Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении
с. Большие Уки Омская область 14 сентября 2021 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Кользиной А.Г., с участием защитника Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожковой А.А., начальника ТОНД и ПР по Большеуковскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Лисина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Большеуковского муниципального района Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26.01.2021,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26.01.2021 Администрация Большеуковского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В постановлении указано, что в период с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 23.11.2020, с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 26.11.2020, с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 08.12.2020, с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. 17.12.2020, при проведении ТОНД и ПР по Большеуковскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области плановой проверки в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны выявлено, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области не выполнила мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:
- отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008, пп. 5, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом № 422/90/376 ДПС от 25.07.2006 МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовым коммуникаций РФ, утратившего силу с 01.01.2021, пп. 9, 13, пришедшего на смену последнему правовому акту, Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом № 578/365 от 31.07.2020 МЧС РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, вступившего в законную силу с 01.01.2021;
- не созданы запасы химических реагентов для тушения пожаров, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 14 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008;
- не определены места возможных захоронений трупов, а также не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 19 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008;
- не в полном объеме осуществляется накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотренных приложением № 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных Большеуковского муниципального района Омской области», фактически отсутствуют: продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 50 человек пострадавших), предусмотренное подп. 1-11 п. 1; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 268 человек спасателей, ведущих АСДНР), предусмотренное подп. 1-11 п. 2; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 36 человек участников ликвидации), предусмотренное подп. 1-11 п. 3; товары первой необходимости, предусмотренные подп. 1-3 п. 4, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», пп. 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ № 379 от 27.04.2000, приложением 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района Омской области»;
- не ведется учет защитных сооружений гражданской обороны (фактически отсутствует журнал учета ЗСГО), чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008, п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2020 № 583.
Таким образом, мировой судья пришел к выводу о том, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Выражая несогласие с вынесенным постановлением, законный представитель Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казначеев С.Н. направил жалобу, в которой указал, что вина Администрации района в совершении административного правонарушения, за которое она привлечена к административной ответственности, при рассмотрении дела не доказана. В нарушение требований ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ должностным лицом, осуществляющим проверку, наличие реальной возможности у Администрации района приобрести систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, а также произвести накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, на стадии составления протокола не устанавливалась и соответствующие доказательства мировому судье им не предоставлялись. При отсутствии необходимых доказательств виновности юридического лица, мировой судья счел вину Администрации района в совершении административного правонарушения доказанной. Изложенные в постановлении выводы мирового судьи о том, что Администрация района могла и должна была предусмотреть в бюджете денежные средства на создание муниципальной системы оповещения населения и на приобретение запасов в целях гражданской обороны, на материалах дела не основаны. Ни одно из имеющихся в деле доказательств, сделать такие выводы не позволяет. Данный вывод мирового судьи сделан без учета требований Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих, что принятие бюджета муниципального образования находится в компетенции представительного органа, в данном случае – Совета Большеуковского муниципального района Омской области. Вышеизложенные требования норм КоАП РФ указывают на то, что одного лишь указания в постановлении мирового судьи на наличие вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, недостаточно. В обжалуемом постановлении отсутствует описание субъективной стороны вменяемого Администрации района правонарушения, в частности, не проанализировано наличие или отсутствие возможности для соблюдения Администрацией района требований закона; не указано, какие меры Администрацией района не были предприняты для соблюдения требований законодательства и необоснованно, почему представленные Администрацией района доказательства принятия ею всех необходимых мер в условиях отсутствия бюджетных ассигнований на создание муниципальной системы оповещения населения и приобретение запасов в целях гражданской обороны (копии ходатайств в Совет Большеуковского муниципального района от 29.11.2019 и от 21.09.2020), не приняты мировым судьей в качестве таковых. Выводы мирового судьи о создании на уровне района противопожарной аварийно-спасательной службы, для которой, по мнению суда и должны приобретаться химические реагенты для тушения пожара, противоречит постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 184-п от 20.11.2018. В соответствии с данным постановлением на уровне муниципального района создано 4 аварийно-спасательных служб, выполняющих задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: служба оповещения и связи, инженерная аварийно-спасательная служба, коммунально-техническая служба, служба защиты животных и растений. В соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области противопожарное обеспечение, как одно из мероприятий по гражданской обороне, организуется силами и средствами 57 ПЧ ОФПС по охране с. Большие Уки Омской области ФКГУ «12 ОФПС по Омской области», ДПК и ДПО сельских поселений (п. 2.2.8 Плана ГО). Полномочия по осуществлению тушения пожаров в населенных пунктах возложены на федеральную противопожарную службу статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности». В то время как создание муниципальной пожарной охраны действующим законодательством к вопросам местного значения не отнесено. