ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-А-10/2022 от 27.06.2022 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-А-10/2022

УИД 21RS0009-02-2021-000515-07

РЕШЕНИЕ

27 июня 2022 г. с. Аликово

Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Семенов В.П., с участием прокурора – заместителя прокурора Аликовского района Чувашской Республики советника юстиции Мочалова А.В., защитника Лазаревой Ф.Ю., действующей на основании доверенности от 21 октября 2020 г., представителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ивановой И.С., действующей на основании доверенности от 18 октября 2021 г., рассмотрев жалобу главы администрации Аликовского района Чувашской Республики

Куликова Александра Николаевича,

,

на постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике 1 от 16 ноября 2021 г. по делу № 15-18-09/2021-16 о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике 1 от 16 ноября 2021 года по делу № 15-18-09/2021-16, возбужденному на основании постановления и.о.прокурора Аликовского района Чувашской Республики от 13 сентября 2021 г., глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное постановление глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. в лице его защитника Лазаревой Ф.Ю. подал жалобу в суд на предмет отмены по мотиву незаконности и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что обоснование начальной ( максимальной) цены контракта (далее НМЦК) при размещении извещения № 0115300025820000188 о проведении электронного аукциона «Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район для предоставления его детям –сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения», было произведено с соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Примененный при объявлении аукциона нормативный метод обоснования НМЦК полностью соответствовал требованиям указанного законодательства с учетом необходимости соблюдения положений п.2 ст.72 БК РФ. Перед тем как решить вопрос о проведении электронного аукциона была проведена работа по анализу рынка и установлено, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в Аликовском районе Чувашской Республики сложилась в размере 31 383 рубля, в то время как лимиты бюджетных обязательств для указанных выше целей были доведены исходя из стоимости 1 кв.м жилой площади равной 30 730 рублям ( л.д.2-4).

На рассмотрение жалобы глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н., надлежаще извещенный о месте и времени ее рассмотрения, не явился. Направил для представления своих интересов защитника Лазареву Ф.Ю.

Защитник Лазарева Ф.Ю. жалобу просила удовлетворить по основаниям изложенным в ней. Заявила, что обжалованное постановление нельзя признать законным и в связи с тем, что оно принято, по ее мнению, должностным лицом органа, не уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

Выслушав объяснения защитника Лазаревой Ф.Ю., пояснения представителя Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Ивановой И.С., заявившей, что считает обжалованное постановление законным и обоснованным, что должностным лицом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике обжалованное постановление принято в пределах своей компетенции, установленной ч.2 ст.23.7 КоАП РФ, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, выслушав мнение прокурора Мочалова А.В., полагавшего обжалованное постановление законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, судья районного суда приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу ч.1 ст.22 названного Федерального закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Частью 6 ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 указанной статьи этого Федерального закона.

Частью 12 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения начальной максимальной цены контракта перечисленных выше методов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае, в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.12 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 ноября 2020 года администрацией Аликовского района Чувашской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0115300025820000188 и документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район для предоставления его детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) в размере 1 014 090 рублей.

Извещение о проведении этого электронного аукциона и аукционная документация к нему, содержащая раздел «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», утверждена главой администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликовым А.Н., назначенным на эту должность решением Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 30 октября 2020 г. № 16.

Исследованными документацией об аукционе в электронной форме, отчетом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования отдельных межбюджетных субсидий (иных межбюджетных трансфертов), предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Аликовского района в 2016-2020 годах и истекшем периоде 2021 года», проведенного совместно с Министерством финансов Чувашской Республики, утвержденным решением коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 6 мая 2021 г. № 25, подтверждается, что при проведении указанного выше электронного аукциона не был соблюден порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта. В нарушение ч.6 ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требований раздела VI Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года № 567, вместо приоритетного метода определения цены - сопоставимых рыночных цен, использовался нормативный метод. Причем нормативный метод для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовался в отсутствие установленных администрацией Аликовского района Чувашской Республики в соответствии с положениями ч.3 ст.19 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правил нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность, как должностные лица.

Исследованные выше доказательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении главой администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликовым А.Н. своих должностных обязанностей при проведении электронного аукциона № 0115300025820000188 по приобретению в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район для предоставления его детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения», которые выразились в несоблюдении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

Вопреки утверждению защитника Лазаревой Ф.Ю., дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. рассмотрено должностным лицом органа, уполномоченного в соответствии со ст.23.7 КоАП РФ рассматривать дела о таких административных правонарушениях и в пределах своей компетенции. Приказом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 15 октября 2019 г. № 498 заместитель начальника юридического отдела данного Управления 1 включена в число лиц, имеющих право рассматривать такие дела.

По изложенным мотивам, судья районного суда находит, что к административной ответственности по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. должностным лицом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике- заместителем начальника юридического отдела данного Управления 1 привлечен законно и обоснованно.

Доводы главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. и его защитника Лазаревой Ф.Ю. о том, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не мог быть применен при обосновании начальной (максимальной) цены указанного выше контракта, так в таком случае были бы нарушены положения п.2 ст.72 БК РФ, виду того, что в соответствии с Законом Чувашской Республики от 3 декабря 2019 г. «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Минстроем Чувашии лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилого помещения для предоставления детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения были доведены исходя из стоимости 1 кв.м жилой площади равной 30 730 рублям, в то время как средняя рыночная стоимость жилой площади в Аликовском районе составляла 31 383 рубля, суд признает несостоятельными.

Как видно из исследованных материалов дела об административном правонарушении, вопреки утверждению главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. и его защитника Лазаревой Ф.Ю., до объявления электронного аукциона администрацией Аликовского района анализ рынка жилья не производился. Сведения об анализе рынка были предоставлены уже после возбуждения дела об административном правонарушении.

Кроме того, Закон Чувашской Республики от 3 декабря 2019 г. «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», где были предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели исходя из стоимости 1 кв.м жилой площади равной 30 730 рублей, не освобождало администрацию Аликовского района Чувашской Республики от соблюдения требований ч.6 ст.22 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при определении и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Только в случае, если рассчитанная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) начальная (максимальная) цена контракта превысила бы лимиты бюджетных обязательств, она должна была быть снижена до размера таких лимитов, что следует из Письма Минфина России от 16.03.2020 № 24-01-08/19862.

Административное наказание Куликову А.Н. должностным лицом назначено с соблюдением требований ч.2 ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалованного постановления, судья районного суда не усматривает.

При установленных обстоятельствах, жалоба не может быть удовлетворена.

Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья районного суда

р е ш и л :

Постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Михайловой Ж.О. от 16 ноября 2021 г. по делу № 15-18-09/2021-16 о привлечении к административной ответственности главу администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, а жалобу Куликова Александра Николаевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья

Решение06.07.2022