ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2021 от 22.04.2021 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 12-9/2021

РЕШЕНИЕ

г. Южа Ивановской области 22 апреля 2021 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Плотниковой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Часовских О.В.,

с участием

представителя лица, привлеченного к административной ответственности, - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО1 на постановление заместителя начальника ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области ФИО2 от 18.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя начальника ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области ФИО2 от 18.02.2021 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Согласно указанному постановлению Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района, являясь должником, не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Согласно постановлению, были установлены следующие обстоятельства:

на основании исполнительного листа № ФС 009583978 от 18 ноября 2016 года, выданного Южским районным судом ивановской области по делу № 2а-521/2016, предмет исполнения: обязать Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района и КУМИ администрации Южского муниципального района в срок до 1.04.2017 года за счет средств бюджета Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт крыши здания котельной № 1, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Управление ЖКХ и КУМИ Администрации Южского муниципального района в срок до 1.09.2017 года за счет средств бюджета Южского городского поселения Южского муниципального района провести капитальный ремонт крыши здания котельной № 1, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Управление ЖКХ и КУМИ Администрации Южского муниципального района сообщить об исполнении решения суда в Южский районный суд и прокуратуру района Ивановской области не позднее 1.10.2017 года, возбуждено исполнительное производство от 16.05.2017 года.

В связи с неисполнением КУМИ Администрации Южского муниципального района требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» 17.07.2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который был взыскан 21.04.2020 года.

24.11.2020 года в адрес администрации Южского муниципального района направлено требование об исполнении судебного решения в срок до 25.12.2020 года. документы, подтверждающие исполнение решения суда не представлены.

Не согласившись с указанным постановлением заместителя начальника ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области ФИО2 от 18.02.2021 года, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО1 обратилась в суд с жалобой, согласно которой Комитет утратил возможность исполнения решения суда в части проведения капитального ремонта крыши здания котельной, поскольку данный ремонт должен быть произведен за счет средств Южского городского поселения Южского муниципального района, однако согласно распределению по видам расходов Комитета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по бюджету Южского городского поселения Комитету выделены денежные средства, связанные непосредственно с его деятельностью. Решением Совета Южского городского поселения Южского муниципального района «О бюджете Южского городского поселения на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрены бюджетные ассигнования и доведены лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя средств бюджета Южского городского поселения – Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района на капитальный ремонт крыши здания котельной по адресу: <адрес> по решению суда по делу в сумме 2 046 140,36 рублей на 2020 год и в сумме 1 735 402,64 рубля на 2021 год. Заявителем были предприняты все меры на исполнение решения суда, однако с учетом того, что денежные средства на его исполнение в полном объеме выделены соответчику – Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района, в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения. Просит обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объеме, уточнив, что указанная в тексте жалобы статья КоАП РФ, по которой Комитет привлечен к административной ответственности обжалуемым постановлением является технической ошибкой, просила считать верным указанием – ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Пояснила, что в настоящее время Управлением ЖКХ начаты работы по подготовке документации для осуществления капитального ремонта крыши котельной. Требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда Комитетом было получено, однако к указанному в требовании сроку судебное решение действительно не было исполнено. Комитет неоднократно обращался в Совет Южского городского поселения и Администрацию Южского муниципального района по вопросу выделения денежных средств на исполнение решения суда, однако им в этом было отказано и денежные средства выделены Управлению ЖКХ. Участником бюджетного процесса КУМИ не является.

Лицо, вынесшее обжалуемое постановление – заместитель начальника ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области ФИО2, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участника судебного заседания, изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства и гражданского дела суд приходить к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно представленным материалам, решением Южского районного суда Ивановской области от 18 ноября 2016 года удовлетворен административный иск заместителя прокурора Южского района к Управлению ЖКХ Администрации Южского муниципального района Ивановской области и КУМИ Администрации Южского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершения определенных действий. Суд решил: обязать Управление ЖКХ администрации Южского муниципального района и КУМИ администрации Южского муниципального района в срок до 1.04.2017 года за счет средств бюджета Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт крыши здания котельной , расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Управление ЖКХ и КУМИ Администрации Южского муниципального района в срок до 1.09.2017 года за счет средств бюджета Южского городского поселения Южского муниципального района провести капитальный ремонт крыши здания котельной , расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Управление ЖКХ и КУМИ Администрации Южского муниципального района сообщить об исполнении решения суда в Южский районный суд и прокуратуру района Ивановской области не позднее 1.10.2017 года.

На основании выданного по судебному решению исполнительного листа службой судебных приставов – ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области осуществляется исполнение судебного решения по возбужденному исполнительному производству.

Определением Южского районного суда Ивановской области от 31 мая 2017 года исполнение решения Южского районного суда Ивановской области от 18 ноября 2016 года в части производства капитального ремонта крыши здания котельной до 1 августа 2018 года.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Согласно ст. 113 указанного Федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что 17.07.2019 года по данному исполнительному листу службой судебных приставов было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, который был уплачен.

24 ноября 2020 года в адрес должника судебным приставом-исполнителем устанавливался срок для исполнения судебного решения – до 24.12.2020 года.

Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании лицом, привлеченным к административной ответственности, что судебное решение к установленной дате исполнено не было, что и было установлено судебным приставом-исполнителем.

Ч.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Решением Совета Южского муниципального района от 18.03.2016 года (с учетом последующих изменений о 16.02.2018 года) утверждено положение о МКУ КУМИ, созданном в виде отдельного юридического лица в структуре администрации Южского муниципального района. Согласно положения о КУМИ, указанное юридическое лицо является структурным подразделением администрации Южского муниципального района, созданным в целях управленческих функций, в целях осуществления полномочий Администрации Южского муниципального района и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Южского городского поселения по решению вопросов местного значения района и поселения (п. 1.3 Положения). При этом Администрация Южского муниципального района, являясь учредителем МКУ, несет ответственность по обязательствам данного учреждения, за счет средств бюджета Южского городского поселения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При вынесении оспариваемого постановления не было установлено, что Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области были выделены (предоставлены) финансовые средства из определенного судебным решением источника финансирования, а также что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области не принимались достаточные меры к получению денежных средств на исполнение решения суда.

Таким образом, не было установлено, что у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области имелась возможность для исполнения решения суда, поскольку отсутствуют доказательства получения лицом, привлеченным обжалуемым постановлением к административной ответственности денежных средств для исполнения решения суда.

При этом, суд также учитывает, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области совершал действия в целях получения необходимых для исполнения решения средств, принимал меры для исполнения судебного решения, а именно - на протяжении ряда лет направлялись запросы: - в 2019 году: 28.05.2019 года (№552) Главе Южского муниципального района с просьбой о повторном поручении Администрации произвести капитальный ремонт крыши здания котельной, либо выделении Комитету денежных средств на указанные цели; 3.07.2019 года (№644) в адрес Глав Южского городского поселения и Южского муниципального района с ходатайством о рассмотрении вопроса о включении Комитета в ведомственную структуру расходов бюджета Южского городского поселения и о выделении денежных средств; - в 2020 году: 14.02.2020 года (№ 204) Главам Южского городского поселения и Южского муниципального района о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда о проведении капитального ремонта крыши здания котельной по адресу: <адрес>; 10.04.2020 года (№382) начальнику Управления ЖКХ о предоставлении информации по вопросу капитального ремонта крыши здания котельной; 14.04.2020 года (№ 387) в адрес Главы Южского муниципального района о рассмотрении вопроса о выделении из бюджета Южского городского поселения денежных средств в целях исполнения решения Южского районного суда Ивановской области от 18.11.2016 года № 2а-521/2016;23.07.2020 года (№705) в адрес начальника Управления ЖКХ по вопросу разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши здания котельной;30.11.2020 года (№ 1139) судебному приставу-исполнителю ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП россии по Ивановской области с предоставлением информации о выделении Управлению ЖКХ денежных средств, необходимых для исполнения решения суда от 18.11.2016 года; - в 2021 году: 2 февраля 2021 года (№87) в адрес Главы Южского муниципального района с ходатайством о поручении Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации Южского муниципального района произвести в 2021 году ремонт крыши здания котельной, со ссылками на выделение Управлению ЖКХ денежных средств на указанную цель; о чем судом исследована соответствующая переписка.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области обращался в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по исполнению решения Южского районного суда Ивановской области от 18.11.2016 года. Постановлением Палехского районного суда Ивановской области от 14 января 2021 года отказано в удовлетворении заявления КУМИ администрации Южского муниципального района Ивановской области о прекращении исполнительного производства по исполнению решения Южского районного суда Ивановской области от 18.11.2016 года, при этом судом сделан вывод о том, что отсутствие у КУМИ денежных средств для исполнения судебного решения в настоящее время не свидетельствует о невозможности их получения в будущем, то есть безвозвратной утрате возможности исполнения решения суда.

Согласно приложению № 8 к решению Совета Южского городского поселения Южского муниципального района «О бюджете Южского городского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 23.12.2020 № 38 Управлению ЖКХ Администрации Южского муниципального района выделены денежные средства в размере 1 735 402,64 рубля на капитальный ремонт крыши здания котельной по адресу: <адрес>.

Как следует из оспариваемого постановления, все вышеуказанные обстоятельства судебным приставом-исполнителем при вынесении обжалуемого постановления не исследовались, при этом в протоколе об административном правонарушении указаны возражения представителя КУМИ относительно вменяемого нарушения, в частности, указано, что Комитет не включен ведомственную структуру расходов бюджета Южского городского поселения на 2017-2019 годах, в 2019 года Комитет обращался в Администрацию Южского муниципального района с просьбой о выделении денежных средств на проведение капительного ремонта крыши котельной, Комитет прилагает все возможные действия по исполнению исполнительного документа.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах доводы лица, привлеченного к административной ответственности суд находит обоснованными, а жалобу заявителя подлежащей удовлетворению, поскольку в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области отсутствует виновное поведение, а обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене и производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя начальника ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам Управления ФССП России по Ивановской области ФИО2 от 18.02.2021 года о привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей - отменить.

Производство по административному делу о привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях признаков состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись А.Н. Плотникова