ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2022 от 11.02.2022 Хорольского районного суда (Приморский край)

Дело №12-9/2022

(25RS0032-01-2022-000008-81)

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2022г. с.Хороль

Судья Хорольского районного суда Приморского края Хвостова Н.А.

рассмотрев жалобу МУМ ПКП «Ярославский» на постановление административной комиссии Хорольского муниципального округа №36-21/162 от 23.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.21 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», в отношении:

МУМ ПКП «Ярославский»,

юридический адрес: <адрес>,

фактический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Хорольского муниципального округа от 23.12.2021г. юридическое лицо – МУМ ПКП «Ярославский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 руб.

С вынесенным постановлением не согласилось предприятие, руководителем которого подана жалоба, в которой указывается на существенное нарушение норм законодательства:

связанных с осуществлением внеплановых выездных проверок юридических лиц в соответствии с требованиями ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ, поскольку к полномочиям административной комиссии не относится осуществление проверки по соблюдению правил содержания муниципальных дорог Хорольского муниципального округа;

что к ответственности привлечен ненадлежащий специальный субъект, в связи с чем в действиях предприятия отсутствует состав правонарушения. Предприятие осуществляет функции по содержанию части дорог Хорольского муниципального округа на основании гражданско-правового договора от 29.12.2020г. №164;

Правила благоустройства Хоролського округа не относятся к содержанию муниципальных дорог общего пользования округа;

протокол об административном правонарушении составлен с грубым нарушением сроков, установленных ст.28.5 КоАП РФ (проверка окончена 06.12.2021г., а протокол составлен 21.12.2021г.), без отражения в нем обязательных процессуальных действий, в нем не установлено точное место совершения правонарушения; не указаны смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, предприятие просит отменить оспариваемое постановление и производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

При рассмотрении жалобы представитель предприятия Бабенко С.Е. жалобу поддержал, просил отменить оспариваемое постановление, ссылаясь в том числе и на то, что административная ответственность за ненадлежащее содержание дорог установлена нормами КоАП РФ, поэтому предприятие не могло быть привлечено к административной ответственности на основании Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44 «Об административных правонарушениях в Приморском крае».

Представитель административной комиссии Хорольского муниципального округа Фролова Е.В. при рассмотрении жалобы возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях и, ссылаясь на соблюдение порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, то, что административная комиссия не является органом муниципального контроля, на невыполнение предприятием Правил благоустройства территории Хорольского муниципального округа, своих обязательств как подрядчика по заключенному муниципальному контракту №164 от 29.12.2020г., связанных с очисткой муниципальных дорог от снега и наледи, просила оспариваемое постановление оставить без изменения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении по ст.7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ в отношении юридического лица МУМ ПКП «Ярославский», изучив доводы жалобы на оспариваемое постановление, прихожу к выводу, что постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что юридическое лицо МУМ ПКП «Ярославский» признано виновным в том, что:

06.12.2021г. в 10 час. 00 мин. в ходе осуществления осмотра дорожного полотна с асфальтобетонным типом покрытия и пешеходных переходов на территории пгт.Ярославский установлено, что предприятие не приняло меры по очистке дорожного полотна и пешеходных переходов в рамках выполнения муниципального контракта от 29.12.2020г. №164 на выполнение круглогодичного содержания дорог по селам Хорольского муниципального округа: пгт.Ярославский, сел Вознесенка, Дальзаводское, Малая Ярославка, Камышевка на 2021г., от снега и льда, в срок, установленный законом. Снежная и ледяная масса не вывезена. Не расчищены тротуары и пешеходные дорожки, места стоянки транспортных средств до усовершенствованного покрытия, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44 «Об административных правонарушениях в Приморском крае», «нарушение иных норм и правил в сфере благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами», выразившееся в нарушении п.8.2.3 Правил благоустройства территории Хорольского муниципального округа, утвержденных решением Думы Хорольского муниципального округа Приморского края от 27.11.2020г. №35, в частности:

п.8.2.3 территории (в предусмотренных настоящими правилами случаях –территории) подлежат регулярной очистке от снега и льда в срок, не превышающий трех суток после окончания снегопада;

