ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-А-34/2021 от 14.10.2021 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №12-А-34/2021

УИД 21RS0009-02-2021-000383-15

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноармейского районного суда <ФИО>2 Республики ФИО1,

с участием заместителя прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО2, представителя должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО3 – ФИО4, представившей доверенность от 21.10.2020г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту– «КоАП РФ») в отношении должностного лица – главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО3, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года рождения, уроженца <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики, проживающего по адресу: <ФИО>2, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>,

поступившее по протесту и.о. прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО2 на постановление заместителя министра финансов <ФИО>2 Республики <ФИО>3 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя министра финансов <ФИО>2 Республики <ФИО>3 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> (далее - постановление) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики <ФИО>2 А.Н. прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения, освободив от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Не согласившись с данным постановлением, и.о. прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики принес протест, в котором просит постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение, мотивируя тем, что при принятии государственным органом решения о прекращении производства по делу основанием для прекращения в связи с малозначительностью правонарушения явился факт исполнения условий соглашения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в 2021 году и предоставления по договору социального найма многодетной семье жилья, т.е. факт устранения нарушений требований законодательства, что не может подтверждать признак малозначительности правонарушения, а в силу ст.4.1 КоАП РФ учитывается как смягчающее вину обстоятельство при назначении административного наказания.

В ходе рассмотрения протеста – заместитель прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО2 поддержал в полном объеме протест и.о. прокурора района и просил отменить постановление заместителя министра финансов <ФИО>2 Республики <ФИО>3 от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, направив дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, вновь приведя доводы жалобы.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – глава администрации ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив на судебное заседание представителя по доверенности ФИО4, которая при рассмотрении протеста прокурора, не согласилась с доводами, изложенными в протесте, и просила оставить его без удовлетворения, указав, что соглашение не исполнено в полном объеме до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по уважительным причинам, поскольку специализированный жилищный фонд формируется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан предоставлены органам местного самоуправления сельских поселений и после получения от Ильгышевского сельского поселения информации о том, что многодетная семья <ФИО>6 отказалась от различных вариантов, предложенных с целью улучшения жилищных условий, администрацией района были объявлены электронных аукционов по приобретению жилого помещения для многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, 21.10.2020г., 30.11.2020г. и 18.12.2020г., признанных несостоявшимися, что и явилось препятствием объективного характера, затрудняющим исполнение Соглашения от 27.12.2019г., в последующем жилищные условия семьи улучшены, на основании муниципального контракта от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> семье П-вых предоставлено жилое помещение, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> с данной семьей заключен договор социального найма.

Государственный орган, принявший обжалуемое решение - Министерство финансов <ФИО>2 Республики, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направило своего представителя, не известив о причинах не явки, не просило об отложении рассмотрения дела.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы протеста, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ рассмотрев дело в отсутствии должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что между Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства <ФИО>2 Республики и администрацией <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> заключено соглашение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, в соответствии с которым из республиканского бюджета <ФИО>2 Республики в 2020- 2022 годах бюджету <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики предоставляются субвенции, в том числе, на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах3 и6 части 1 статьи 11 Закона <ФИО>2 Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>г. <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О регулировании жилищных отношений» и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.1.1.2 Соглашения).

