Дело №12-9/2022
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2022 года с. Пировское
Судья Пировского районного суда Красноярского края Мельникова Ирина Наильевна, рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Пировского района на постановление руководителя службы финансово -экономического контроля и контроля в сфере закупокот ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу №.14-22об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокот ДД.ММ.ГГГГ производство по делу №.14-22 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1 прекращенов связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Варламова Т.В.обратилась в суд с протестом, в котором, проситпостановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить административное дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, чтопри рассмотрении данного дела уполномоченным органом не исследовались все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не истребованы сведения о мероприятиях, проводимых концессионером ООО «Стратегия «Норд» с даты заключения концессионного соглашения, направленного на модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения, в том числе водопровода, расположенного по адресу: , согласовывались ли данные мероприятия с концессионером ООО «Стратегия «Норд», какие обстоятельства послужили основаниями для проведения ремонтных работ данного объекта водоснабжения, а не какого либо другого;не дана оценка тому факту, что фактически ремонтные работы по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, связанного с проведением ремонтных работ водопровода, расположенного по адресу: проведены ООО «Стратегия «Норд», являющегося концессионером данного имущества, использующего данное имущество и извлекающее из него доход, т.е. фактически концессионер извлек прибыль при использовании в течение трех лет данного имущества и реконструировалего за счет средств местного бюджета.
В судебном заседании заместитель прокурора Варламова Т.В. доводы протеста поддержала,просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить административное дело на новое рассмотрение.
В судебном заседанииглава Пировского муниципального округа ФИО1, лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокФИО2 не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.
Исследовав административный материал, обсудив доводы протеста, выслушав заместителя прокурора , суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.
Объективную сторону указанного выше правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (гл.24 Бюджетного кодекса РФ) (далее - БК РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.
В соответствии со ст.15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно п.1 ч.3 ст.9 БКРФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.34 БК РФ, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу ч.1 ст.306.1 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п.21 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в ч.3.7 ст.13 настоящего Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением; заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.
Как следует из материалов дела,прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о концессионных соглашениях, бюджетного законодательства при выполнении мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону администрацией Пировского муниципального округа, в ходе которой установлено следующее.
Муниципальным образованием в лице главы ФИО1 в соответствии с концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стратегия «НОРД» переданы объекты водоснабжения. В соответствии с приложением № концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ водопровод по передан в пользование ООО «Стратегия «НОРД».
Согласно решению Пировского окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№р «О вопросах правопреемства» администрация Пировского муниципального округа является правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления: , Администрации Бушуйского сельсовета , Администрации Икшурминского сельсовета, Администрации Кетского сельсовета, Администрации Кириковского сельсовета, Администрации Комаровского сельсовета, Администрации Пировского сельсовета, Администрации Солоухинского сельсовета, Администрации Троицкого сельсовета, Администрации Чайдинского сельсовета.
ООО «Стратегия «НОРД», являющаяся по данному договору концессионером, имеет следующие реквизиты: ИНН: <***>, КПП: 243101001, юридический адрес: 663120,, расчетный счет 40№ в Красноярском отделении № ПАО Сбербанк , БИК 040407627, в соответствии с п.1 концессионного соглашения концессионер обязуется реконструировать (модернизировать) данное имущество и осуществлять деятельность по производству и передаче тепловой энергии.
Согласно подп.5 п.20 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ при исполнении данного соглашения концессионер в лице ООО «Стратегия «НОРД» обязан, в том числе поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, в том числе своевременно проводить мероприятия, связанные с предупреждением возникновения аварийных ситуаций, локализации (устранения) аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному сезону.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией Пировского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение ремонта водопроводной сети по на сумму 730931 руб. 12 коп., работы на указанную сумму выполнены ООО «Стратегия «НОРД», являющимся концессионером данного имущества по вышеуказанному концессионному соглашению и обязанному реконструировать и модернизировать данное имущество. Данные обстоятельства следуют из акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки соблюдения законодательства о концессионных соглашениях, бюджетного законодательства заместителем прокурора советником юстиции Варламовой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округаФИО1 по ст.15.14 КоАП РФ по тем основаниям, что ООО «Стратегия «НОРД» не осуществляло расходов на капитальный ремонт водопровода по , соответственно, не могло иметь место возмещение муниципальным округом денежных средств в сумме 730931 руб. 12 коп.ООО «Стратегия «НОРД».Наличие концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стратегия «НОРД» не исключает право концедента (п.21.1) осуществлять мероприятия по текущему и капитальному ремонту имущества, передаваемого по концессионному соглашению за счет средств местного бюджета и (или) в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до концедента в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии с ч.15 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с ч.9 ст.3 Закона №115-ФЗ, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРНпо состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ годав отношение объекта недвижимости с кадастровым номером 24:31:0000000:1946 – сооружение нежилое водопровод протяженностью 3783 метра по адресу:, Таежная, Дорожная, Восточная принадлежащий муниципальному образованию , правопреемником которого является Пировский муниципальный округ, об отсутствии регистрации обременений в отношении указанного имущества.
Приложением № к концессионному соглашению №, определен перечень заданий и основных мероприятий, в отношении которых концессионер обязан осуществить создание и реконструкцию на общую сумму 2201000руб. 00 коп.за весь срок действия концессионного соглашения, на сумму 198000 руб. в 2021 году.
