ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-Ч-11/19 от 18.10.2019 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

№12-Ч-11/2019

уид 21RS0019-02-2019-000264-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Красные Четаи

Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики Михайлов Ю.И.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Афанасьевой Т.И., представителя административной комиссии при администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО3,

рассмотрев жалобу Афанасьевой Татьяны Ивановны на постановление административной комиссии при администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ее к административной ответственности по ч.1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»

У с т а н о в и л:

Постановлением административной комиссии при администрации Красночетайского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Афанасьева Т.И. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" к административному штрафу в размере <данные изъяты> руб..

Афанасьева Т.И. обжаловала указанное выше постановление. Она просит отменить указанное постановление как незаконное и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении нее. В жалобе она указывает, что в качестве основания для привлечения ее к административной ответственности комиссия ссылается на пункт 3.1., 3.7 постановления администрации Красночетайского района от 05 апреля 2019 года №102, которым утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района. Постановление от 05 апреля 2019 года №102 не размещен на официальном сайте администрации района в полном формате, имеется лишь текст самого постановления, что исключает возможность ознакомления с его содержанием неограниченным кругом лиц в полном объеме. В этой связи в виду несоблюдения требований ст. 15 Конституции Российской Федерации и статей 46 и 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный нормативный правовой акт не может применяться. Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. В силу частей 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ принято с превышением предоставленных органам местного самоуправления полномочий, в связи с чем нормативный правовой акт не подлежит применению. Также административная комиссия ссылается на постановление администраций района от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района. Однако, применительно к земельным участкам, зданиям, строениям, сооружениям, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, на территории Штанашского сельского поселения, в указанном нормативном правовом акте схема размещения нестационарных торговых объектов отсутствует. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие размещение ею автомашины, с которой осуществлялась продажа товаров на территории, принадлежащей муниципальному образованию. Сведений о том, что земельный участок находится в муниципальной собственности, не имеется. Тем самым, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отсутствует. В силу п.4,6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. Однако в чем конкретно выразились ее виновные действия в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не указано. Кроме того, что она занималась реализацией товаров с автомашины. В этой связи полагает, что указанному виду торговли не может быть применена схема размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения применяется только собственно для нестационарных торговых объектов, развозная и разносная торговля осуществляются не на основании схемы размещения. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года №733, разработана для руководства в работе Методические рекомендации по совершенствованию правого регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации. Указанными Методическими рекомендациями установлены особенности осуществления развозной торговли, где определено, что развозная торговля не относятся к нестационарной торговле и не включается в схему размещения НТО.

