ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-А5/19 от 28.02.2019 Елецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 12-А5/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28 февраля 2019 года с. Измалково

Судья Елецкого районного суда Липецкой области Баранов С.В., рассмотрев жалобу начальника отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области на постановление мирового судьи Измалковского судебного участка Елецкого районного судебного района Липецкой области от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области, юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, , ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Измалковского судебного участка Елецкого районного судебного района Липецкой области от 24 января 2019 года отдел опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Основанием привлечения отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области к административной ответственности послужило то, что отдел не выполнил в установленный управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области срок предписание № 19 от 27.08.2018 года.

Так, 27.08.2018 года управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области отделу опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области было вынесено предписание по устранению нарушений природоохранного законодательства. Из предписания следует, что в результате деятельности отдела опеки и попечительства при эксплуатации помещения, расположенного по адресу: <...> образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и другие отходы. Однако, паспорта, подтверждающие класс опасности данных отходов не составлены; не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; отчет 2 ТП за 2017 год не составлен и не представлен в территориальный орган Росприроднадзора в установленный законом срок. Отделу опеки и попечительства предписано в срок до 29.10.2018 года устранить вышеуказанные нарушения, а именно: подтвердить отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности. На отходы 1-4 класса опасности составить паспорт. Обеспечить учет отходов. Представить отчет 2 ТП за 2017 год, в порядке установленном законодательством.

Из акта проверки от 18.12.2018 года следует, что ни один из пунктов предписания отделом опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области не выполнен.

20.12.2018 года в отношении отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Данный протокол является основанием для принятия оспариваемого постановления мирового судьи.

Не согласившись с данным постановлением, начальник отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что согласно дополнительному соглашению № 2 от 11.10.2018 года к договору безвозмездного пользования нежилым помещением от 09.01.2017 года обязанности собственника отходов, образуемых в предоставленных по данному договору помещениях, несет арендодатель в лице МБУ «Служба по обеспечению деятельности ОМС», который также обязуется выполнять требования ФЗ от 24.06.1998 года № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Таким образом, на момент проверки исполнения предписания, указанные в предписании обязанности перешли к арендодателю помещения, что исключает ответственность отдела опеки и попечительства по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании начальник отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области ФИО1 доводы жалобы поддержала, ссылаясь на основания, изложенные в ней.

Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды.

Ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Из приведенного выше предписания следует, что в результате осуществления деятельности отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (код отхода по ФККО – 73310001724), относящийся к 4 классу опасности; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода по ФККО – 40512202605), относящиеся к 5 классу опасности; другие отходы.

Согласно ч.1, 2 ст.19 приведенного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как следует из материалов дела на момент внесения предписания отдел опеки и попечительства не вел никакой работы по определению конкретных видов отходов образующихся в результате осуществления их деятельности. Не соотнесены образуемые отходы с федеральным классификационным каталогом отходов с целью исключения необходимости подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности отходов. Не подтвердил отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности при установлении отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, при их наличии.

Как следует из приведенного предписания в процессе деятельности отдела опеки и попечительства образуется отход, который федеральным классификационным каталогом отходов отнесен к 4 классу опасности, на который не составляется паспорт.

Отделом опеки и попечительства в нарушение приведенной нормы не ведется учет отходов и не предоставляется никакой отчетности.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что требования, изложенные в предписании, являются обоснованными, а невыполнение предписания образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Начальник отдела опеки и попечительства ссылался на то, что отдел опеки и попечительства не обязан выполнять требования приведенного законодательства, так как все обязанности в этом направлении переданы МБУ «Служба по обеспечению деятельности ОМС» в рамках договора о безвозмездном пользовании нежилым помещением от 09.01.2017 года и дополнительного соглашения к нему от 11.10.2018 года.

В материалах дела имеется договор от 09.01.2018 года, согласно которому ссудодатель МБУ «Служба по обеспечению деятельности ОМС» передает в безвозмездное временное пользование нежилое помещение площадью 16,6 кв.м. отделу опеки и попечительства администрации Измалковского района. Срок безвозмездного пользования определен с 09.01.2018 года по 31.12.2018 года.

Дополнительное соглашение от 11.10.2018 года предусматривает внесение изменений и дополнений в договор безвозмездного пользования жилым помещением от 09.01.2017 года, то есть в тот договор, который окончил свое действие.

Дополнительное соглашение определяет, что обязанности собственника отходов образуемых в предоставленных по данному договору помещениях несет ссудодатель - МБУ «Служба по обеспечению деятельности ОМС», который также обязуется выполнять требования ФЗ от 24.06.1998 года № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды.

Между тем, данное дополнительное соглашение, даже применительно к существующему договору безвозмездного пользования нежилым помещениям, не могло бы освободить отдел опеки и попечительства от административной ответственности за невыполнение предписания, так как приведенные нормы возлагают обязанность выполнения приведенных мероприятий на юридическое лицо, то есть отдел опеки и попечительства.

Способ исполнения определяет само юридическое лицо, либо самостоятельно выполняет установленные законом требования, либо с привлечение сторонних организаций на договорных отношениях. Нарушение договорных отношений сторонней организацией не освобождает юридическое лицо от ответственности, а дает ей лишь право для предъявления предусмотренных законом требований к организации, не исполнившей договорных обязательств.

При изложенных обстоятельствах не имеется основания для отмены обжалуемого постановление мирового судьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Измалковского судебного участка Елецкого районного судебного района Липецкой области от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области оставить без изменения, а жалобу начальника отдела опеки и попечительства администрации Измалковского муниципального района Липецкой области представителя без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья С.В. Баранов