ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-АМ-16/2022 от 31.03.2022 Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0015-02-2022-000045-29

Дело №12-АМ-16/2022

Р Е Ш Е Н И Е

село Амга 31 марта 2022 года

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.М., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе руководителя муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» ( МКУ УСХ ) Кононова И.С., дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица - руководителя муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» ( МКУ УСХ ) Кононова И.С.,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха(Якутия) Васильевой М.С. от 07 декабря 2021 года должностное лицо - руководитель МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Кононов И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и подвергнут к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей 00 копеек.

В жалобе на вышеуказанное постановление привлекаемое лицо Кононов И.С. просит отменить постановление от 07 декабря 2021 года в отношении юридического лица и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу. В обоснование жалобы привлекаемое лицо указывает следующее: Получателями субвенций на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) (муниципальные образования) (пункт 1.4 Порядка расходования и учета субвенций). В силу пункта 2.3 указанного Порядка между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями должно быть подписано утвержденной формы соглашение об обязательствах сторон, включающее показатели эффективности использования субвенций. Обязательным условием заключения соглашения является наличие нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок и условия предоставления из местного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на поддержку сельскохозяйственного производства.

28 января 2019 г. между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и Муниципальным районом «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) было заключено соглашение № С-5/04, согласно которому муниципальный район взял на себя обязательство обеспечить целевое и эффективное использование субвенций, перечисленных Министерством. Объем бюджетных ассигнований предусмотрен в размере 201 250 000,00 (двести один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей с доведением показателя эффективности использования субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства - производства цельномолочной продукции и масла сливочного в перерасчете на сырое молоко (заготовка молока) на конец отчетного года - 5 750 000,00 кг. Дополнительными соглашениями, заключенными с Министерством сельского хозяйства PC (Я) от 24 сентября 2019 года № С-1128/04, 04 декабря 2019 года № С-1355/04 средства субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства увеличены на 9 316 685,00 руб и составили 210 566 685,00 руб. Распоряжением Главы МР «Амгинский улус (район)» от 04 декабря 2018 года № 1513 «О проведении отбора по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока», объявлен отбор получателей по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока на 2019 од.

Распоряжением Главы МР «Амгинский улус (район)» от 14 декабря 2018 года № 1552/2 «Об утверждении заготовительной организации по заготовке сырого молока на 2019 год» утверждена заготовительная организация по заготовке сырого молока на 2019 год в Амгинском улусе - сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив Амма» (далее - СППК «Амма»).

Распоряжением Главы МР «Амгинский улус (район)» от 07 февраля 2019 года № 94 объявлен отбор получателей субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Уполномоченной комиссией согласно Распоряжению Главы МР «Амгинский улус (район)» рассмотрены заявки и документы заявителя на соответствие требованиям Порядка от 02 февраля 2018 года № 16. Протоколом заседания Комиссии по отбору получателей субсидии на 2019 год из бюджета МР «Амгинский улус (район)» на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат от 14 февраля 2019 год № 1, прошедшим отбор признан СППК «Амма». С СППК «Амма» было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по производству и переработке продукции скотоводства в 2019 году от 14.02.2019 № 1 на сумму 201 250 000, 0 руб.

На основании указанного соглашения, подписанного между МКУ «УСХ» и СППК "Амма", учреждением перечислены кооперативу средства субсидии на сумму 201 250 000, 0 руб. на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства. Показатель результативности по заготовке сырого молока определен 5 750 000 кг. На основании дополнительного соглашения от 05 декабря 2019 года № С-1355/04 администрацией МР «Амгинский улус (район)» издано распоряжение от 17 декабря 2019 года № 1219 «О внесении изменений в распоряжение главы МР «Амгинский улус (район)» № 151 от 14 февраля 2019 года «Об утверждении перечня хозяйств, прошедших отбор получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства», где внесены изменения объема бюджетных ассигнований в сторону увеличения на сумму 9 316 685,00 руб и общая сумма составила 210 566 685,00 руб. Предметом данных Соглашений от 14 февраля 2019 г., от 24 сентября 2019 года № С- 1128/04, 04 декабря 2019 года № С-1355/04 является предоставление субсидии СППК «Амма» за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 678 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2017 № 40) на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.

В период с 15 июня по 13 июля 2021 года органами бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов PC (Я) была проведена выездная проверка на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 04.06.2021 № 01-04/0765 «О назначении выездной проверки в Администрации муниципального района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) за период 2019-2020 годы», в рамках выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в Администрации МР «Амгинский улус (район)» РС (Я).

Тема контрольного мероприятия проверка - соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета PC (Я) бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, в МКУ УСХ.

В ходе проверки установлено, что МКУ УСХ произведено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства на сумму 9 316 685,00 руб., а именно заготовительной организации СППК «Амма» произведена оплата за фактически не заготовленное молоко в 2019 году, направленная на оплату кредиторской задолженности за предыдущие периоды, которая должна была быть погашена за счет местного бюджета.

МКУ УСХ, направив средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на выполнение отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства на выплаты, не предусмотренные нормативными документами, допустило нецелевое использование бюджетных средств на сумму 9 316 685,00 руб. При этом, по мнению контрольного органа, вина должностного лица- руководителя МКУ УСХ состоит в том, что он не обеспечил целевое использование субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства и не предпринял зависящих от него мер по соблюдению порядков. Результаты указанной проверки были зафиксированы в соответствующем Акте встречной проверки от 13 июля 2021 г.

24 ноября 2021 г. должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) — главным контролером — ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля в отношении руководителя МКУ УСХ Кононова И.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу МКУ УСХ нарушены п.п. 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678, п. 3.20 Порядка заготовительных организаций по заготовке сырого молока на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики PC (Я), п. 2.2.11 Соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году от 28.01.2019 № С-5/04. При этом указано, что МКУ «УСХ», направив средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выплаты, не предусмотренные нормативными документами, допустило нецелевое использование бюджетных средств на сумму 9 316 685,00 руб.

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2021 г. № 1/15.14 - 2021/340, является незаконным и необоснованным.

Как следует из постановления заместителя министра финансов Pеспублики Cаха (Якутия) МКУ «УСХ» привлечен к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нарушение пункта 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций и п. 2.2.11 Соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году от 28.01.2019 № С-5/04. При этом указанным Порядком расходования и учета субвенций урегулированы межбюджетные правоотношения только между уполномоченным органом Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и получателем субвенций (муниципальным образованием) - в данном случае МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия). Соглашением от 14.02.2019 г. регулируются правоотношения между получателем субвенций (муниципальным районом) - МР «Амгинский улус (район)» и получателем бюджетных средств (субсидий) СППК «Амма».

Пунктом 2.7.3.3 указанного выше Порядка расходования и учета субвенций предусмотрено, что по направлению «Обеспечение производства и переработке продукции животноводства»: юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, определенным заготовителем сельскохозяйственной продукции в муниципальном районе (городском округе) на основании решения органа местного самоуправления по итогам конкурсного отбора - на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Вместе с тем соглашение от 14 февраля 2019 г. не содержит обязательного условия о предоставлении субсидии на возмещение части затрат только по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Пунктом 1.1 данного соглашения предусмотрено, что субсидии предоставляются за счет государственного бюджета Pеспублики Cаха (Якутия) на возмещение части затрат по производству и переработке продукции скотоводства. Также пунктом 2.2.4 Соглашения между МКУ «УСХ» и СППК «Амма» предусмотрено, что СППК «Амма» обязуется оплатить целевой займ на закуп сырого молока, согласно квитанции фактической приемки молока за ноябрь 2018 г.

Названными выше Правилами предоставления субсидии, в соответствии с которыми СППК «Амма» была предоставлена субсидия, также не предусмотрено, что субсидия предоставляется исключительно на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно данным Правилам целью предоставления субсидий является стимулирование роста производства продукции животноводства, в том числе, по направлению "Обеспечение производства и переработки продукции животноводства" субсидии предоставляются на возмещение затрат на производство и переработку продукции.

С учетом приведенных положений и установленных по делу обстоятельств, считаем недостаточно обоснованным вывод должностного лица Министерства финансов PC (Я) о виновности МКУ «УСХ» в совершении вмененного административного правонарушения только за нарушение пункта 2.2.11 Соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году от 28.01.2019 № С-5/04. При рассмотрении протокола административного правонарушения Кононов И.С. не согласился с доводами должностного лица и заявлял, что расходы на погашение целевого займа являются расходами на закуп молока, то есть направлены на возмещение затрат по производству и переработке продукции животноводства, соответствуют целям, указанным в Соглашении от 14 февраля 2019 г., являются целевым использованием средств субсидии. Из соглашения от 14.02.2019 г. и названных выше актов, на основании которых СППК «Амма» получена субсидия, не следует, что она была предоставлена только в целях оплаты молока, поставленного сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно условиям данного Соглашения субсидия предоставлена СППК «Амма» на возмещение части затрат по производству и переработке продукции скотоводства (в том числе на оплату целевого займа), что оставлено без должного внимания должностным лицом Минфина Pеспублики Cаха /Якутия/ при рассмотрении дела и вынесении постановления о назначении административного наказания.

Указанные выше доводы руководителя юридического лица - МКУ «УСХ» в ходе производства по делу фактически не исследованы. Не учтено то обстоятельство, что средства субсидии частично были потрачены на погашение целевого займа, полученного на закуп сырого молока у молокосдатчиков, то есть фактически были потрачены за возмещение части затрат по производству и переработке продукции скотоводства (животноводства). При этом, должностным лицом Минфина Pеспублики Cаха /Якутия/ в Постановлении о назначении наказания мотивы, по которым расходы на погашение целевого займа не признаны, связанными с затратами по производству и переработке продукции скотоводства (животноводства), и соответствующими целям субсидии, не приведены.

В судебном заседании представители привлекаемого лица Давыдова Н.Н., Гаврильева М.А. поддержали доводы жалобы и просят отменить постановление должностного лица в руководителя МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского района» Республики Саха (Якутия) Кононова И.С., пояснили, что МКУ «УСХ» исполнило свои обязательства на основании Соглашения между МКУ «УСХ» и СППК «Амма» от 14.02.2019 года, Приказа Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) №151 от 07 марта 2019 года, нецелевого использования бюджетных средств не имеется.

Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Барашков В.Г. просит оставить постановление об административном правонарушении без изменения, в жалобе привлекаемого лица – отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Главным контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Болотовой О.Ю. 24 ноября 2021 года в отношении должностного лица – руководителя Муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) Кононова И.С. составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 07 декабря 2021 года должностное лицо Кононов И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 00 копеек.

Должностное лицо Кононов И.С. признан виновным в следующем административном правонарушении, совершенном 18 декабря 2019 года в период с 9-00 ч. до 18-00 ч. по месту нахождения Муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) - село Амга Амгинского района Республики Саха (Якутия), ул.Партизанская 89:

По итогам встречной проверки в МКУ «УСХ Амгинского улуса», проведенной в рамках выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также исполнения соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, за 2019-2020 годы, в администрации МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) установлен факт нецелевого расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выраженное в виде направления средств субвенции в 2019 году на обязательства по заключенному соглашению с заготовительной организацией на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по производству и переработке продукции скотоводства за предыдущий год.

Соглашением от 28.01.2019 № С-5/04 о предоставлении в 2019 году субвенций из государственного бюджета PC(Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства заключенным между МР «Амгинский улус (район)» и Министерством сельского хозяйства PC(Я) (далее - Соглашение от 28.01.2019 № С-5/04) на выполнение отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства, объем бюджетных ассигнований предусмотрен в размере 201 250 000.00 руб. с доведением показателя эффективности использования субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства - производство цельномолочной продукции и масла сливочного в пересчете на сырое молоко (заготовка молока) на конец отчетного года - 5 750 000,00 кг.

Дополнительными соглашениями, заключенными с Министерством сельского хозяйства PC(Я) от 24.09.2019 №С-1128/04, 04.12.2019 №С-1355/04 средства субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства увеличены на 9 316 685.00 руб. и составили 210 566 685.00 руб. При этом показатель результативности по заготовке сырого молока на 2019 год не увеличен и составил 5 750 000,00 кг.

