ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2021 от 19.03.2021 Володарского районного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

19 марта 2021 года пос. Володарский

Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Ковалевой А.П., при секретаре Уразалиевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Единый санитарно-экологический комплекс» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Единый санитарно-экологический комплекс»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Единый санитарно-экологический комплекс» (далее ООО «ЕСЭК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор Общества ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, ввиду его незаконности, указав, что проверка проводилась на основании решения Астраханской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой был составлен Акт визуального осмотра территории свалки от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка была проведена по исполнению законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также при обращении с медицинскими отходами, в то время как ООО «ЕСЭК» не осуществляет природоохранную деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также при обращении с медицинскими отходами. Согласно представленному акту визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен в отсутствие законных представителей ООО «ЕСЭК» поскольку в нем отсутствуют подписи о его ознакомлении или отметки об отказе от подписи. Вместе с тем, проверка проводилась в присутствии представителей ООО «ЕСЭК», которые с Актом были ознакомлены и поставили подписи. Копию акта представлена сразу не была, и не обнаружено его при изучении материалов дела. Результаты проверки, проведены с грубыми нарушениями, недействительны и не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами и подлежат отмене. Кроме того, свалка эксплуатируется Обществом с 2014 года, ранее на ней захоранивались представленные в акте осмотра отходы производства, Обществом перечисленные отходы на свалке не захораниваются. После ознакомления с представленными с большим опозданием справкой от ДД.ММ.ГГГГ. и актом визуального осмотра, в котором не отмечены подписи представителей и понятых, специалисты ООО «ЕСЭК» самостоятельно выехали на свалку для детального осмотра территории свалки. По результатам осмотра выявлено: указанные в акте визуального осмотра отходы производства не выявлены, единичные случаи размещения картонных коробок не являются новыми, что опровергает факт их размещения как в 2019, так и в 2020 году.

Представители по доверенности ООО «ЕСЭК» ФИО3 и его ФИО4 в судебном заседании жалобу поддержали, пояснив, что поскольку проверка проведена с грубым нарушением закона, её результаты не могут являться основанием для привлечения к ответственности, при этом предоставив протоколы испытаний ИЛЭК ФГБУ «ГЦАС «Астраханский».

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы директора ООО «ЕСЭК» ФИО1 отказать.

Свидетель ФИО6, суду показала, что она состоит в должности помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, по поручению и с привлечением специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 была проведена проверка ООО «ЕСЭК» и выявлен факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. По результатам проверки был составлен Акт визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, производилась фотосъемка, на которой отчетливо видно, что размещены отходы, запрещенные для захоронения, а именно отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы полипропиленовой тары незагрязненной, покрышки пневматических шин с тканевым кордов отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. Отходы упаковочного картона, незагрязненного на момент осмотра – свежие, не примятые, не загрязненные, без признаков воздействия природных внешних условий (осадков и ветра). При проведении проверки также участвовали представители ООО «ЕСЭК», каких-либо возражений не предъявляли, требований о проведении отбора проб и т.д. не заявляли. Акт составлялся один, кроме ФИО2 в нем никто не расписывался, поскольку это и не предусмотрено законом.

Выслушав представителей ООО «ЕСЭК» ФИО3 и ФИО4, государственного инспектора ФИО2, свидетеля ФИО6, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В силу части 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», с 01.01.2019г. отходы в том числе: упаковочного картона незагрязненные, отходы полипропиленовой тары незагрязненной, покрышки пневматических шин с тканевым кордов отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные запрещены к захоронению.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из материалов дела следует, что юридическое лицо ООО «ЕСЭК» осуществляет свою деятельность по размещению отходов на свалке твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>., с кадастровым номером , согласно Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. г., заключенному ООО «ЕСЭК» с Администрацией МО «Тумакский сельсовет».