В отношении объекта недвижимости, переданного концессионеру по концессионному соглашению №, «водопровод протяженностью 3783 м по адресу:, Таежная, Дорожная, Восточная» инвестиционной программой мероприятий по созданию и реконструкции не предусмотрено.
В материалах дела имеется муниципальный контракт, заключенный округом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на выполнение работ по ремонту водопроводной сети, на оплату которого направлены средства иного межбюджетного трансферта в сумме 730931 руб. 12 коп.
Статьей 6 УставаПировского муниципального округа, утвержденного Решением Пировского окружного Совета депутатовот ДД.ММ.ГГГГ№р «О принятии Устава Пировского муниципального округа» (далее – Устав) в п.1 указано об отнесении к вопросам местного значения муниципального округа в том числе по подп.4) – организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
- высшее выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое представительным органом открытым голосованием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, наделенное Уставом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 9 Устава).
Статьей 11 Устава, определяющей полномочия , предусмотрено, что обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значенияи отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами.
Из вышеприведенных норм Закона 131-ФЗ и следует, что вопросы водоснабжения и водоотведения являются вопросами местного значения и лицом, обеспечивающим осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения является .
Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образованийза совершенствованиетерриториальной организацииместного самоуправленияна 2021 год» утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, в том числе, как следуетиз Приложения к Постановлениюот ДД.ММ.ГГГГ№-п, Пировскому муниципальному округу распределено из выделенных средств из бюджета края за совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления 22500000 руб.
Предварительный план использования иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиемза совершенствование территориальной организации местного самоуправления для перечисления средств иного межбюджетного трансферта в целях осуществление расходов, направленных: 1) на развитие объектов коммунальной инфраструктуры и внешнего благоустройства, объектов, используемых для проведения общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий (площади, парки, спортивные и детские площадки, места отдыха), мест захоронения, объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; 2) на приобретение основных средств и материальных запасов в целях реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также полномочий по решению вопросов местного значения; 3) на оформление прав собственности муниципальных образований на объекты коммунальной инфраструктуры, администрацияПировский муниципальный округ по форме согласно приложению № к Порядку, предоставленный в Министерство вместе с заявкой на финансирование средств иного межбюджетного трансферта, содержал сумму запрашиваемого иного межбюджетного трансферта в размере 22500000 руб., а в числе направлений использования средств значились: поставка водогрейных котлов для нужд Пировского муниципального округа, капитальный ремонт водопроводной сети по .
Как определено п.4.1 Порядка 9-п органы местного самоуправления муниципальных образований ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - не позднее 15 января года, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство отчет об использовании средств иных межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению № к Порядку.
Согласно отчету об использовании иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиемза совершенствование территориальной организации местного самоуправления Пировского муниципального округа, расходование средств иного межбюджетного трансферта произведено на запланированные цели: поставка водогрейных котлов для нужд Пировского муниципального округа на сумму 680000 руб. и капитальный ремонт водопроводной сети по на сумму 730000 руб. 93 коп.
Как установлено Приложением № к государственной программе«Содействие развитию местного самоуправления», цель реализации отдельного мероприятия- стимулирование органов местного самоуправления края к реализации инициатив по преобразованию поселений края путем их объединения.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии у муниципального округа, как права, так и обязанности произвести за счет средств местного бюджета, в состав неналоговых доходов которого поступил иной межбюджетный трансферт за совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления, расходы на оплату работ по ремонту аварийного имущества, принадлежащего муниципальному округу, что не противоречит на нормам бюджетного законодательства, ни нормам законодательства о концессионных соглашениях.
Поскольку исполнение концессионного соглашения регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ и специальным законом – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», то неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязанностей по концессионному соглашениюне может образовывать состава правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Кроме того, при выявлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязанностей по концессионному соглашению стороны осуществляют защиту нарушенных интересов в установленном законодательством порядке, однако это не освобождает муниципальный округ от обязанностей по организации в границах муниципального электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Целью государственной программы«Содействие развитию местного самоуправления» в рамках которой предоставлен трансферт является содействие повышению комфортности условий жизнедеятельности в городах и поселенияхи эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями, а целью реализации отдельного мероприятия «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления» определено – стимулирование органов местного самоуправления края к реализации инициатив по преобразованию поселений края путем их объединения, а также то, что трансфер предоставляется за совершенствование организации местного самоуправления, распределение бюджетных средств путем предоставления иного межбюджетного трансферта осуществляется после достижения цели (преобразование муниципального района в муниципальный округ), что подтверждено предоставленными округом в Министерство документамив соответствии с Порядком 9-п.
При этом направления расходования иного межбюджетного трансферта, определенные предварительным планом использования, согласованные с Министерством в соответствии с Порядком 9-п, соблюдены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями о расходовании средств иного межбюджетного трансферта.
С учетом изложенного, полагаю,что должностным лицом – Главой Пировского муниципального округа ФИО1 расходование бюджетных средств в виде иного межбюджетного трансферта за совершенствованиетерриториальной организации местного самоуправления произведено в полном соответствии с направлениями расходования и в целях реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также полномочий по решению вопросов местного значения.
Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела должностным лицом, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица и направления административное дело на новое рассмотрение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя службы финансово - экономического контроля и контроля в сфере закупокот ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу №.14-22 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы Пировского муниципального округа ФИО1, оставить без изменения, протест заместителя прокурора - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд.
Судья И.Н. Мельникова
Верно
Судья И.Н. Мельникова