ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2022 от 28.04.2022 Таврического районного суда (Омская область)

УИД 55MS0030-01-2022-000607-42

Дело № 12-9/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Таврического районного суда Омской области Толмачев Е.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Скиба Е.А.,

при секретаре судебного заседания Очеретяной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2022 года в р.п. Таврическое Таврического района Омской области жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова па на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова П.А.,

установил:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе Омской области мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стариков П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

На данное постановление Стариковым П.А. подана жалоба, в которой просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, указал, что дело рассмотрено без полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, без установления всех юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения, следствием чего явилось вынесенное постановление. Считает, что пропущен срок для привлечения к административной ответственности. Кроме того, постановление основано исключительно на данных Протокола Контрольно-счетной палаты <адрес> об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержит опечатки, технические и фактические ошибки, допущенные должностным лицом при составлении протокола, что свидетельствует о том, что судом самостоятельно не исследовались материалы дела и документы. Выводы суда представляют собой лишь формальную констатацию допущенных нарушений условий предоставления субсидий без какого-либо анализа фактических обстоятельств дела.

В судебном заседании Стариков А.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель контрольно-счетной палаты Омской области Пожидаева Е.Н., аудитор Контрольно-счетной палаты Омской области Орлова Е.В. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом. Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежи, административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Исходя из положений статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, и условиями договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов).

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении аудитором Контрольно-счетной палаты <адрес> встречной проверки ИП Главы КФХ ФИО1 в рамках контрольного мероприятия «Проверка Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2018 - 2020 годах на предоставление грантов на поддержку сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, в том числе в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», направленного на достижение целей федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - контрольное мероприятие) установлено следующее.

Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство (далее - грант) осуществлялось Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> (далее - Министерство) в рамках подпрограммы 3 «Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития», являющейся приложением к государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п) (далее - подпрограмма 3).

Условия и порядок предоставления из областного бюджета грантов предусмотрены пунктом 17 раздела III «Условия и порядок предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи» приложения к подпрограмме 3 (далее - Правила предоставления субсидии).

К условиям предоставления грантов относятся, в том числе:

- приобретение имущества в соответствии с планом расходов бизнес-плана и его сохранение в течение не менее 5 лет после получения грантов (за исключением глав КФХ, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы) (подпункт 2.1 пункта 17 Правил предоставления субсидии);

- сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 5.1 пункта 17 Правил предоставления субсидии).

Критерием отбора получателей грантов согласно пункту 4 Правил предоставления субсидии является признание заявителя победителем конкурса, проводимого в соответствии с Правилами предоставления субсидии.

Для участия в отборе по предоставлению гранта ИП Главой КФХ Стариковым П.А. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство представлена конкурсная заявка, бизнес - план проекта создания и развития КФХ «Организация производства функциональных пищевых продуктов перепеловодства на базе КФХ «Подворье», утвержденный ДД.ММ.ГГГГ (далее-бизнес-план).

Согласно плану расходов бизнес-плана общая стоимость проекта составила <данные изъяты>. рублей, за счет собственных средств заявителя - <данные изъяты>

- инкубаторов ИФХ 500 (2 шт.) на сумму <данные изъяты> за счет собственных средств грантополучателя.

По результатам отбора, проведенного Министерством, в соответствии с
пунктом 17 Правил предоставления субсидии с ИП Главой КФХ
Стариковым П.А. заключено Соглашение между главным распорядителем
средств областного бюджета и юридическим лицом (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от ДД.ММ.ГГГГ-НФ (далее - Соглашение) о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидий в сумме 1 500.0 тыс. рублей с направлением расходов согласно бизнес-плану и сроком освоения гранта, а также собственных средств в размере 167,0 тыс. рублей, в течение 18 месяцев со дня его предоставления.

Средства гранта в форме субсидий в <данные изъяты>. рублей предоставлены получателю гранта - ИП Главе КФХ Стариков П.А. ДД.ММ.ГГГГ путем перечисления на лицевой счет грантополучателя, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно первичным документам, представленным в ходе контрольного мероприятия, отчету о расходах средств гранта на ДД.ММ.ГГГГ, представленного грантополучателем в Министерство (далее - отчет от ДД.ММ.ГГГГ), собственные средства ИП Главы КФХ Стариков П.А. направлены на приобретение:

инкубатора ИФХ 500 (1 шт.) стоимостью <данные изъяты>. рублей по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, заключенному с гражданкой лтн указанного инкубатора подтверждена актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, оплата произведена за счет собственных средств в сумме 83,5 тыс. рублей (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ);

инкубатора ИФХ 500 (1 шт.) стоимостью <данные изъяты>. рублей по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, заключенному с гражданкой ЛТН. Передача указанного инкубатора подтверждена актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, оплата произведена за счет собственных средств в сумме <данные изъяты>. рублей (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, на основании подпункта 2.1 пункта 17 Правил предоставления субсидии грантополучатель обязан не только приобрести, но и сохранить указанное имущество (инкубаторы ИФХ 500 в количестве 2 шт.) в течение не менее 5 лет после получения грантов.

При проведении встречной проверки в ходе визуального осмотра, по результатам которого составлен Акт визуального осмотра наличия имущества, приобретенного ИП Главой КФХ Стариковым П.А. за счет средств гранта, от ДД.ММ.ГГГГ, установлено фактическое наличие только одного инкубатора ИФХ 500. Второй инкубатор ИФХ 500, который также был приобретен грантополучателем согласно данным отчета от ДД.ММ.ГГГГ и первичным документам, к проверке не был представлен.

Согласно сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (далее - СЗВ-СТАЖ) количество наемных работников ИП Глава КФХ Стариков П.А. составило:

- на дату получения гранта (ДД.ММ.ГГГГ) - 1 человек, на ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека (создано 1 новое рабочее место), в течение периода заключено 3 трудовых договора;

- на ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека, на ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека, в течение периода трудовые договоры заключены с 9-ю работниками;

- на ДД.ММ.ГГГГ - 2 человека, на ДД.ММ.ГГГГ - 4 человека (3 имеют отметку об увольнении застрахованного лица ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе встречной проверки установлено, что согласно трудовым договорам в ИП Глава КФХ Стариков П.А. деятельность осуществляют 2 наемных работника:

- РГА. - охранник-разнорабочий, трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ;

- ЖЕН менеджер, трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации в отчетах о финансово-экономическом состоянии получателя средств гранта за 2020 год и за 6 месяцев 2021 года, представленных в Министерство ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, количество новых рабочих мест составляет 4 и 2 единицы соответственно, среднемесячная заработная плата работников отражена в сумме <данные изъяты> и <данные изъяты>. рублей соответственно.

Согласно форме регионального статистического наблюдения «Поголовье сельскохозяйственных животных и производство продукции животноводства (Форма -фермер ИП Главы КФХ Старикова П.А. за январь-декабрь 2019 года средняя численность составляет 3 человека, за январь-декабрь 2020 года - 0 человек, январь-сентябрь 2021 года - 2 человека.

Таким образом, в нарушение подпункта 5.1 пункта 17 Правил предоставления субсидии, пункта 3.6 Соглашения ИП Главой КФХ Стариковым П.А. не соблюдено условие предоставления гранта в части сохранения созданных новых постоянных рабочих мест в количестве 4 единиц в течение не менее 5 лет после получения гранта.

Стариков ПА зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Омской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером ., сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (ОГРНИП ).

Заключив ДД.ММ.ГГГГ Соглашение, ИП Глава КФХ Стариков П.А. принял на себя обязательства по соблюдению условий предоставления грантов, установленных Правилами предоставления субсидии (том 1 л.д. 5-16).

ДД.ММ.ГГГГ аудитором Контрольно-счетной палаты, составлен Акт встречной проверки ИП Главы КФХ Старикова ПА в рамках проведения контрольного мероприятия по результатам которого установлено, что сумма гранта на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство, предоставленного ИП Главе КФХ Старикову П.А. в 2018 году, составила 1500,00 тыс.рублей. Копии первичных учетных, платежных и иных документов, представленных в Министерство одновременно с отчетами о финансово-экономическом состоянии получателя средств гранта, за 2018-2020 годы и за 6 месяцев 2021 года, соответствуют документам, представленным в ходе проведения проверки.

В Нарушение подпункта 2.1 пункта 17 Порядка ИП Главой КФХ Стариковым П.А. не соблюдено условие предоставления гранта, так как не обеспечена сохранность оборудования (Инкубатора ИФХ 500 (1 шт.) в течение не менее 5 лет после получения гранта. В нарушение подпункта 5.1 пункта 17 Порядка, пункта 3.6 Соглашения ИП Главы КФХ Стариковым П.А. не соблюдено условие предоставления гранта в части сохранения созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта. В ходе проверки причины не соблюдения условий предоставления гранта не пояснены. В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 24 Порядка пунктом 6.2 Соглашения средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат возврату в областной бюджет (Том 1 л.д. 23-31)

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> мировым судьей судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> вынесено постановление, которым индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стариков П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Факт совершения административного правонарушения и виновность индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова П.А.. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, выпиской из ЕГРИП, материалами проверки, актом проверки, а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.

Вопреки доводам жалобы, вина индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова П.А. установлена и подтверждена всеми исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикову П.А.. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом общих правил назначения наказания, личности виновного, характера совершенного им административного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> мирового судьи судебного участка в Таврическом судебном районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова П.А., оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Старикова П.А. без удовлетворения.

Судья Е.В. Толмачев