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ООО «ЕСЭК» выдана лицензия № (30) - 1187 - СТОРБ/П от 29.12.2018г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части сбора отходов I, II III, IV классов опасности, транспортирования отходов I, II, III, IV классов опасности, обработки отходов II, III, IV классов опасности, утилизации отходов III, IV классов опасности, обезвреживания III, IV классов опасности, размещения отходов IV классов опасности.

В соответствии с Уставом ООО «ЕСЭК» осуществляет деятельность по удалению и обработке твердых отходов, эксплуатации свалок и полигонов.

Согласно выписке из ЕГРН одним из основных видов деятельности ООО «ЕСЭК» является обработка и утилизация отходов.

В результате осмотра ДД.ММ.ГГГГ проведенного Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградским областям ФИО2 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «ЕСЭК» установлено, что на территории ООО «ЕСЭК» по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, вблизи моста через <адрес> зафиксировано размещение отходов, запрещенных для захоронения: отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605); отходы полипропиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 43412004515); покрышки пневматических шин с тканевым кордов отработанные (код по ФККО 92113001504, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные ФККО 92113002504). Отходы упаковочного картона, незагрязненного на момент осмотра – свежие, не примятые, не загрязненные, без признаков воздействия природных внешних условий (осадков и ветра), данный факт подтвержден фототаблицей и свидетельствует о незначительном промежутке времени нахождения данных отходов на свалке.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», с 01.01.2019г. вышеперечисленные отходы запрещены к захоронению.

Таким образом, ООО «ЕСЭК» при осуществлении деятельности по обращению с отходами, допустило на объекте размещения отходов производства и потребления по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес><адрес>, захоронение отходов «упаковочного картона незагрязненные; отходы полипропиленовой тары незагрязненной; покрышки пневматических шин с тканевым кордов отработанные, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», запрещенных к захоронению.

Факт совершения юридическим лицом ООО «ЕСЭК» административного правонарушения по ч.4 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, допустимость и достоверность которых сомнений у суда не вызывают, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Общества с ограниченной ответственностью «ЕСЭК» квалифицированы верно, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущие отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.

Действия ООО «ЕСЭК» квалифицированы верно, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что в материалах дела присутствует другой Акт визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ несостоятелен, поскольку как следует из пояснений свидетеля ФИО6 в материалах дела вложен Акт визуального осмотра, который был составлен в момент проверки, иного Акта не составлялось, и кроме ФИО2 в нем никто не расписывался. Отсутствие в нем подписей иных лиц участвующих в проверки не свидетельствуют о его недействительности. Впоследствии Акт визуального осмотра был вручен ООО «ЕСЭК».

Доводы о превышении установленных сроков проведения проверки являются также несостоятельными, поскольку решением заместителя Астраханского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям части 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», осмотр территории свалки проводился ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен Акт визуального осмотра.

Представленные в судебном заседании представителями ООО «ЕСЭК» сообщение эксперта ФИО5 с протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть отнесены к числу достоверных и допустимых доказательств по делу, поскольку не соответствуют требованиям оформления такого рода документов. При этом в представленном сообщении эксперт ссылается на приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.12.2014г., который с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу. Кроме того, в ходе проведения проверки и вынесения постановления по делу об административном правонарушении привлекаемое юридическое лицо не ссылалось на необходимость процедуры отбора проб, проведения лабораторных исследований, каких-либо замечаний по этому поводу в материалах дела не содержится.

Доводы о том, что указанные отходы производства не являются новыми, опровергаются материалами дела, поскольку в судебном заседании установлено, что ранее ООО «ЕСЭК» в 2019 году привлекалось к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеперечисленные отходы на момент проверки в 2019 году на территории отсутствовали.

Доводов влекущих отмену оспариваемого постановления должностного лица не имеется, сводятся к неправильному толкованию правовых норм, переоценке доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, а потому не влияют на законность и обоснованность вынесенного постановления.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене постановления должностного лица.

Административное наказание ООО «ЕСЭК» назначено в соответствии с санкцией ч.4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Единый санитарно- экологический комплекс» - оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Единый санитарно-экологический комплекс» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Володарский районный суд Астраханской области в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья- ФИО8