в первую очередь – в первые сутки, в течение 12 часов, очищаются от снега и снежно-ледяных образований, наледи, до усовершенствованного покрытия, расположенные на территориях тротуары, пешеходные дорожки, места стоянки транспортных средств;

после окончания снегопада, в течение суток, указанные территории должны быть очищены до твердого покрытия.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» устанавливает административную ответственность за нарушение иных норм и правил в сфере благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, что влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Привлекая предприятие к административной ответственности в связи с нарушением п.8.2.3 Правил благоустройства территории Хорольского муниципального округа, утвержденных решением Думы Хорольского муниципального округа Приморского края от 27.11.2020г. №35, административный орган исходил из того, что предприятие не выполнило свои обязательства в рамках муниципального контракта от 29.12.2020г. №164 по круглогодичному содержанию дорог, в частности, на территории пгт.Ярославский, в зимний период времени, не очистив их от снега и наледи после прошедшего снегопада.

Согласно ст.28.2 КоАП РФ:

(ч.1) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса;

(ч.2) в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно муниципальному контракту №164 от 29.12.2020г., заключенному между администрацией Хорольского муниципального района и предприятием:

(п.1.1) предприятие (подрядчик) обязуется выполнить работы по круглогодичному содержанию 14,02км. дорог с асфальтобетонным типом покрытия и 55,30км. дорог гравийного и переходного типа покрытия по селам Хорольского муниципального округа: <адрес> на 2021г., а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные надлежащим образом работы в сроки, порядке и на условиях, оговоренных в указанном контракте;

(п.1.2) место выполнения работ, требования, предъявляемые к выполняемым работам, содержание и объем, а также последовательность действий при выполнении работ и другие условия определены в Техническом задании (Приложение №1 к контракту, (которым, в частности, установлен перечень асфальтированных автомобильных дорог местного значения, расположенных в пгт.Ярославский)), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта;

(п.1.4) при исполнении контракта стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, действующими на время выполнения работ техническими регламентами и другими нормативными документами, включая отраслевые стандарты и нормативы.

Как правильно указано в жалобе, ни протокол, ни оспариваемое постановление не содержат сведений о месте совершения административного правонарушения. Указание на место (дорожное полотно с асфальтобетонным типом покрытия и пешеходные переходы на территории п.Ярославский) носит неопределенный характер и не позволяет достоверно установить, какие именно дороги, территории в указанном населенном пункте не были предприятием очищены от снега и льда, и должно ли их очищение в рамках заключенного муниципального контракта от 29.12.2020г. №164, невыполнение которого также вменяется юридическому лицу, осуществлять именно это предприятие.

Частью 1 стать 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

В соответствии со ст.3 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – ФЗ №196) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - далее по тексту ФЗ №257).

Согласно положениям статьи 12 ФЗ №196, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 17 ФЗ №257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее по тексту - Основные положения).

Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017г. №1245 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017) установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорогой в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090 «О Правилах дорожного движения», понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Совокупность материалов дела свидетельствует о том, что предприятие привлечено к административной ответственности за ненадлежащее содержание асфальтированных автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории пгт.Ярославский.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог или других дорожных сооружений, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, установлена ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, привлечение предприятия к административной ответственности по ст.7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» фактически за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании асфальтированных автомобильных дорог местного значения в границах Хорольского муниципального округа, расположенных на территории пгт.Ярославский, выразившееся в их неочищении от снега и наледи, учитывая, что требования к содержанию автомобильных дорог и улиц установлены федеральными отраслевыми стандартами и нормативами, а именно, «ГОСТом Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017г. №1245, а также за невыполнение муниципального контракта №164 от 29.12.2020г. по круглогодичному содержанию дорог (асфальтированных автомобильных дорог местного значения) по селам Хорольского муниципального округа, не может быть признано законным, в связи с чем прихожу к выводу, что в действиях юридического лица отсутствует состав указанного административного правонарушения, вследствие чего оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению – на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии Хорольского муниципального округа №36-21/162 от 23.12.2021г. в отношении МУМ ПКП «Ярославский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.21 Закона Приморского края №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 (восьмидесяти тысяч) рублей, – отменить, производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток через Хорольский районный суд.

Судья Н.А.Хвостова