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований, в том числе, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения. В связи с отсутствием у органов местного самоуправления обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны, в Большеуковском муниципальном районе муниципальная пожарная охрана не создана. Следовательно, создавать запасы химических реагентов для тушения пожаров, органы местного самоуправления не вправе. Таким образом, вывод мирового судьи о законности химических реагентов для тушения пожаров противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения. Кроме того, данная позиция мирового судьи противоречит также требованиям: п. 9 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, в соответствии с которым финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством РФ; п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с которым, муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления; п. 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных и иных средств Большеуковского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны утверждены постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 14.02.2020 № 18-п. В составе материальных средств указанной номенклатуры химические реагенты для тушения пожаров отсутствуют. На основании изложенного, выводы мирового судьи о наличии у Администрации района обязанности создавать запасы химических реагентов для тушения пожаров на требованиях действующего законодательства не основаны, противоречат нормативным правовым актам, принятым на уровне Большеуковского муниципального района. Отклоняя доводы представителя Администрации района об отсутствии у Администрации района обязанности определять места возможных захоронений трупов, а также создавать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, мировой судья полагает, что эти мероприятия должны осуществляться независимо от отнесения территории к категории по гражданской обороне и независимо от прогноза ведения военных действий. Данная позиция мирового судьи противоречит требованиям следующих норм действующего законодательства. В силу требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии с п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно п. 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС от 14.11.2008 № 687 ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований. Таким образом, характер, объем и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность определяются исходя из оценки обстановки, возможной при ведении военных действий, с учетом разумной достаточности, наличия и рационального расходования материальных и финансовых ресурсов. Следовательно, все мероприятия по гражданской обороне, проводимые на территории Большеуковского муниципального района, должны осуществляться в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области. Согласно Плана гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области опасные производственные и другие объекты и сооружения, представляющие собой вероятные цели для нанесения противником ракетных и авиационных ударов, поражения которых может привести к распространению радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затоплению на территории муниципального района отсутствуют. Согласно Плана гражданской обороны и защиты населения Омской области, районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского района не подвергаются ударам оружия массового поражения. Поэтому предполагается, что после применения противником современных средств поражения по г. Омску, с Большие Уки, населенные пункты района, объекты экономики, транспортные магистрали, системы энерго-, водо-, тепло-снабжения, материально-техническая база, система связи и оповещения не получают разрушений от действий противника или от вторичных факторов применения противником ССП и сохраняют состояние, пригодное для выполнения мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны. Мировым судьей не принято во внимание, что отсутствие вероятности радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затопления разрушения объектов инфраструктуры исключают гибель населения. Судом не учтено, что при таких условиях у Администрации района нет законных оснований для финансирования и выполнения мероприятий по определению мест возможных захоронений трупов, а также по созданию сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специальных ритуальных организаций. Выводы мирового судьи о законности требований по ведению учета защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) противоречит требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. В соответствии с п. 2.2 указанных правил, документальным основанием для ведения учета ЗСГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО. Ни один объект, стоящий на учете в Главном управлении МЧС России по Омской области не имеет ни паспорта установленной формы, ни технической документации, ни специального инженерно-технического оборудования, позволяющего сделать вывод о принадлежности данных помещений к ЗС ГО. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Администрации района законных оснований для ведения учета ЗС ГО. Считает, что вина Администрации района в совершении административного правонарушения в установленном КоАП РФ порядке не доказана, обжалуемое постановление мирового судьи требованиям законности не отвечает. На основании изложенного, просит постановление по делу об административном правонарушении № 5-4/2021, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области 26.01.2021 отменить, производство по данному делу прекратить.
