судья Нургалиева Н.Р. дело № 12-9/2021
№ 7-189/2021
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 9 апреля 2021 года
Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при помощнике судьи: Мариненко Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, старшего мастера цеха теплоснабжения (участка газового и мазутного хозяйства) Службы теплоснабжения Южного филиала ООО «Газпром энерго» ФИО2 ФИО8 на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО2 ФИО7,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №18-211/2020 государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 от 23 декабря 2020 должностное лицо, старший мастер цеха теплоснабжения (участка газового и мазутного хозяйства) Службы теплоснабжения Южного филиала ООО «Газпром энерго» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления административного органа и решения суда ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения и нарушения норм процессуального права. Полагают, что никаких нарушений ФИО2 не допущено, проверка проведена в нарушении действующего законодательства.
Доложив жалобу, выслушав ФИО2 и его защитника Ермилова А.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления административного органа и судебного решения.
Административная ответственность по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В преамбуле к Федеральному закону указано, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения этого закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно п.236 Приказа Ростехнадзора от 25 марта 2014 года №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12 декабря 2017 года №539), при сжигании топлива в котлах должны быть обеспечены: а) равномерное заполнение топки факелом без наброса его на стены; б) исключение образования застойных и плохо вентилируемых зон в объеме топки; в) устойчивое горение топлива без отрыва и проскока пламени в заданном диапазоне режимов работы; г) исключение выпадения капель жидкого топлива на пол и стенки топки, а также сепарации угольной пыли (если не предусмотрены специальные меры по ее дожиганию в объеме топки).
При сжигании жидкого топлива под форсунками необходимо
устанавливать поддоны с песком для предотвращения попадания топлива на
пол котельной. В качестве растопочного топлива для растопочных устройств
пылеугольных горелок должен быть использован топочный мазут или
природный газ. Допускается применение других видов жидкого топлива с
температурой вспышки не менее 61 °С. Применение легковоспламеняющихся видов топлива в качестве растопочного не допускается.
Согласно п.245 названного Приказа, при эксплуатации котлов должны быть обеспечены: а) надежность и безопасность работы всего основного и вспомогательного оборудования; б) возможность достижения номинальной паропроизводительности котлов, параметров и качества пара и воды; в) режим работы, установленный на основе пусконаладочных и режимных испытаний и руководства (инструкции) по эксплуатации; г) регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа котла и вида сжигаемого топлива; д) изменение паропроизводительности котлов в пределах регулировочного диапазона под воздействием устройств автоматики; е) минимально допустимые нагрузки.
Согласно п.264 названного Приказа режим работы котла должен строго соответствовать режимной карте, составленной на основе испытания оборудования и инструкции по эксплуатации. В случае реконструкции (модернизации) котла и изменения марки и качества топлива должна быть проведена пуско-наладка или режимная наладка с составлением отчета и новой режимной карты.
Судом первой инстанции установлено, что основанием привлечения старшего мастера цеха теплоснабжения (участка газового и мазутного хозяйства) Службы теплоснабжения Южного филиала ООО «Газпром энерго» ООО ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила информация из Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК в адрес Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское Управление о нарушениях законодательства в области промышленной безопасности в Южном Филиале ООО «Газпром энерго» от вх. № 260/5625 от 4 сентября 2020 года, по результатам которой установлено следующее. На территории Астраханского газоконденсатного комплекса услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению, промышленным и производственным предприятиям предоставляются Южным Филиалом ООО «Газпром энерго».
Постановлением Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области от 25 июня 2018 года №30, в целях обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, для Южного Филиала ООО «Газпром энерго» утверждены нормативы запасов топлива на Узловой котельной на 2019-2021 годы. 23 июня 2014 года резервное топливо (мазут, 100 ГКТ) приобретено ООО «Газпром энерго» для нужд Южного филиала по договору с ОАО «Газпром». Хранение резервного топлива (мазута) осуществляется в резервуаре, исключающем доступ (допуск, пропуск) в него атмосферных осадков и иных инородных веществ.
Предприятие эксплуатирует опасные производственные объекты в соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов «Сеть газопотребления Южного филиала ООО «Газпром энерго» (Узловая котельная), peг. №А01-07512-034, 111 класс опасности, «Площадка хранения мазутного топлива», peг. № А01-07512-0060, 111 класс опасности.
Вместе с тем, по результатам исследований образцов топлива (мазута) от 22 июля 2020 года с резервуаров хранения мазута на Узловой котельной Южного Филиала ООО «Газпром энерго» выявлены несоответствия фактических показателей содержания массовой доли воды (12%), зольности, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей, а также серы в резервном мазуте показателям, установленным ГОСТ 10585-2013, а также данным паспорта №230 от 29 ноября 2014 года на топливо газоконденсатное - мазут марки 100 ГКТ (ТУ 0252-060-05780913-98). Кроме того, согласно результатов лабораторных исследований от 22 июня 2020 года ООО «Природоохранного комплекса «ЭКО+» выявлено несоответствие данного топлива установленным показателям, проведенного в рамках договора на оказание услуг по проведению лабораторных исследований от 28 мая 2020 года.
В связи с несоответствием, установленным значениям мазута в резервуарах хранения на Узловой котельной Южного Филиала ООО «Газпром энерго», он не может считаться мазутом топочным марки 100 ГКТ по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут», который регламентирует межгосударственный стандарты «Топлива нефтяное. Мазут». При имеющихся характеристиках, данное резервное топливо, не сможет обеспечить необходимый тепловой режим работы горелок котлов, в случае перевода котлов на резервное топливо.
Таким образом, на опасных производственных объектах, Сеть газопотребления Южного филиала ООО «Газпром энерго» (Узловая котельная), peг. № АО 1-07512-034, III класс опасности; площадка хранения мазутного топлива peг. № АО 1-07512-0060, III класс опасности, выявлены нарушения требований промышленной безопасности должностным лицом, старшим мастером цеха теплоснабжения (участка газового и мазутного хозяйства) Службы теплоснабжения Южного филиала ООО «Газпром энерго» - ФИО2, а именно,
- в связи с несоответствием установленных значений мазута топочного марки 100 ГКТ по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут» на опасном производственном объекте: «Площадка хранения мазутного топлива», peг. № АО 1-07512-0060, III класс опасности, расположенного по адресу: 416154<адрес> применение указанного топлива в горелках Узловой котельной не может обеспечить устойчивое горение без отрыва и проскока пламени в заданном диапазоне режимов работы. Нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №ФЗ-116.; п.236 Приказа Ростехнадзора от 25 марта 2014 года №116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»,
- в связи с несоответствием установленных значений мазута топочного марки 100 ГКТ по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут» на опасном производственном объекте, «Площадка хранения мазутного топлива», peг. № АО 1-07512-0060, III класс опасности, расположенного по адресу: Астраханская область, Красноярский район, поселок Аксарайский, Южный филиал ООО «Газпром энерго», применение указанного топлива в горелках Узловой котельной не обеспечивает: а) надежность и безопасность работы всего основного и вспомогательного оборудования; б) возможность достижения номинальной паропроизводительности котлов, параметров и качества пара и воды; в) режим работы, установленный на основе пусконаладочных и режимных, испытаний и руководства (инструкции) по эксплуатации; г) регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа котла и вида сжигаемого топлива. Нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» №ФЗ-116.; п.245 Приказа Ростехнадзора от 25 марта 2014 N 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
-в связи с несоответствием, установленных значений мазута топочного марки 100 ГКТ по ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут» на опасном производственном объекте: «Площадка хранения мазутного топлива», per. № АО 1-07512-0060, III класс опасности, расположенного по адресу: <адрес> при применении указанного топлива в горелках Узловой котельной, режим работы котла не соответствует режимной карте, составленной на основе испытания оборудования и инструкции по эксплуатации. В связи сизменением
качества топлива не проведена пусконаладка и режимная наладка с
составлением отчета и новой режимной карты. Нарушение ч.1 ст.9
Федерального закона Российской Федерации «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» №ФЗ-116.; п.264
Приказа Ростехнадзора от 25 марта 2014 №116 «Об утверждении
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности
«Правил промышленной безопасности опасных производственных
объектов, на которых используется оборудование, работающее под
избыточным давлением».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: информационным письмом о нарушениях законодательства в области промышленной безопасности из Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК от 4 сентября 2020; постановлением Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области № 30 от 25 июня 2018 года «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию котельными Южного филиала «Газпром энерго», нормативов создания запасов топлива на Узловой котельной Южного филиала ООО «Газпром энерго» и нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2019-2021; результатами исследований образцов топлива (мазута) от 22 июня 2020 года, от 22 июля 2020 года с резервуаров хранения мазута на Узловой котельной Южного Филиала ООО «Газпром энерго, протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2020 года, которые оценены должностным лицом административного органа в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно согласился
с выводами административного органа о наличии в его действиях состава административного правонарушения. Каких-либо оснований, ставящих под сомнения указанные выводы, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд второй инстанции приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО2 вменяемого ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава правонарушения, подтвержденного совокупностью собранных в ходе административного производства доказательств.
Согласно действующего законодательства, Аксарайской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в АГКК проводилась проверка соблюдения Южным филиалом ООО «Газпром энерго» требований законодательства в сфере теплоснабжения и промышленной безопасности, по результатам которой и выявлены названные впоследствии в протоколе об административном правонарушении № 18-211/2020, в оспариваемом постановлении нарушения, что подтверждается информационным письмом от 25 августа 2020 года прокуратуры. Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции не имеется, вопреки доводам жалобы о нарушении процедуры проверки в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что вина должностного лица ФИО2, в совершении административного правонарушения не установлена, а также представленные технические отчеты режимно-наладочных теплотехнических испытаний котлов на жидком топливе (мазут), установленных в цехе теплоснабжения (паровой части), (водогрейной части) Южного филиала ООО «Газпром энерго» за 2019 год, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам спора.
Вопреки доводам жалобы, при имеющихся характеристиках данное резервное топливо, не сможет обеспечить необходимый тепловой режим работы горелок котлов в случае перевода котлов на резервное топливо.
Несогласие ФИО2 с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом первой инстанции допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Содержащиеся в поданной в суд второй инстанции жалобе доводы получили оценку в обжалуемых актах со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Другие доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
ФИО2 назначено минимальное наказание предусмотренное санкцией частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и судебного акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда Н.Н. Берстнева