Дело № 12-9/2022
РЕШЕНИЕ
15 августа 2021 года п.Покровское
Судья Покровского районного суда Орловской области Гончарова О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу <...> администрации Покровского района Орловской области на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области Н. от 17 июня 2022г. №86/22/57024-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области Н. от 17 июня 2022г. №86/22/57024-АП, администрация Покровского района Орловской области привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Не согласившись с данным актом, администрация обратилась в суд с жалобой на указанное постановление.
В обоснование жалобы указано, что оспариваемым постановлением администрация Покровского района Орловской области подвергнута административному штрафу в размере 30 000 рублей за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования об обязании предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору найма муниципального специализированного жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения в размере 33 квадратных метров из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома, общей площадью жилого помещения не менее 28 и не больше 45 квадратных метров, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в черте границ Покровского района Орловской области. Администрация Покровского района Орловской области в установленный для нее срок не имела возможности исполнить решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Администрацией были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, проведены 101 электронный аукцион на приобретение жилых помещений, заключены 3 муниципальных контракта, в 2022 году К. будет предоставлено жилое помещение. Считает, что вина администрации Покровского района Орловской области в совершении административного правонарушения отсутствует.
В связи с этим администрация Покровского района Орловской области просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 17 июня 2022г. №86/22/57024-АП и прекратить производство по делу, вследствие отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель администрации Покровского района Орловской области по доверенности ФИО1 не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Начальник отдела- старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области Н. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, судья находит жалобу администрации Покровского района Орловской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что решением от 17 ноября 2021 года Покровский районный суд Орловской области обязал администрацию Покровского района Орловской области предоставить К. благоустроенное жилое помещение по договору найма муниципального специализированного жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения в размере 33 квадратных метров из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома, общей площадью жилого помещения не менее 28 и не больше 45 квадратных метров, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в черте границ Покровского района Орловской области.
28 января 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области Д. возбуждено исполнительное производство №3554/22/57024-ИП.
01 апреля 2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации Покровского района Орловской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В тот же день постановлением службы судебных приставов назначен новый срок исполнения решения суда до 29 апреля 2022года.
Решением Покровского районного суда Орловской области от 26 июля 2022 года администрация Покровского района Орловской области освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 01 апреля 2022 года в рамках исполнительного производства №3554/22/57024-ИП от 28 января 2022 года в размере 50000 рублей.
Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
В силу статьи 113 указанного Федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с действующим законодательством оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Установив обстоятельства по делу, судья полагает, что у администрации Покровского района Орловской области имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в связи, с чем финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Законом Орловской области от 25 ноября 2021года № 2696-0З «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на 2022 год для МО Покровский район предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, до администрации Покровского района Орловской области на 2022 год доведены лимиты бюджетных средств для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей сирот на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории в размере 23954400 рублей.
Доведённые лимиты осваиваются должником в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрацией Покровского района Орловской области проведены 101 электронный аукцион, по результатам которых заключены 3 муниципальных контракта на приобретение квартир.
Таким образом, как в первоначальный срок, так и в последующий срок, установленные судебным приставом-исполнителем для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, администрация Покровского района Орловской области не имела возможности осуществить указанные государственные полномочия по предоставлению К.жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах судья полагает, что решение суда о предоставлении К. жилого помещения не исполнено администрацией Покровского района Орловской области по независящим от нее обстоятельствам, при этом, ею предпринимались реальные меры для его исполнения, на что указывают соответствующая информация о проведенных электронных аукционах, сведения о заключенных муниципальных контрактах.
Судья также учитывает, что участниками процесса не представлено доказательств, которые позволили бы сделать вывод о бездействии администрации Покровского района Орловской области, осуществляющей деятельность исходя из размера доведенных лимитов финансирования.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, вина администрации Покровского района Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника отделения- старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области Н. от 17 июня 2022г. №86/22/57024-АП в отношении администрации Покровского района Орловской области по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях администрации Покровского района Орловской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу администрации Покровского района Орловской области на постановление о привлечении к административной ответственности, удовлетворить.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Орловской области Н. от 17 июня 2022г. №86/22/57024-АП о привлечении администрации Покровского района Орловской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Покровский районный суд Орловской области в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Гончарова О.Н.