Дело № 12-9/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Билибино 23 августа 2021 года
Судья Билибинского районного суда Чукотского автономного округа Осипов С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 17 сентября 2020 года, которым
должностное лицо ФИО2 – главный инженер муниципального предприятия жилищно-коммунального Билибинского муниципального района, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающий по адресу: 689460, Чукотский АО, г Билибино, <адрес> ранее к административной ответственности не привлекавшийся,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора (СВМУ Росприроднадзора) ФИО1 от 17 сентября 2020 года № 918/ом-20/пс1 должностное лицо – главный инженер муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее МП ЖКХ БМР) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно постановлению должностному лицу вменено в вину совершение административного правонарушения, выразившееся в непринятии МП ЖКХ БМР мер к размещению отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В жалобе на указанное постановление ФИО2 просил его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывал, что согласно переходным положениям, определенным пунктами 2.1, 8 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 25.12.2018 № 483-ФЗ) до 1 января 2023 года запрет, установленный п.7 ст.12 настоящего Федерального закона, не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами №№ 176, 177, 178, 179, 180 от 19 апреля 2018 г., заключенными с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО, МП ЖКХ БМР осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Билибино (зона деятельности № 6), с. Кепервеем (зона деятельности № 6), с. Илирней (зона деятельности № 7), с. Омолон (зона деятельности № 8), с. Островное (зона деятельности № 9), с. Анюйск (зона деятельности № 5). Зоны деятельности определены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Чукотского автономного округа, утверждены Приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 27.09.2016 № 553/1-од (новая редакция утверждена 24.01.2020 Приказом № 13-од). Таким образом, запрет на размещение твердых коммунальных отходов на объектах в указанных населенных пунктах, как на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в настоящее время в федеральном законодательстве отсутствует. Кроме того, лицо, привлеченное к административной ответственности, полагает, что он не является субъектом данного административного правонарушения.
Решением Билибинского районного суда от 27 ноября 2020 г. постановление от 17 сентября 2020 года № 918/ом-20/пс1 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением суда Чукотского автономного округа от 07 апреля 2021 г. решение Билибинского районного суда от 27 ноября 2020 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Билибинский районный суд.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представило. В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
Рассмотрев жалобу, а также, руководствуясь ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, проверив дело в полном объеме, суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 августа 2020 г. № 935/ом-20/пр1 и постановлению от 17 сентября 2020 года № 918/ом-20/пс1 на основании анализа информационных справок начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора «О лицах, эксплуатирующих ОРО, не включенные в ГРОРО» от 4 августа 2020г. б/н, от 20 августа 2020 г. б/н установлено, что МП ЖКХ БМР в соответствии с Соглашениями, заключенными с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19 апреля 2018 года №№ 176, 177, 178, 179, 180 осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами как региональный оператор на территории г. Билибино (зона деятельности № 6), с. Кепервеем (зона деятельности № 6), с. Илирней (зона деятельности № 7), с. Омолон (зона деятельности № 8), с. Островное (зона деятельности № 9), с. Анюйск (зона деятельности № 5) (том 1 л.д.102-110, 111-119, 120-128, 129-137, 138-146).
Зоны деятельности определены в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории Чукотского автономного округа, утвержденной приказом Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 27 сентября 2016 г. № 553/1-од (том 2 л.д.56-203).
У МП ЖКХ Билибинского муниципального района имеется лицензия № 87 00007от 11 октября 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (том 1 л.д.147-150).
В соответствии с данными отчетов 2-ТП (отходы) и письмом Комитета природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа МПЖКХ БМР в 2019 году осуществляло размещение твердых коммунальных отходов на санкционированных свалках, не включенных в государственный реестр размещения отходов (далее – ГРОРО), расположенных:
- с. Омолон (северо-западная часть) земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», кадастровый номер 87:01:070001:37, площадью 15 039 кв. метров, с разрешенным использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 28/18-3 от 14.05.2018);
- с. Островное земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», кадастровый номер 87:01:030001:30, площадью 20 094 кв. метров, с разрешенным использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 29/18-3 от 14.05.2018);
- с. Кепервеем земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», кадастровый номер 87:01:050001:34, площадью 20 065 кв. метров, с разрешенным использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 30/18-3 от 14.05.2018);
- с. Анюйск земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», кадастровый номер 87:01:020001:38, площадью 20 001 кв. метров, с разрешенным использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 32/18-3 от 14.05.2018);
- с. Илирней земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов», кадастровый номер 87:01:060001:303, площадью 20 000 кв. метров, с разрешенным использованием: под сельскую свалку (договор аренды земельного участка № 33/18-3 от 14.05.2018);
- Билибинский район (г. Билибино) земельный участок из земли категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» - не включены в государственный реестр размещения отходов. Разрешенный вид использования: объекты размещения отходов потребления (свалка) (договор аренды земельного участка № 31/18-з от 14.05.2018) (том 1 л.д.42-45, 46-47).
В нарушение требований п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно которому размещение отходов на объектах, не включенных в ГРОРО, запрещается, должностным лицом ФИО2 не приняты меры к размещению отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.
До настоящего времени заключения о возможности использования объектов размещения ТКО МП ЖКХ БМР (в населенных пунктах: с.Омолон, с.Островное, с. Кепервеем, с. Анюйск, с. Илирней, Билибинский район (г.Билибино)) Минприроды России не выдавались, решения уполномоченного органа исполнительной власти Чукотского автономного округа о включении данных объектов в Перечень не принималось, что подтверждается Письмом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 08.07.2020 № 06-02/462 (том 1 л.д.84-89).
В силу ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В пунктах 6, 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пунктам 2.1, 8, 9 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, введенным в действие Федеральным законом от 25 декабря 2018г. № 483-ФЗ с 5 января 2019г., до 1 января 2023г. запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, установленный пунктом 7 статьи 12 данного Федерального закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи. До 1 января 2023г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного данным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для объектов размещения отходов.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 29 декабря 2018г. «О направлении информации» использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019г. возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм закона и разъяснений Росприроднадзора и Генеральной прокуратуры РФ, использование объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не включенных в ГРОРО, с 2019 года до 1 января 2023 г. возможно при условии включения их в установленном порядке в Перечень.
Из материалов дела следует, что на основании приказа МП ЖКХ БМР от 24 января 2019 года № 27/лс ФИО2 назначен главным инженером МП ЖКХ Билибинского муниципального района и в соответствии с п.п.3.10 должностной инструкции главного инженера МП ЖКХ БМР должен, в том числе обеспечивать контроль соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды. Следовательно, на главного инженера ФИО2 возложена обязанность по соблюдению действующего экологического законодательства, и он несет ответственность за нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности (том 1 л.д.151, 152-158).
Однако административным органом было обнаружено, что главный инженер МП ЖКХ БМР ФИО2 указанную обязанность не исполнил, допустил размещение твердых коммунальных отходов на санкционированных свалках, не включенных в ГРОРО и в перечень объектов размещения ТКО на территории Чукотского АО.
Приведенные обстоятельства подтверждаются всесторонне и полно исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ФИО2 замечаний и объяснений не предъявил, с этим протоколом он ознакомлен, права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему разъяснены, копию получил (том 1 л.д.9-28, 171-180); информационными справками от 04.08.2020, 20.08.2020 межрегионального отдела ГЭЭиРД в отношении МП ЖКХ БМР, эксплуатирующем объект размещения отходов – свалку ТКО в г.Билибино, не включенную в ГРОРО (том 1 л.д.42-43, 44-45); соглашениями между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики ЧАО и МП ЖКХ БМР об организации деятельности по обращению с ТКО от 19.04.2018 №№ 176, 177, 178, 179, 180, в соответствии с которыми МП ЖКХ БМР обязалось в течение 10 лет осуществлять деятельность по обращению с ТКО, в том числе по захоронению ТКО с соблюдением требований действующего законодательстве в данной сфере (том 1 л.д.102-110, 111-119, 120-128, 129-137, 138-146); информацией Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского АО от 08.07.2020 № 06-02/462 об отказе во включении объектов размещения ТКО (свалок ТКО в г.Билибино, с. Анюйск, с. Илирней, с. Кепервеем, с.Омолон, с.Островное), введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ в перечень объектов размещения ТКО на территории Чукотского АО (том 1 л.д.84-89); договорами аренды земельных участком в качестве объектов размещения ТКО (свалок ТКО в г.Билибино, с. Анюйск, с. Илирней, с. Кепервеем, с.Омолон, с.Островное) от 14.05.2018 № 28/18-з, от 14.05.2020 № 29/18-з, от 14.05.2018 № 30/18-з, от 14.05.2018 № 31/18-з, от 14.05.2018 № 32/18-з, от 14.05.2018 № 33/18-з (том 2 л.д.2-7, 10-15, 18-23, 26-31, 34-39,41-44).
