ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-А57/2021 от 16.12.2021 Елецкого районного суда (Липецкая область)

РЕШЕНИЕ

16 декабря 2021 года СУДЬЯ Елецкого районного суда Липецкой области Рыжкова О.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.3 ч.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении него государственным инспектором Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3.,

Установил:

Постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН Ространснадзора от 20.10.2021 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.21.3 ч.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. В вину ФИО1 вменено движение транспортного средства (автомобиля ДАФ XF 105 460, государственный регистрационный знак ), имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Событие имело место 12.10.2021 г. в 9:24:00 на автодороге Р 119 Ливны-Елец 184 км 560 м

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд, просил отменить постановление и дело прекратить «в связи с некорректной работой бортового устройства». Сослался на то, что в момент движения транспортного средства денежные средства на его счете в системе «Платон» были, бортовое устройство включено, работало в штатном режиме, почему денежные средства не списывались с его счета, не знает, предполагает, в связи с некорректной работой прибора. 22.10.2021 г. он обратился в центр обслуживания системы «Платон», возвратив бортовое устройство.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, просивший рассмотреть жалобу в его отсутствие, не явился.

Исследовав письменные доказательства, суд находит не находит основания для отмены постановления. При этом исходит из следующего.

В силу положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В рамках административного производства подлежат выяснению вопросы о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и его виновности в совершении административного правонарушения. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.ст.1.5, 2.1, 26.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (ч.1).

В соответствии с ч.1 ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, признаваемым единым транспортным средством в соответствии с ч.4 настоящей статьи, вносится собственником (владельцем) входящего в его состав механического транспортного средства. В отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам и признаваемых едиными транспортными средствами в соответствии с ч.4 настоящей статьи, указанная плата вносится водителями, если она не внесена собственниками таких транспортных средств (ч.6.1 ст.31.1 Закона).

Согласно пп.3,4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N504, взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы. Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Собственник (владелец) транспортного средства вносит плату в соответствии с банковскими реквизитами, полученными им при регистрации в реестре, указывая номер своей расчетной записи (п.13 Правил).

Ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы определена статьей 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в том числе при фиксации правонарушений с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, и предусматривает наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей, при повторном совершении данного административного правонарушения - 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Из материалов дела следует, что 12.10.2021 г. в 9:24 час. по дороге федерального значения Р119 «Ливны-Елец» 184 км 560 м двигалось транспортное средство, имеющее разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Владельцем указанного транспортного средства (автомобиля ДАФ XF 105 460, государственный регистрационный знак ) является ФИО1

Закрепленное за данным транспортным средством бортовое устройство не функционировало в штатном режиме.

В связи с запросом суда специалистами оператора СПВ проведен анализ обстоятельств фиксации нарушения, имевшего место 12.10.2021 г., в результате которого установлено, что начисления платы (списания денежных средств с расчетной записи) по данному бортовому устройству не производилось с 04.10.2021 г. 16:50:00 по 20.10.2021 г. 08:55:41.

Данные о пройденном пути получаются от бортового устройства, и плата списывается в автоматическом режиме. Все это отражается в логистическом отчете.

В соответствии с Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504) установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляются собственником (владельцем) транспортного средства самостоятельно в соответствии с руководством пользователя бортовым устройством и проведенным оператором инструктажем (п. 95).

До начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации (п.7).

По смыслу п.п.8, 107 Правил в случае неисправности или утраты бортового устройства не во время движения владелец транспортного средства информирует об этом оператора системы взимания платы «Платон» в возможно короткие сроки и осуществляет следующие действия: вносит плату в счет возмещения вреда посредством формирования маршрутной карты; регистрирует факт утраты бортового устройства посредством личной явки в центре информационной поддержки пользователей.

Если утрата или неисправность бортового устройства обнаружена владельцем транспортного средства во время движения, то владелец транспортного средства обязан остановить транспортное средство, обратиться в колл-центр оператора системы взимания платы «Платон» и сообщить о факте неисправности или утраты бортового устройства. Оператор колл-центра: идентифицирует владельца транспортного средства на основании персонального идентификационного кода и выставляет статус «Неисправность» либо «Утрата»; определяет на основании предоставленной владельцем транспортного средства информации о его местонахождении начальную точку маршрута; оформляет маршрутную карту до конечной точки маршрута владельца транспортного средства или центра информационной поддержки пользователей на маршруте следования, в зависимости от остатка денежных средств на расчётной записи владельца транспортного средства, к которой привязано данное транспортное средство; списывает денежные средства с расчётной записи владельца транспортного средства в счет оплаты оформленной маршрутной карты; информирует владельца транспортного средства о возможности продолжить движение.

Таким образом, при обнаружении неисправности/утраты бортового устройства при движении по федеральным трассам владелец транспортного средства обязан обратиться в колл-центр, сообщить о неисправности/утрате бортового устройства и оформить маршрутную карту для продолжения движения до места стоянки/разгрузки либо до ближайшего центра информационной поддержки пользователей для возврата бортового устройства.

Движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, считается движением без внесения платы (п.12 Правил).

Согласно логистическому отчету по транспортному средству с регистрационным знаком 04.10.2021 г. оно двигалось по автомобильной дороге М4, пройденный им путь по дорогам общего пользования федерального значения составил 5.302 км.

12.10.2021 г. бортовое устройство не передало сведений о движении данного транспортного средства, тогда как оно зафиксировано на автодороге Р119 комплексом «АвтоУраган-ВСМ2», работающим в автоматическом режиме, направление движения «Афанасьево-Казаки».

Следующая фиксация начала движения автомобиля имела место 20.10.2021 г. с 08:55:41 час. до 20:39:34 час.

И только 22.10.2021 г. ФИО1 по акту возвратил ООО «РТИТС» бортовое устройство с заводским номером по мотиву некорректного списания денежных средств и наложения штрафов.

Как верно указывает должностное лицо ООО «РТИТС» в сообщении от 14.12.2021 г., в день фиксации проезда без внесения платы (12.10.2021 г.) владелец транспортного средства не сообщал оператору СВП о неисправности бортового устройства, маршрутную карту не оформлял. Наличие денежных средств в указанный временной интервал с 6 по 12 октября 2021 г. (1 434,81 руб.) не свидетельствует о внесении платы на момент фиксации транспортного средства.

Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица ЦМУГАДН суд не усматривает, равно как и наличия каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица, управлявшего транспортным средством при выключенном или неисправном бортовом устройстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.3 ч.1 КоАП РФ, вынесенное 20.10.2021 г. государственным инспектором Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья