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд.
Судья: Н.Д.Боронко