При уточненном плане на сумму 210 566 685,00 руб., кассовое исполнение составило 210 566 685,00 руб. или 100,0%.

Постановлением Главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 02.02.2018 №16 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, в том числе: по направлению обеспечение производства и переработка продукции животноводства (далее - Порядок).

Порядком предусмотрено: Цель предоставления субсидии - на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по закупу сырого молока в декабре предыдущего года и в январе - ноябре текущего года (пункт 2.2.1).

Условиями предоставления субсидии являются:

а)Закуп сырого молока по закупочной цене за 1 килограмм молока базисной жирности - 45 рублей (из них субсидированная часть составляет 35 рублей, закупочная 10 рублей).

б)Наличие производственных мощностей по переработке молока.

в)Заключение договоров - контрактации заготовителя с сельхозтоваропроизводителями - сельскохозяйственными организациями, индивидуальными предпринимателями (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, признанным сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (пункт 2.2.3).

В соответствии с п. 6 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678 «Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства» утвержден Порядок расходования и учета субвенций (далее - Порядок № 678).

Так, в соответствии с п. 2.1 Порядка № 678 в редакции от 10.02.2017 года, который вступил в силу 26.02.2017 года, установлено, что выделение из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субвенций муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственною производства осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.

Кроме того, согласно п. 2.7.3.3 Порядка № 678 установлено, что муниципальные образования средства субвенции по данному направлению расходуют на предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, определенным заготовителем сельскохозяйственной продукции в муниципальном районе (городском округе) на основании решения органа местного самоуправления по итогам конкурсного отбора на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Распоряжением главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 04.12.2018 года № 1513 «О проведении отбора по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока», объявлен отбор получателей по определению заготовительных организаций по заготовке сырого молока на 2019 год.

Распоряжением главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2018 года № 1552/2 «Об утверждении заготовительной организации по заготовке сырого молока на 2019 год» утверждена заготовительная организация по заготовке сырого молока на 2019 год в Амгинском улусе - СППК «Амма»

Распоряжением главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 07.02.2019 года № 94 объявлен отбор получателей субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Комиссией рассмотрены заявки и документы заявителя на соответствие требованиям Порядка от 02.02.2018 г. № 16. Протоколом заседания Комиссии по отбору получателей субсидии на 2019 год из бюджета МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат от 14.02.2019 № 1, прошедшим отбор признан СППК «Амма». Распоряжением от 14.02.2019 г. № 151 «Об утверждении перечня хозяйств, прошедших отбор получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства» утвержден получатель субсидии СППК «Амма» с объемом бюджетных ассигнований в сумме 201 250 000.0 руб. С СППК «Амма» заключено соглашение от 14.02.2019 года № 1 о предоставлении субсидии на сумму 201 250 000.0 руб. Предметом соглашения является предоставление из бюджета МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в 2019 году субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по производству и переработке продукции скотоводства.

Показатель результативности по заготовке сырого молока определен 5 750 000 кг.

На основании дополнительного соглашения от 05.12.2019 №С-1355/04 администрацией МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) издано распоряжение от 17 декабря 2019 № 1219 «О внесении изменений в распоряжение главы МР «Амгинский улус (район)» № 151 от 14.02.2019 года «Об утверждении перечня хозяйств, прошедших отбор получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение (возмещение) затрат но производству и переработке продукции скотоводства», где внесены изменения объема бюджетных ассигнований в сторону увеличения на 9 316 685.00 руб., который составил 210 566 685,00 руб.

МКУ «УСХ» заключено дополнительное соглашение от 18.12.2019 года № 74 с СППК «Амма» о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по производству и переработке продукции скотоводства на сумму 210 566 685.00 руб., или увеличением субсидии на сумму 9 316 685.00 руб. При этом показатель результативности по заготовке сырого молока на 2019 год не увеличен и составил 5 750 000 кг.

Пунктом 2.2.4 Дополнительного Соглашения от 18.12.2019 г № 74 предусмотрено оплатить полную сумму по погашению займа на закуп сырого молока за ноябрь 2018 г., т.е. на оплату расходных обязательств прошлых лет на общую сумму 9 316 685.00 руб.