В соответствии с п.2.1.2 Соглашения бюджету района предусмотрено предоставление субвенций в 2020 году для обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей в размере 6229,3 тыс. рублей; пунктами 3.1.2 и 3.1.6 Соглашения определено, что администрация <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики выполняет все необходимые мероприятия по реализации настоящего соглашения, в том числе, обеспечивает достижение значения показателя результативности использования субвенции в 2020 году по количеству многодетных семей, имеющих пять и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма-3 семьи; в 3-х месячный срок со дня заключения настоящего Соглашения организует работу по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Между тем, согласно отчету о результатах контрольного мероприятия, утвержденному решением коллегии Контрольно- счетной палаты <ФИО>2 Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, установлено, что администрация района при использовании средств республиканского бюджета <ФИО>2 Республики на обеспечение жилыми помещениями многодетных семей по состоянию на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> условия Соглашения не выполнены, количество многодетных семей, получивших жилые помещения - 2 семьи (13 человек), кассовый расход составил в сумме 4182,6 тыс. рублей (67,1% от доведенных бюджетных назначений); администрацией Илгышевского сельского поселения жилое помещение для многодетной семьи приобретено по итогам третьего электронного аукциона (два предыдущих от 21.10.2020г. и 30.11.2020г признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие), объявленного 18.12.2020г. и признанного несостоявшимся в связи с подачей одной заявки. Муниципальный контракт на приобретение жилого помещения для многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> заключен <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, приобретенное жилое помещение передано многодетной семье <ФИО>6 по договору социального найма от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения исполняющим обязанности прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по результатам изучения отчета о результатах контрольного мероприятия, утвержденного решением коллегии Контрольно- счетной палаты <ФИО>2 Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, установившего факты нарушения бюджетного законодательства в деятельности администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО3 за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Заместителем министра финансов <ФИО>2 Республики (далее по тексту – «должностное лицо госоргана») <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> принято оспариваемое постановление, где должностное лицо госоргана, установив в действиях должного лица – главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 А.Н. наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, приняв во внимание, что главой администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 Республики ФИО3 в период действия Соглашения предпринимались действия к надлежащему исполнению условий Соглашения путем организации работы и проведения мероприятия в соответствии с условиями Соглашения по исполнению взятых на себя обязательств, признав представленную представителем должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, информацию об объявлении электронных аукционов по приобретению жилого помещения для многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, 21.10.2020г., 30.11.2020г. и 18.12.2020г., сведения о неоднократном предложении многодетной ceмье <ФИО>6 различных вариантов с целью улучшения жилищных условий (уведомления от 17.08.2020г, от 15.09.2020г.), а также сведения об исполнении Соглашения от 27.12.2019г. заключенными <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> муниципальным контрактом <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> на приобретение жилого помещения для многодетных семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей, и <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> договора социального найма <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> с многодетной семьей <ФИО>6, доказательствами наличия препятствий объективного характера, затрудняющих исполнение Соглашения и достижения показателя результативности использования субвенции в 2020 году «Количество многодетных семей, имеющих пять и более детей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам социального найма - 3 семьи», пришла к выводу о малозначительности совершенного должностным лицом правонарушения и производство по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ прекратила.

Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст.24.1 КоАП РФ являются разрешение его в соответствии с законом.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования), которые посягают на финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, и не требует наступления вредных последствий.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18, п. 18.1 постановления).

В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением, среди прочего, признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Согласно положениям Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, деятельность Правительства Российской Федерации в указанный период будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Достижение национальных целей развития Российской Федерации будет обеспечиваться реализацией государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации и входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.

Таким образом, с учетом приведенных положений норм права и разъяснений их применения, прихожу к выводу, что применяя положения ст. 2.9 КоАП РФ, должностное лицо госоргана неправомерно исходило из представленных представителем должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и приведенных выше доказательств и достижения результативности показателей использования субвенции в 2020 году, предоставлением <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> семье жилого помещения по истечения сроков, установленных в условиях Соглашения от 27.12.2019г., поскольку приведенные обстоятельства не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитываются при назначении административного наказания, установив обстоятельства, препятствовавшие своевременно выполнить условия Соглашения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> должностное лицо госоргана имело возможность учесть их при назначении размера наказания.

Также, должностным лицом госоргана не принято во внимание, что работа по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрацией района организована в нарушение сроков, установленных в п.3.1.6 Соглашения.

Более того, должностным лицом госоргана не учтено, что неисполнение условий Соглашения в приведенные в нем сроки посягает на установленный законом порядок предоставления межбюджетных трансфертов, нарушает финансовые интересы государства и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

В силу изложенного, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене, как принятого с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, с возвращением дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><ФИО>2 А.Н. на новое рассмотрение должностному лицу Министерства финансов <ФИО>2 Республики,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя министра финансов <ФИО>2 Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> ФИО3 по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Министерства финансов <ФИО>2 Республики.

Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные ст.30.9 КоАП РФ.

Судья <ФИО>7

Решение18.10.2021