ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2021 от 09.03.2021 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

№12-9/2021

РЕШЕНИЕ

Астраханская область г. Харабали 9 марта 2021г.

Судья Харабалинского районного суда Астраханской области Лесникова М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Нурпейсовой С.М., с участием представителя администрации муниципального образования «Харабалинский район» ФИО1, рассмотрев в помещении суда по адресу: <...>, в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального образования «Харабалинский район» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 25 декабря 2020г. №04-1298/2020 о привлечении администрации муниципального образования «Харабалинский район» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 25 декабря 2020г. №04-1298/2020 администрация муниципального образования «Харабалинский район» привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП Российской Федерации), к наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В жалобе на вышеуказанное постановление представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» ставит вопрос об его отмене, прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указывает, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» не является субъектом административного правонарушения, поскольку не осуществляет мероприятия, связанные с размещением промышленных, строительных и твёрдых бытовых отходов. Администрация не является специализированной организацией по обращению с отходами, как и организацией, в результате производственной деятельности которой образуются отходы.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Выслушав представителя ФИО1, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

На основании ст. 24.1 КоАП Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 8.5 КоАП Российской Федерации сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечёт административную ответственность.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу п. 1 Приказа Росстата от 29 декабря 2012г. №676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твёрдых бытовых отходов, заполняют -ТП (рекультивация) форму и представляют её до 1 февраля после отчётного периода в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

К землям, нарушенным при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твёрдых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления (п. 17).

По делу установлено, что в отдел государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, надзора на море, геологического и земельного надзора по Астраханской области поступила служебная записка из межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей вх. № 08-1078 от 13 мая 2020г., в которой указан перечень хозяйствующих субъектов, не представивших статистическую отчётность по форме №2-ТП (рекультивация) за 2019 год, а также о лицах представивших отчёт с нарушением установленных сроков. Из этого списка следует, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» не представила отчёт по форме №2-ТП (рекультивация) за 2019 год.

Согласно служебной записке за №08-1227 от 5 апреля 2019г. отдела экологической экспертизы и нормирования, администрация муниципального образования «Харабалинский район» является участником Регионального проекта «Чистая страна» в рамках национального проекта «Экология» по объекту, ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали.

Данный факт нашёл своё подтверждение в реестре свалок на территории Астраханской области, которые вошли в проект «Чистая страна», где свалка, расположенная на территории г. Харабали Астраханской области, объёмом 175000 м3, вошла в проект «Чистая страна». Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка по вышеуказанному адресному ориентиру, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация муниципального образования «Харабалинский район» уклонилась от своих обязанностей предоставлять сведения по форме № 2-ТП (рекультивация) в установленный срок до 1 февраля 2020г.

23 декабря 2020г. в отношении администрация муниципального образования «Харабалинский район» государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела, постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 25 декабря 2020г. №04-1298/2020 администрация муниципального образования «Харабалинский район» привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации, должностное лицо административного органа пришёл к обоснованному выводу о виновности юридического лица - администрации муниципального образования «Харабалинский район» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являются необоснованными.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Положениями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приёму и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твёрдыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001).

В п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов, каковым является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, как определено в примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Несанкционированная свалка по адресу: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, объёмом 175000 м3, вошла в проект «Чистая страна» в рамках национального проекта «Экология». Обязанность ликвидировать (рекультивировать) несанкционированную свалку возложена на администрацию муниципального образования «Харабалинский район», т.к. собственник отходов не установлен.

Таким образом, администрация муниципального образования «Харабалинский район» является субъектом административного правонарушения, поскольку осуществляет несанкционированное размещение отходов на земельном участке, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности.

Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации, который урегулирован Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими нормативными актами, устанавливающими специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации, затрагивающей экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование.

Иные доводы жалобы опровергаются исследованными доказательствами по делу, и не влияют на правильность выводов суда.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст. 2.9, 24.5 КоАП Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.1 - 30.8 КоАП Российской Федерации, судья

решил:

постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО3 от 25 декабря 2020г. №04-1298/2020 о привлечении администрации муниципального образования «Харабалинский район» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу представителя администрации муниципального образования «Харабалинский район» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Решение отпечатано судьёй в совещательной комнате.

Судья М.А. Лесникова