ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-А-30/20 от 29.10.2020 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-А-30/2020

21RS0009-02-2020-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Толстова Л.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – <ФИО>4 Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<ФИО>4 основная общеобразовательная школа» <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики (далее по тексту – «<ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ») ФИО1, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года рождения, уроженки дер. <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, проживающей по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, гражданки РФ,

поступившее по жалобе <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> (далее - постановление) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, указав, что образовательное учреждение не наделено полномочиями распорядителя бюджетных средств, для проведения расчета с подрядчиком ею <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> были представлены документы в Министерство образования Чувашской Республики. Денежные средства на счет отдела образования администрации <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики поступили <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, а на счет образовательного учреждения – <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и в тот же день перечислены подрядчику. Считает, что каких-либо действий, направленных на нарушение сроков оплаты по договору подряда она не допускала, несвоевременное перечисление денежных средств не связано с ее виновными действиями.

Должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО1, представитель Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР - Чувашии извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не известив о причинах не явки, не просили об отложении рассмотрения дела. При этом ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствии.

Изучив доводы жалобы, в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, рассмотрев дело в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ наступает за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, в том числе, понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальных организациях, (примечание к ст.2.4 КоАП РФ).

Отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Положениями ч.13.1 ст.34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно требованиям части 8 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан оплатить выполненные работы не более чем в течение пятнадцати дней с даты подписания им документов о приемке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 названного Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 72 БК РФ).

В силу части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со статьей 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены

На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по результатам проведенной по обращению ООО «ЛеСта Лтд» проверки соблюдения <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении <ФИО>4 образовательного учреждения ФИО1 за нарушение срока оплаты работ по муниципальному контракту от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Из муниципального контракта следует, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> между <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» в лице <ФИО>4 ФИО1 (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «ЛеСта Лтд» (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее - муниципальный контракт), предметом которого является капитальный ремонт спортивного зала <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, согласно Технического задания (Приложение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), Локального сметного расчета (Приложение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), Календарного плана (Приложение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>), являющихся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2.,2.4 муниципального контракта стоимость работ по настоящему контракту составляет 1163775 руб. 00 коп, которая оплачивается за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в сумме 1152172 руб.13 коп.; республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5787 руб.13 коп.; местного бюджета <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики 5815 руб. 74 коп., путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 15 рабочих дней по предоставлению Заказчику счета и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполнения работ и затрат (форма КС-3).

Пунктом 4.2. муниципального контракта установлен срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту - с момента заключения муниципального контракта по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> о приемке выполненных работ по форме КС-2 подписаны Заказчиком в лице <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО1 и Подрядчиком в лице исполнительного <ФИО>4 ООО «ЛеСтаЛтд» <ФИО>6<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

При этом, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> заключено дополнительное соглашение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> об увеличении цены контракта до 1280073 руб. 00 коп в связи с изменением объемов и видов выполняемых работ.

В день подписания дополнительного соглашения <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> учредителем <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» направлена заявка на предоставление средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на июль 2020 года.

Согласно выписке из лицевого счета от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> денежные средства на счет Отдела образования, социального развития, опеки и попечительства, молодежной политики, культуры и спорта администрации <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики поступили <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, а на счет <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Платежным поручением <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Заказчиком исполнена обязанность по оплате работ, выполненных согласно муниципальному контракту Подрядчиком <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, на сумму 1280073 руб. 00 коп.

С учетом положений части 13.1 статьи 34, ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе, п. 2.4 указанного контракта, дат приема-передачи выполненных Подрядчиком работ, оплата по контракту в полном объеме должна была быть произведена до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что заказчиком нарушены сроки оплаты по заключенному с ООО «ЛеСтаЛтд» муниципальному контракту.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением главы администрации <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к ФИО1 <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> назначена на должность <ФИО>4 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<ФИО>4 основная общеобразовательная школа» <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, далее переименованного в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.

Уставом <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» предусмотрено, что <ФИО>4 муниципального автономного образовательного учреждения заключает договоры в соответствии со своими полномочиями, установленными Уставом образовательного учреждения, а также использует по целевому назначению выделенные бюджетные средства.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение сроков оплаты работ при осуществлении закупок для обеспечения нужд <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» является <ФИО>4 указанного образовательного учреждения ФИО1.

Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что должностным лицом муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в его определении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Однако, органом, принявшим оспариваемое постановление, не приняты во внимание указанные нормы права и при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что должностным лицом муниципального автономного общеобразовательного учреждения принимались все зависящие от нее меры по оплате исполненного контракта, а именно, в день подписания дополнительного соглашения <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> об изменении стоимости муниципального контракта направлена заявка о выделении бюджетных средств в размере, определенным дополнительным соглашением, которые в адрес распорядителя бюджетных средств администрации <ФИО>2<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики поступили <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, т.е. за пределами установленного муниципальным контрактом срока оплаты выполненных работ, а на счет заказчика указанные суммы поступили <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и в тот же день были списаны на счет подрядчика, не решен вопрос о применении вышеприведенных положений ст.24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что доводы жалобы должностного лица заслуживают внимания и постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> подлежит отмене, и в виду отсутствия вины должностного лица <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО1 во вмененном административном правонарушении производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию, предусмотренному части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.9, 24.5 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии <ФИО>5 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО>4 «<ФИО>4 ООШ» ФИО3 по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу должностного лица ФИО1 - удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Л.В.Толстова.