ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-9/2024 от 08.02.2024 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Хуторцева И.В. Дело № 12-9/2024

РЕШЕНИЕ

город Мурманск

8 февраля 2024 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу Карельского А.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 ноября 2023 должностное лицо – и.о. министра цифрового развития Мурманской области – заместитель министра цифрового развития Мурманской области Карельский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Карельский А.А. просит вынесенное в отношении него постановление отменить, и признать совершенное им правонарушение малозначительным.

В обоснование жалобы ссылается на то, что им было подписано не первичное соглашение, а дополнительное соглашение № 9 к действовавшему на тот момент основному соглашению * от 29.12.2021 о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), по форме соответствующей Порядку определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели учреждениям, подведомственным Министерству цифрового развития Мурманской области утвержденному приказом Министерства цифрового развития Мурманской области * от _ _ .

Указывает, что Соглашение от 29.12.2021 заключено до утверждения и публикации Типовой формы, утвержденной приказом Министерства финансов Мурманской области от 12.01.2021 № 1н, в связи с чем, не могло быть исполнено в соответствии с ней.

Обращает внимание на то, что положения в разделе 3 Соглашения содержат информацию об условиях предоставления субсидии, исходя из смысла постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 № 203, приказа Министерства финансов Мурманской области от 12.01.2021 № 1н.

Ссылаясь на то, что совершенное административное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, обществу и государству, полагает, что имеются основания для применения к нему положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Карельский А.А., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствовует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели. Подпунктом «д» пункта 4 Общих требований в целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются условия и порядок заключения между органом-учредителем и учреждением соглашения о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета Мурманской области установлен постановлением Правительства Мурманской области от 29.12.2020 № 964-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Мурманской области по установлению порядка определения объема и условий предоставления из областной бюджета субсидий государственным областным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Мурманской области».

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Мурманской области от 29.12.2020 № 964-ПП приказами Министерства цифрового развития Мурманской области утверждены Порядки определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели подведомственным Министерству учреждения (далее – Порядок), в том числе: от 25 февраля 2020 № 135-ОД (признан утратившим силу на основании приказа Министерства от 16.05.2020 № 37-ОД); от 16.05.2022 № 37-ОД (распространяется на правоотношения с 10.02.2022)

Согласно положениям названных Порядков субсидия предоставляется учреждениям при условии заключения между Министерством и учреждением соглашения о предоставлении субсидии на иные цели по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Мурманской области.

Приказом Минфина Мурманской области от 12.01.2021 № 1Н утверждена Типовая форма соглашения о предоставлении из областного бюджета государственному областному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели, согласно которой при заключении соглашения на предоставление нескольких целевых субсидий формируется перечень субсидий с указанием кода и размера каждой субсидии.

В соответствии с пунктом 9 пункта 8 Порядка субсидии на иные цели предоставляются при условии заключения между главным распорядителем средств областного бюджета и учреждением соглашения о предоставлении из областного бюджета государственному учреждению субсидий на иные цели, в котором должны быть определены целевые показатели результативности использования целевых субсидий.

Согласно подпункту 5 пункта 6 Порядка целевые показатели результативности использования целевых субсидий являются критериями для принятия Министерством мер в ходе оценки результативности бюджетных расходов (в том числе мер по уменьшению объема целевой субсидии на сумму экономии в случаях достижения учреждением целевых показателей результативности использования целевой субсидии за счет меньшего объема бюджетных средств).

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Министерство цифрового развития Мурманской области осуществляет деятельность на основании Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 02.12.2019 № 546-ПП (далее - Положение о Министерстве № 546-ПП); осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственного областного бюджетного учреждения «Центр информационных технологий Мурманской области».

Законом Мурманской области от 24.12.2020 № 2585-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон об областном бюджете на 2021 год) Министерство цифрового развития Мурманской области утверждено главным распорядителем средств областного бюджета в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных ассигнований, направленных в 2021-2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию регионального проекта «Цифровизация городского хозяйства «Умный регион» и отдельных мероприятий по внедрению цифровых технологий в области информационно-коммуникационной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках государственной программы Мурманской области «Информационное общество» на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Мурманской области от 15.05.2023 № 28 в соответствии с пунктом 2.2.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты Мурманской области на 2023 год, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Мурманской области (протокол от 15.12.2022 № 34), в Министерстве цифрового развития Мурманской области проведена проверка.

В ходе контрольного мероприятия было установлено, что Министерство цифрового развития Мурманской области, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с доведенным ему объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом об областном бюджете на 2021 год, осуществляло исполнение бюджета по расходам в части предоставления субсидий на иные цели *** ГОБУ «***»).