Вина должностного лица состоит, как следует из постановления, в том, что руководитель МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) Кононов И.С. не обеспечил целевое использование бюджетных средств и не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу требований статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 года №678 «Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства», действовавшим в 2019 году, уполномоченным органом по финансированию (администрированию) субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства являлось Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). В 2019 году в соответствии с Соглашением от 28 января 2019 года №С-5/04 муниципальному района «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на вышеуказанные цели была предоставлена субвенция в размере 201.250.000 рублей 00 копеек. Позднее дополнительными соглашениями сумма субвенции была увеличена и составила 210.566.685 рублей 00 копеек. Субвенция предназначалась для возмещения затрат заготовительных организаций на закуп сырого молока. Проводился конкурсный отбор заготовительных организаций на получение средств государственного бюджета в виде субсидий. Распоряжением Главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 07 февраля 2019 года № 94 объявлен отбор получателей субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства и прошедшим отбор признан СППК «Амма». С СППК «Амма» заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по производству и переработке продукции скотоводства в 2019 году от 14.02.2019 № 1 на сумму 201 250 000, 0 руб. На основании указанного соглашения, подписанного между МКУ «УСХ» и СППК "Амма", МКУ «УСХ» перечислило кооперативу средства субсидии на сумму 201 250 000, 0 руб. на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства. На основании дополнительного соглашения от 05 декабря 2019 года № С-1355/04 Администрацией МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) издано распоряжение от 17 декабря 2019 года № 1219 «О внесении изменений в распоряжение главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) № 151 от 14 февраля 2019 года «Об утверждении перечня хозяйств, прошедших отбор получателей субсидии и объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству и переработке продукции скотоводства», где внесены изменения объема бюджетных ассигнований в сторону увеличения на сумму 9 316 685,00 руб. и общая сумма составила 210 566 685,00 руб. Предметом данных Соглашений от 14 февраля 2019 г., от 24 сентября 2019 года № С- 1128/04, 04 декабря 2019 года № С-1355/04 является предоставление субсидии СППК «Амма» за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 678 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2017 № 40) на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.

07 марта 2019 года заместителем министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) издан приказ №151, которым утверждены объемы заготовленного молока, не обеспеченные из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), образовавшиеся на 01 января 2019 года. На обеспечение объемов? согласно приложения №1 к данному приказу, направлены средства из предусмотренных бюджетных ассигнований на наделение органов местного самоуправления муниципальных районов им городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства на 2019 год по направлению « Обеспечение производства и переработки продукции животноводства». Пунктом 2 приказа предусмотрено направление муниципальному району «Амгинский улус» бюджетных средств на сумму 13.000.115,50 рублей.

Суд полагает, что юридическим лицом - МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) не допущено использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, т.е. нецелевое использование, поскольку вышеуказанными приказом Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) предусмотрено направление средств субсидии на 2019 год, в т.ч. на возмещение затрат заготовительных организаций на закуп сырого молока, необеспеченных по состоянию на 01 января 2019 года (за ноябрь 2018 года). Принимая во внимание то, что средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицом использованы на основании распоряжений главы МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), приказа Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), которыми предусмотрено направление средств субсидии на 2019 год, в т.ч. на возмещение затрат заготовительных организаций на закуп сырого молока, необеспеченных по состоянию на 01 января 2019 года (за ноябрь 2018 года), его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ. Поскольку в действиях юридического лица суд не находит состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, то суд также не находит состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей, в действиях должностного лица- руководителя МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) Кононова И.С. При таких обстоятельствах, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) №1/15.14 -2021/340 от 07 декабря 2021 года в отношении должностного лица- руководителя МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) Кононова И.С. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха(Якутия) №1/15.14-2021/340 от 07 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица- руководителя МКУ «Управление сельского хозяйства Амгинского улуса» Республики Саха (Якутия) Кононова И.С. отменить, производство по делу об административном правонарушении статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу по делу об административном правонарушении - удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня его получения.

Судья Афанасьева Т.М.