Начальник ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисин Д.В. в возражениях на жалобу указал, что с доводами жалобы не согласен. Ссылку Администрации на отсутствие реальной возможности приобрести систему оповещения населения, а также произвести накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, находит необоснованной. Обязанность по созданию муниципальной системы оповещения у Администрации Большеуковского муниципального района Омской области возникла за двенадцать лет до выявления административного правонарушения, за указанный период Администрация могла предусмотреть в бюджете денежные средства на создание муниципальной системы оповещения населения. Принятые ею меры по направлению ходатайств о необходимости предусмотреть денежные средства в бюджете района на эти цели в 2019 и в 2020 годах, носят формальный характер, так как какого-либо ответа на вышеуказанные ходатайства законным представителем Администрации проверяющему органу и суду представлено не было. В ходе рассмотрения дела достоверно установлены обстоятельства, связанные с отсутствием у Администрации муниципальной автоматизированной системы оповещения, а также накоплений запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. По доводам Администрации, связанным с отсутствием оснований для приобретения химических реагентов для тушения пожаров, указывает на то, что отсутствие муниципальной пожарной охраны, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности заблаговременного создания резервных запасов химических реагентов для тушения пожаров, которые при возникновении пожаров в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов могут быть использованы кем бы то ни было, только в интересах муниципального образования, то есть исключительно для нужд самого органа местного самоуправления. По доводам, связанным с несогласием Администрации определять места возможных захоронений трупов, а также создавать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, ввиду того, что районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского муниципального района не подвергаются ударам оружия массового поражения и таким образом массовая гибель населения исключена, указывает на то, что выполнение данных мероприятий в законодательстве не обусловлено наличием вероятности нанесения противником ударов современными средствами поражения по территории муниципального образования. Кроме того, из п. 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, видно, что указанные мероприятия осуществляются в целях решения задач в области гражданской обороны, при этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Из пункта 8 Протокола заседания комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности Администрации Большеуковского муниципального района следует, что на территории Большеуковского муниципального района Омской области расположено 13 населенных пунктов, подверженных подтоплению. Таким образом, прогнозируемый в плане гражданской обороны ход боевых действий не может исключить возможность массовой гибели населения на территории Большеуковского муниципального района Омской области в военное и мирное время и освободить орган местного управления от планирования и осуществления мероприятий в целях решения задач в области гражданской обороны. По поводу доводов Администрации района об отсутствие на территории района ЗС ГО, указал, что согласно журналу учета ЗС ГО Главного управления МЧС России по Омской области на территории Большеуковского муниципального района числится 14 ЗС ГО, из их по 6 объектам имеются копии паспортов ЗС ГО, заверенные 19.10.2017 Администрацией Большеуковского муниципального района, которые хранятся в контрольно – наблюдательном деле надзорного органа. Кроме того, в 2018 году была создана комиссия о проведении инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Большеуковского муниципального района. По проведении проверок составлены акты инвентаризации ЗС ГО, в общих сведениях акта инвентаризации указано, что защитные сооружения ПРУ являются муниципальной собственностью, не используются. С учетом, изложенного считает постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26.01.2021 № 5-4/2021 законным и обоснованным, в рамках рассмотрения дела мировым судьей дана всесторонняя и объективная оценка всем обстоятельствам дела и имеющимся материалам.
В судебном заседании защитник Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожкова А.А. жалобу поддержала по указанным в ней обстоятельствам, просила ее удовлетворить. Также дополнила, что автоматизированная система централизованного оповещения об опасностях является единой как при возникновении военных конфликтов, так и при чрезвычайных ситуациях. Ранее Администрация Большеуковского муниципального района Омской области была привлечена по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ за отсутствие указанной системы оповещения. В данном случае и с учетом постановления Восьмого кассационного суда общей юрисдикции повторное привлечение к административной ответственности не допускается.
Начальник ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисин Д.В. просил в жалобе отказать по обстоятельствам, изложенным в возражениях, а постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения. Дополнил, что плановая проверка была проведена им законно, по согласованию с Прокуратурой Омской области. Положения постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 на указанную проверку не распространялись, так как она проводилась в рамках Федерального закона № 131-ФЗ. Относительно автоматизированной системы централизованного оповещения об опасностях показал, что указанная система оповещения является единой как при возникновении военных конфликтов, так и при чрезвычайных ситуациях. Однако им проводилась проверка по соблюдению Администрацией района требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ, а Министерством региональной безопасности Омской области – требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
Изучив доводы жалобы и возражений на жалобу, заслушав защитника Рожкову А.А., представителя надзорного органа Лисина Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для юридических лиц установлена административная ответственность в виде административного штрафа - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Федеральный закон № 28-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимается организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования (ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ разработано Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 26.11.2007 № 804, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
Согласно пункту 8 указанного Положения, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.
Пунктом 10 Положения установлено, что к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в частности относится строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
В соответствии с п. 12 Положения к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, отнесено создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны; тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время; тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время (п. 14 Положения).
На основании пункта 19 Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются: заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил; организация санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ и Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработано и утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687).