Распоряжением врио Губернатора Мурманской области от _ _ *-лс (л.д.38) Карельский А.А. назначен исполняющим обязанности заместителя Губернатора Мурманской области - министром цифрового развития Мурманской области на период с _ _ по _ _ и с _ _ по _ _ .Так, 14 сентября 2022 года между Министерством цифрового развития Мурманской области, в лице исполняющего обязанности заместителя Губернатора Мурманской области - министра цифрового развития Мурманской области Карельского А.А., и ГОБУ «***» заключено дополнительное соглашение от 14.09.2022 * к соглашению от 29.12.2021 * о предоставлении субсидий на иные цели, форма которого не соответствует типовой форме, установленной приказом Министерства финансов Мурманской области от 12.02.2021 № 1Н.

Так, направления расходования субсидий на иные цели в рамках мероприятий государственной программы Мурманской области «Информационное общество» определены приложениями к соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 29.12.2021 *, в редакции дополнительных соглашений от 14.09.2022 *.

При этом, дополнительным соглашением от 14.09.2022 * к соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от 29.12.2021 *, как и самим соглашением, не определены размеры целевых субсидий в разрезе кодов субсидий, сроки (график) перечисления субсидий, что не позволило оценить достоверность отчетных показателей по исполнению субсидий, обоснованность возвратов целевых средств, размеры целевых субсидий, подтвержденных к использованию в очередном финансовом периоде.

Таким образом, действия исполняющего обязанности заместителя Губернатора Мурманской области - министра цифрового развития Мурманской области Карельского А.А., выразившиеся в заключении дополнительного соглашения 14.09.2022 * к соглашению о предоставлении субсидий на 2022 год, не соответствующего Типовой форме, установленной приказом Министерства финансов Мурманской области от 12.02.2021 № 1Н, чем были нарушены условия предоставления субсидий на иные цели в 2022 году государственному областному бюджетному учреждению «***», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленное нарушение явилось основанием для составления 27 сентября 2023 года уполномоченным должностным лицом административного органа - инспектором контрольно-счетной палаты Мурманской области в отношении Карельского А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные фактические обстоятельства совершения Карельским А.А. административного правонарушения и вывод о виновности указанного должностного лица в его совершении подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в вынесенном постановлении, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований закона, которые сомнений в своей достоверности не вызывают.

Совершенное Карельским А.А. административное правонарушение по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицировано правильно.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

При этом судья обоснованно исходил из пункта 4.1 Положения о Министерстве цифрового развития Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 02.12.2019 N 546-ПП (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), согласно которому Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Мурманской области. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Кроме того, следует принять во внимание, что Карельский А.А., исполняющий свои служебные обязанности на профессиональной основе, не только знал о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обязан был обеспечить их выполнение, то есть проявить необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований законодательства.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, вывод о виновности Карельского А.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность постановления не ставят.

Ссылка Карельского А.А. в жалобе на то, что им было подписано не первичное соглашение, а дополнительное соглашение * к основному, действовавшему на тот момент, соглашению * от 29.12.2021 вывод о том, что указанное дополнительное соглашение от 14.09.2022 * не соответствовало Типовой форме, установленной приказом Министерства финансов Мурманской области от 12.02.2021 № 1Н, не опровергает.

Не имеет значения для дела довод жалобы о том, что соглашение * заключено до утверждения и публикации приказа Министерства финансов Мурманской области от 12.01.2021 № 1н, поскольку его законность предметом совершенного правонарушения не является.

Вместе с тем, следует принять во внимание, что соглашение о предоставлении субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) * заключено 29 декабря 2021 года, а приказ Минфина Мурманской области от 12.01.2021 N 1Н был опубликован в издании "Электронный бюллетень Правительства Мурманской области" 18.01.2021 и вступил в действие с 25 марта 2021 года. Таким образом, необходимо было руководствоваться вышеуказанными приказами, действующими как на момент заключения соглашения *, так и на момент заключения дополнительного соглашения *.

Вопреки мнению Карельского А.А., оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного Карельским А.А. административного правонарушения, судья районного суда не нашел оснований для признания его малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку объектом посягательства допущенного Карельским А.А. нарушения являются финансы – денежные средства, выделяемые из областного бюджета, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

При рассмотрении дела судьей районного суда было принято во внимание, что основания для уменьшения размера назначенного Карельскому А.А. административного штрафа, предусмотренные частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для должностных лиц. не превышает десяти тысяч рублей.

Административное наказание Карельскому А.А. назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности виновного, отвечает принципам справедливости и соразмерности. Законные основания для смягчения назначенного ему административного наказания отсутствуют. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены при его назначении, не имеется.

Постановление об административном правонарушении вынесено полномочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 ноября 2023 года, вынесенное в отношении Карельского А.А. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов