ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2022 от 29.04.2022 Климовского районного суда (Брянская область)

Дело № 12-9/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Климовского районного суда Брянской области Бобов И.Н.,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Климовского района Брянской области от 01 февраля 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд жалобой на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Климовского района Брянской области от 01 февраля 2022 года, которым была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указала, что в день совершения правонарушения выехала в г. Брянск, оставив несовершеннолетнего сына ФИО под присмотром своего сожителя ФИО Возвращаясь домой около 22-х часов по телефону попросила ФИО и своего сына выйти на улицу для дальнейшей поездки к знакомым в деревню. В дальнейшем, при подъезде к дому увидела своего сына на улице увидела своего сына в сопровождении сотрудника полиции, после чего на улицу из подъезда дома вышел ее сожитель. Так же указала, что ее сын находился на улице без сопровождения взрослых не более одной минуты.

Так же указывает на отсутствие в вынесенном постановлении указания на конкретное ограничение о недопустимости пребывания детей на улице в ночное время без сопровождения родителей, которая отмечена в ст. 4 и 5 закона Брянской области № 57-з от 05.08.2009 г. кроме того указывает на то, что в протокол об административном правонарушении без соблюдения установленного порядка были внесены исправления в части указания времени его составления. Одновременно указывает на то, что должностным лицом полиции нарушены ее права на ознакомление с составленными должностным лицом материалами дела. Указывает на отсутствие в законе запрета на оставление ребенка под присмотр иных лиц. Утверждает об отсутствии в материалах дела каких либо фактических данных, подтверждающих виновность в совершении правонарушения, а так же на то, что при сборе доказательств не были опрошены ее сын и ее сожитель. Так же указывает на то, что не был опрошен неизвестный, сообщивший сотрудникам полиции о нахождении ее ребенка в ночное время на улице. Утверждает на неверную юридическую оценку происшедших событий и отсутствие возможности квалификации содеянного по ст. 14.3 Закона Брянской области «об административных правонарушениях на территории Брянской области». Указывает на неправомерность включения в состав комиссии по делам несовершеннолетних сотрудника полиции ФИО, составившей протокол о правонарушении.

При рассмотрении дела 25 марта 2022 г. ФИО1 поддержала поданную жалобу по изложенным в ней доводам. Просила отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по административному делу за отсутствием в деянии состава правонарушения.

Допрошенная в качестве свидетеля секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Климовского района ФИО пояснила о правильности отражения в изготовленном е протоколе заседания комиссии обстоятельств рассмотрения дела 01 февраля 2022 г. в отношении ФИО1

При рассмотрении дела 15 апреля 2022 г. свидетель ФИО показал о том, что сожительствует с ФИО1 и участвует в воспитании ее ребенка. В день происшедших событий ФИО1 возвращалась и Брянска, позвонив, сообщила о том, что бы мы с ее сыном выходили на улицу для того, что бы ехать затем в деревню. Я закрывал дверь, ребенок в это время уже находился на улице. Через некоторое время ребенок забежал в дом и сообщил, что прибыла полиция. Затем сотрудники полиции объяснили существо имевшегося нарушения, хотя в 22 часов еще не было.

При рассмотрении дела в настоящем судебном заседании несовершеннолетний ФИО показал о том, что в день происшедших событий мать сообщила, что необходимо выходить на улицу. Оделся и вышел на улицу, ожидая мать зашел за дом. ФИО в это время закрывал квартирную дверь. Подъехавшие с матерью сотрудники полиции стали выяснять у нее почему ребенок нарушает комендантский час, хотя 22 часов еще не было.

Выслушав ФИО1 и изучив доводы поданной жалобы, допросив свидетелей, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Климовского района Брянской области от 01 февраля 2022 года сделан вывод о наличии в действиях ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и принято решение о прекращении производства по делу с объявлением устного замечания.

Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили те обстоятельства, что она, являясь матерью ФИО____/____/_____ года рождения, допустила его нахождение 03 декабря 2021 г. в 22 часа 24 минуты в ночное время в общественном месте - около ......................, не осуществляя контроль за сыном, чем оказал негативное влияние на нравственное и духовное развитие ребенка.

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В силу п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Ч. 1 ст. 5 Закона Брянской области от 05.08.2009 N 57-З "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" установлено, что в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается:

Частью 2 ст. 4 Закона Брянской области от 05.08.2009 N 57-З "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" установлены правила о том, что:

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, обязаны принимать меры по недопущению нахождения детей в общественных местах в ночное время без их сопровождения, а также в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. В силу ст. 3 того же закона ночным временем определено время - с 1 сентября по 31 мая время с 22 часов до 6 часов, с 1 июня по 31 августа время с 23 часов до 6 часов местного времени.

Частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Частью 2 ст. 14.3 Закона Брянской области от 15.06.2007 N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" установлена административная ответственность за допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, для развлечений, досуга (дискотеках, клубах), а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Нахождение несовершеннолетнего ФИО 03 декабря 2021 г. в ночное время в 22 часа 24 минуты в общественном месте - около ...................... без сопровождения своей матери – ФИО1 подтверждено рапортом сотрудника полиции ФИО от 03 декабря 2021 г., объяснением ФИО1, отобранном непосредственно после обнаружения ее ребенка на улице, из которого следует, что по ее возращении домой в 22 часа 20 минут ее сын находился около дома в сопровождении сотрудников полиции, протоколом об административном правонарушении, составленном в день выявления правонарушения, содержащим аналогичные сведения и подписанным привлекаемым к ответственности лицом без замечаний, сведениями об обстоятельствах происшедших событий, имевших место в день совершения правонарушения, изложенных жалобе привлекаемого к ответственности лица. Указанные доказательства относятся к настоящему делу, являются допустимыми, согласованы между собой и в своей совокупности подтверждают событие правонарушения допущенного лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, что опровергает доводы ФИО1 об отсутствии в материалах дела каких либо данных, подтверждающих ее виновность в совершении правонарушения.

Показания ФИО и несовершеннолетнего ФИО о нахождении последнего в общественном месте до наступления 22 часов отвергаю, поскольку таковые противоречат доказательствам, собранным непосредственно после выявления правонарушения.

Таким образом, действия ФИО1 по допущению нахождения своего несовершеннолетнего сына в ночное время в общественном месте нарушают запрет, установленный частью 2 ст. 4 Закона Брянской области от 05.08.2009 N 57-З "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие", возложенный именно на родителей, а не иных лиц, что указывает на необходимость дополнения постановления административного органа указанием на нарушение ФИО1 соответствующего запрета. При принятии указанного решения учитываю, что сожитель ФИО1 не относится к числу лиц, заменяющих родителей несовершеннолетнего ФИО

При таких обстоятельствах деяние, совершенное ФИО1 подлежит квалификации по части 2 ст. 14.3 Закона Брянской области от 15.06.2007 N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области". При принятии решения о квалификации допущенного ФИО1 деяния по иному нормативному акту учитываю разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении № 5 от 24 марта 2005 г. № О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изложенные в п. 20 о полномочиях судьи давать окончательную юридическую квалификацию действий лица, в том числе и при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

При этом учитываю, что такое изменение квалификации не ведет к ухудшению положения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Указанная норма не содержит требований об указании в протоколе об административном правонарушении времени его составления, в связи с чем довод привлекаемого к ответственности лица о внесении в протокол исправлений в части указания времени составления протокола не влияет на существо указанного документа как на доказательство по делу.

Одновременно, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит положений, устанавливающих запрет рассмотрения дела должностным лицом, выявившим правонарушение, запрет рассмотрения дела лицом, составившим протокол о правонарушении и запрет включения таких лиц в состав коллегиального органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Включение сотрудника полиции ФИО в состав комиссии, вынесшей оспариваемое по становление само по себе не свидетельствует о том, что ФИО была лично, прямо или косвенно заинтересована в разрешении дела, что позволяет отвергнуть довод привлекаемого к ответственности лица о незаконном составе коллегиального органа, вынесшего оспариваемое постановление.

Иные доводы, содержащиеся в жалобе ФИО1 не влияют на существо допущенного ею административного правонарушения и не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вывод административного органа о малозначительности совершенного ФИО1 правонарушения и возможности ее освобождения от административной ответственности соответствует обстоятельствам дела.

Нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления коллегиального органа, в ходе производства по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Климовского района Брянской области от 01 февраля 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности изменить.

Исключить из описательной части постановления указание на совершение ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и указания на освобождение ее от ответственности по указанной статье.

Дополнить описательную часть постановления указанием на нарушение ФИО1 запрета, установленного ч. 2 ст. 4 Закона Брянской области от 05.08.2009 N 57-З "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" по недопущению нахождения детей в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, указанием на совершение ею административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.3 Закона Брянской области от 15.06.2007 N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" и указанием на освобождение ее от ответственности по указанной статье.

Исключить из резолютивной части постановления указание на прекращение производства по делу в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ

Дополнить резолютивную часть постановления указанием на признание ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.3 Закона Брянской области от 15.06.2007 N 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области" с освобождением ее от административной ответственности по указанной статье на основании ст. 2.9 КоАП РФ, объявлением устного замечания и прекращением производства по делу.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток.

Судья Бобов И.Н.