Согласно пунктам 2, 3 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях). Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
На основании пункта 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 15 Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею (подп. 15.2);
- сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (подп. 15.4);
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (подп. 15.6, 15.7);
- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны; организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров (подп. 15.8).
- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций (подп. 15.13).
Назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения на момент проверки были определены Положением о системах оповещения населения, утвержденном Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 (далее Положение), утративший силу с 01.01.2021.
Согласно пункту 3 настоящего Положения, система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Пунктом 4 Положения определено, что системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6 Положения).
В силу пункта 10 Положения основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Согласно п. 2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения (п. 2.2 Правил № 583).
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию, при изменении типа ЗС ГО или при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
Согласно примечанию к приложению № 6 Правил № 583 паспорт составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в ЗС ГО (укрытии), 2 экз. - в службе ЗС ГО объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).
Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен в Положении о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379.
Согласно пункту 2 данного Положения запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 4 Положения).
В силу пункта 5 Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (пункт 6 Положения).
Согласно п. 6.1 Положения органы местного самоуправления осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 утверждены Порядок создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района Омской области, а также номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны.
Согласно Порядку запасы создаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при вооруженных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система запасов в целях гражданской обороны на территории Большеуковского муниципального района включает в себя: запасы Администрации Большеуковского муниципального района; запасы предприятий, учреждений и организаций (объектовые запасы).
Из приложения № 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020, следует, что в целях гражданской обороны в районе должен быть создан запас продовольствия из расчета снабжения на 3-е суток 50 чел. пострадавших, в который входит 11 наименований продуктов; запас продовольствия из расчета снабжения на 3-е суток 268 чел. спасателей, ведущих АСДНР, в который входит 11 наименований продуктов; запас продовольствия, из расчета снабжения на 3-е суток 36 чел. участников ликвидации, в который входит 11 наименований продуктов; запас товаров первой необходимости, в который входит 10 наименований товаров; запас материалов для ликвидации аварий на объектах ЖКХ, в который входит 2 наименования.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области № 1/ГО от 11.11.2020 начальником ТОНД и ПР по Большеуковскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Лисиным Д.В. в период с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 23.11.2020, с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 26.11.2020, с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. 08.12.2020, с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. 17.12.2020 в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Большие Уки, ул. Ленина, д. 9, проведена плановая выездная проверка по соблюдению данным юридическим лицом установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Проверка проведена с участием законного представителя Администрации Большеуковского муниципального района Омской области - главного специалиста по ГО и ЧС ФИО
По результатам проверки установлено, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области не выполнила мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусмотренные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а именно:
- отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1);
- не созданы запасы химических реагентов для тушения пожаров (п. 2);
- не определены места возможных захоронений трупов, а также не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций (п. 3);
- не в полном объеме осуществляется накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотренных приложением № 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных Большеуковского муниципального района Омской области», фактически отсутствуют: продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 50 человек пострадавших), предусмотренное подп. 1-11 п. 1; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 268 человек спасателей, ведущих АСДНР), предусмотренное подп. 1-11 п. 2; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 36 человек участников ликвидации), предусмотренное подп. 1-11 п. 3, товары первой необходимости, предусмотренные подп. 1-3 п. 4 (п.4);
- не ведется учет защитных сооружений гражданской обороны (фактически отсутствует журнал учета ЗСГО) (п. 5);
- не осуществляется хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны (п. 6).
Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 11.11.2020 № 1/ГО (л.д. 6-9), актом проверки от 17.12.2020 № 1/ГО (л.д. 19-20); информацией Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 11.12.2020 (л.д. 33-34); Выпиской из журнала учета сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Омской области (л.д. 56); Выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Омской области Министерства региональной безопасности Омской области (л.д.57-58); письменными пояснениями начальника ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисина Д.В. (л.д. 84-87), что явилось основанием для составления надзорным органом в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, содержание которого соответствует ст. 28.2 КоАП РФ (л.д. 23-24).
Законность действий должностного лица надзорного органа, проводившего плановую выездную проверку, нашла свое подтверждение входе рассмотрения настоящей жалобы.
Из материалов проверки следует, что правовым основанием проведения вышеуказанной плановой выездной проверки в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области является ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из ежегодного плана проведения плановых проверок Главного управления МЧС России по Омской области на 2020 год следует, что в него включена плановая выездная проверка в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, начало проверки – 23.11.2020 года, окончание проверки – 17.12.2020. Целью проверки является осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, по соблюдению требований Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Дата последней проверки – 23.10.2017.
Данный план согласован с Прокуратурой Омской области, размещен в ФГИС «Единый реестр проверок», что подтверждается представленной Выпиской из указанной информационной системы.
На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области вносились изменения в ежегодный план проведения плановых проверок на 2020 год, при этом изменения в части проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области не коснулись.
Поскольку плановая выездная проверка в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области была проведена в соответствии с положениям ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, в установленные сроки, уполномоченными должностными лицами Главного управления МЧС России по Омской области, которое согласно Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 (ред. от 05.02.2018), является органом, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для исключения из числа доказательств результатов настоящей проверки.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, признал наличие вины Администрации в неисполнении требований, указанных в пунктах 1-5 протокола об административном правонарушении, исключив из объема обвинения пункт 6, а также из пункта 1 – обвинение в части отсутствия автоматизированной системы централизованного оповещения всех населенных пунктов муниципального образования об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, за которое Администрация была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлено, что автоматизированная система централизованного оповещения всех населенных пунктов муниципального образования об опасностях является единой как при возникновении военных конфликтов, так и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, за не создание которой в действии (бездействие) Администрации содержатся два состава правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что Администрация на основании постановления мирового судьи от 22.12.2020 по делу № 5-404/2020 за указанное нарушение привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, что исключает возможность применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, а повторное привлечение к административной ответственности за то же нарушение не допускается, суд приходит выводу об исключении из объема обвинения также и указание о выявленном нарушении у Администрации - отсутствие автоматизированной системы централизованного оповещения охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Доводы законного представителя и защитника Администрации Большеуковского района о том, что обязанность по доказыванию наличия у Администрации района реальной возможности создать материально-технические и продовольственные запасы лежит на надзорном органе, суд находит необоснованным.
Как было указано выше в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной правовой нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Однако таких доказательств в материалах дела не имеется.
Ссылаясь на отсутствие бюджетных ассигнований на приобретения запасов в целях гражданской обороны, Администрация Большеуковского района Омской области не представила доказательств, достоверно подтверждающих данные обстоятельства.
Изложенные в жалобе доводы об обращении главы Администрации района в Совет Большеуковского муниципального района Омской области 29.11.2019 и 21.09.2020 с просьбой при формировании бюджета Большеуковского муниципального района Омской области на 2020 и 2021 гг. предусмотреть в бюджете района расходы на приобретение запасов в целях ГО, не являются основанием для выводов об отсутствии в действиях Администрации состава вмененного правонарушения, при том, что отсутствие запасов для целей гражданской обороны носит длящийся характер.
Отсутствие денежных средств на приобретение запасов в целях гражданской обороны, само по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность Администрации района в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, при недоказанности обращения за выделением соответствующих ассигнований в соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета.
Так, в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
Порядок составления и рассмотрения проекта районного бюджета, утверждения и исполнения районного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении районного бюджета, установлен Решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12.09.2013 № 306, в утвержденном им Положении о бюджетном процессе в Большеуковском муниципальном районе Омской области (далее Положение о бюджетном процессе).
Согласно ст. 4 Положения о бюджетном процессе, Совет Большеуковского муниципального района Омской области: рассматривает и утверждает районный бюджет; осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения районного бюджета; формирует и определяет правовой статус органа внешнего муниципального финансового контроля; рассматривает и утверждает отчет об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год (далее - годовой отчет об исполнении районного бюджета); организует и проводит публичные слушания по проекту районного бюджета, а также по годовому отчету об исполнении районного бюджета; в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливает ответственность за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; принимает решение о создании дорожного фонда Большеуковского муниципального района Омской области; устанавливает порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Большеуковского муниципального района Омской области; осуществляет иные полномочия в сфере бюджетного процесса в соответствии с законодательством.
На основании ст. 6 Положения о бюджетном процессе, Администрация Большеуковского муниципального района Омской области, определяет порядок и сроки составления проекта районного бюджета с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Решением; обеспечивает составление проекта районного бюджета; вносит проект решения о районном бюджете с необходимыми документами и материалами на рассмотрение в Совет Большеуковского муниципального района Омской области.
В силу ст. 8 Положения о бюджетном процессе, составление проекта районного бюджета является исключительной прерогативой Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, непосредственное составление проекта районного бюджета осуществляет финансовый орган Администрации Большеуковского муниципального района Омской области.
Составление проекта районного бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития Большеуковского муниципального района Омской области; основных направлениях бюджетной и налоговой политики Большеуковского муниципального района Омской области; муниципальных программах.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Большеуковского муниципального района Омской области определяются Главой Большеуковского муниципального района Омской области, исходя из задач и приоритетов социально-экономического развития Большеуковского муниципального района Омской области, на основе бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Омской области о налогах и сборах, Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области.
Администрация Большеуковского муниципального района Омской области вносит на рассмотрение в Совет Большеуковского муниципального района Омской области проект решения о районном бюджете не позднее 15 ноября текущего года.
Одновременно с проектом решения о районном бюджете в Совет Большеуковского муниципального района Омской области представляются: основные направления бюджетной и налоговой политики Большеуковского муниципального района Омской области; предварительные итоги социально-экономического развития Большеуковского муниципального района Омской области за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Большеуковского муниципального района Омской области за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития Большеуковского муниципального района Омской области; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета) консолидированного бюджета Большеуковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период; пояснительная записка к проекту решения о районном бюджете; методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов из районного бюджета; верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям; оценка ожидаемого исполнения районного бюджета на текущий финансовый год; предложенные Советом, контрольно-счетным органом Большеуковского муниципального района, созданным Советом Большеуковского муниципального района (далее - контрольно-счетный орган Большеуковского муниципального района), проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет; паспорта муниципальных программ; иные документы и материалы, установленные законодательством.
Проект решения о районном бюджете рассматривается поэтапно в двух чтениях в порядке, установленном настоящим Решением (ст. 14 Положения о бюджетном процессе).
Принятое Советом Большеуковского муниципального района Омской области решение о районном бюджете в течение семи дней направляется Главе Большеуковского муниципального района Омской области для подписания и опубликования (ст. 17 Положения о бюджетном процессе).
Внесение изменений в решение о районном бюджете регламентировано в ст. 19 Положения о бюджетном процессе.
Пунктом 1 указанной статьи Положения о районном бюджете, установлено, что Администрация Большеуковского муниципального района разрабатывает, Глава Большеуковского муниципального района Омской области представляет в Совет Большеуковского муниципального района Омской области проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного правового акта.
Как следует из материалов дела, глава Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, обращаясь с ходатайством в Совет Большеуковского муниципального района 29.11.2019, просит предусмотреть при формировании бюджета района на 2020 год в числе прочего расходы на приобретение запасов материально-технических, продовольственных средств Большеуковского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны, в сумме 1347437,40 рублей.
При этом, доказательств, подтверждающих, что Администрации было отказано в выделении денежных средств на создание муниципальной системы оповещения и приобретение запасов для целей гражданской обороны, ни мировому судье, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что Советом муниципального района в начале 2020 года перераспределялись денежные средства, поступившие в конце 2019 года на выравнивание бюджетной обеспеченности, часть из которых была выделена МБУ «Хозяйственное управление Большеуковского муниципального района» на приобретение дорогостоящего автомобиля.
Однако, Администрация Большеуковского муниципального района Омской области, в установленном порядке с проектом решения о внесении изменений в решение о районном бюджете 2020 года по вопросу перераспределения поступивших в конце 2019 года денежных средств на создание запасов для целей гражданской обороны в Совет муниципального района не обращалась.
Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что Администрацией района, к исключительной прерогативе которой относится не только составление проекта районного бюджета, но и проекта решения о внесении изменений в решение о районном бюджете, не были приняты все зависящие от нее меры по приобретению запасов для целей гражданской обороны.
Иные доводы, изложенные в жалобе законного представителя, фактически повторяют основания несогласия с нарушениями, выявленными надзорным органом при проверке, которые были предметом исследования мирового судьи.
Отклоняя доводы стороны защиты, мировой судья подробно мотивировал свои выводы со ссылкой на нормы закона и на основании оценки, имеющихся в деле доказательств.
Оснований для вмешательства в сделанные выводы у суда апелляционной инстанции относительно доводов стороны защиты не имеется.
Таким образом, бездействие Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, выразившееся в невыполнение вышеуказанных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, а потому оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при производстве по делу об административном правонарушении, мировым судьей допущено не было.
Бремя доказывания мировым судьей распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Администрации Большеуковского муниципального района, по делу не усматривается.
Наказание в виде административного штрафа обоснованно уменьшено судом и назначено с учетом положений п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи, что отвечает принципам справедливости и соразмерности совершенному правонарушению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Администрации Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области изменить, исключив из объема обвинения нарушение - отсутствие автоматизированной системы централизованного оповещения охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Администрации Большеуковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.Н. Коршун