Указанные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу ст.26.2 КоАП РФ имеют доказательственную силу. Совокупности собранных доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по указанному делу и определенных ст.26.1 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями Генеральной прокуратуры РФ от 14 июня 2019 г. № 75/1-347-2019 на обращение Росприроднадзора о возможности привлечения к ответственности региональных операторов по обращению с ТКО в связи с использованием не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, эксплуатация таких объектов допускается при наличии заключения Министерства природных ресурсов и экологии РФ о возможности их использования и решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о включении их в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, порядок формирования и изменения которого утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 (том 1 л.д.82-83).
Кроме того, имеющаяся у МП ЖКХ Билибинского муниципального района лицензия от 11 октября 2016 года № 87 00007 даёт право только на осуществление таких видов деятельности в области обращения с ТКО, как сбор отходов IV класса опасности и транспортирование отходов IV класса опасности (том 1 л.д.147-150). Лицензии на размещение отходов МП ЖКХ БМР не имеет. В силу положений п.9 ст.29.1 Федерального закона № 89-ФЗ при отсутствии лицензии на размещение отходов данная деятельность возможна только на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО либо в Перечень.
Согласно доказательствам, содержащимся в деле, объекты, на которых МП ЖКХ Билибинского муниципального района размещаются твердые коммунальные отходы, не внесены в ГРОРО и перечень объектов размещения ТКО на территории Чукотского автономного округа. Свалки твердых коммунальных отходов на указанных земельных участках не имеют документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах использование МП ЖКХ БМР после 1 января 2019 г. указанных объектов размещения отходов, не внесенных в ГРОРО и не включенных в Перечень, при отсутствии документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, свидетельствует о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Должностным же лицом, в нарушение должностной инструкции, установившей обязанность по соблюдению экологического законодательства, не были приняты меры к размещению отходов производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, несоблюдение должностным лицом ФИО2 требований в области охраны окружающей среды образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Административное дело было рассмотрено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора в пределах компетенции, установленной ст.23.29 КоАП РФ. Нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении не установлены.
Постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел и соответствует требованиям, предъявляемым ст.29.10 КоАП РФ. Административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.2 КоАП РФ является длящимся, датой его совершения является дата его выявления (04.08.2020), на момент рассмотрения дела срок привлечения должностного лица – главного инженера ФИО2 к административной ответственности не истёк.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере в соответствии с санкцией ч.4 ст.8.2 КоАП РФ и соответствует характеру правонарушения и иным обстоятельствам, указанным в ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.
Таким образом, доводы должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенные им в жалобе, не опровергают выводов постановления, не содержат доводов, по которым можно сделать вывод, что по делу нарушены требования закона, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Оснований для отмены постановления не имеется.
В силу п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 17 сентября 2020 года № 918/ом-20/пс1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 оставить без изменения, а жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а так же должностным лицом, вынесшим обжалованное постановление по делу об административном правонарушении, в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления или опротестовано в том же порядке и в те же сроки.
Судья подпись С.Ф. Осипов
Копия верна:
Судья С.Ф. Осипов