Заместитель председателя административной комиссии, возражая против жалобы Афанасьевой Т.И., представила в суд отзыв на жалобу. Она считает жалобу необоснованной по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ продавец - кассир ООО «Паркер-Н» Афанасьева Т.И., находясь в <адрес>, разместила автолавку по <адрес>, на краю проезжей части, что подтверждается протоколом об административном правонарушении, показаниями свидетелей и материалами фотоотчета. Постановлением администрации Красночетайского района от 05 апреля 2019 года №102 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района Чувашской Республики (далее - Порядок). Согласно пункту 3.1 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), утвержденной постановлением от 14 апреля 2017 года № 158. Пунктом 3.7 Порядка не допускается размещение нестационарных торговых объектов: в местах, не включенных в Схему; размещение временных конструкций, предназначенных для хранения бахчевых культур, отдельно от нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков); размещение у нестационарных торговых объектов столиков, стульев, зонтиков и других подобных объектов; в полосах отвода автомобильных дорог; в арках зданий, на газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных), на дворовых территориях, на земельных участках
многоквартирных жилых домов, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара, на тротуарах шириной менее 3 метров; ближе 5 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов; на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций; под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами; на расстоянии менее 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов дворовых уборных, выгребных ям; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения колодцы, краны, гидранты и т.д.). Согласно протоколу об административном правонарушении Афанасьева Т.И. разместила нестационарный торговый объект (автолавка) вне схемы размещения нестационарных торговых объектов, т.е. по <адрес>. В жалобе указано, что постановление администрации Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ не размещена на официальном сайте администрации Красночетайского района в полном формате, а имеется лишь текст самого постановления, что исключает возможность ознакомления с его содержанием неограниченным кругом лиц в полном объеме. Однако согласно пункту 4 статьи 6 Устава Красночетайского района муниципальные правовые акты Красночетайского района, имеющие нормативный характер, публикуются в информационном издании «Вестник Красночетайского района» в течение 10 дней со дня их принятия, если иное не установлено настоящим уставом. Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденный постановлением администрации Красночетайского района от 05 апреля 2019 года № 102, опубликован в информационном издании «Вестник Красночетайского района» от ДД.ММ.ГГГГ. В жалобе указано, что постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ принято с превышением предоставленных полномочий, в связи с чем нормативный акт не подлежит применению. Однако постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ прошло оценку регулирующего воздействия. Согласно заключению об оценке регулирующего воздействия проекта указанного постановления данный проект постановления разработан в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренцию», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», приказом Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов», Уставом Красночетайского района Чувашской Республики. В жалобе указано, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республики», отсутствует. Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Также в соответствие с пунктом 2 статьи 3.3 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 3.2 постановления администрации района от 05 апреля 2019 года № 102 Схема разрабатывается на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики направило письмо с указанием нормативов обеспеченности населения Чувашской Республики площадью торговых объектов. В указанном письме норматив по Штанашскому сельскому поселению составляет 3 торговых объекта фактически в Штанашском сельском поселении 5 торговых объектов 2 из них в селе Штанаши. На территории <адрес> данная Схема размещения нестационарных торговых объектов отсутствует, в связи с достаточностью минимальных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов. В жалобе указано, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. Однако в чем конкретные выразились ее виновные действия в протоколе и в постановлении не указано. Однако в протоколе об административном правонарушении указана дата, время совершения административного правонарушения, конкретное место, а именно: <адрес>, а также указано основание привлечения к административной ответственности, а именно: Афанасьева Т.И. с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объемов, утвержденная постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, разместила нестационарный торговый объект по <адрес>. В жалобе указано, что Афанасьева Т.И. занималась реализацией товаров с автомашины, в этой связи полагает, что указанному виду торговли не может быть применена схема размещения нестационарных торговых объектов. Однако в соответствие с абзацем 9 пункта 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района Чувашской Республики к нестационарным торговым объекта относится мобильный киоск, автомагазин (торговый автофургон, автолавка) - нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное или транспортное средство (прицеп полуприцеп) с размещенным в кузове торговым оборудованием, при условии образования в результате его остановки (или установки) одного или нескольких рабочих мест продавцов, на котором(ых) осуществляют предложение товара, их отпуск и расчет с покупателем. Постановление администрации Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Красночетайского района Чувашской Республики» опубликовано в информационном издании «Вестник Красночетайского района», до принятия нормативный акт прошел оценку регулирующего воздействия, не опротестован, не обжалован и распространяется на всей территории Красночетайского района Чувашской Республики. На основании изложенного просит отказать в отмене постановления административной комиссии при администрации Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Афанасьевой Т.И..

В ходе судебного заседания Афанасьева Т.И. свои доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель административной комиссии при администрации Красночетайского района Чувашской Республики ФИО3, возражая против удовлетворения жалобы, привел доводы, указанные в указанном выше возражении на жалобу.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года №22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в соответствии с федеральным законодательством установлена административная ответственность за отдельные виды правонарушений, совершаемых гражданами, должностными и юридическими лицами в Чувашской Республике.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч руб.; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч руб..

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 минут Афанасьева Т.И., являясь продавцом - кассиром, разместила нестационарный торговый объект (автолавка) в <адрес> возле <адрес> нарушением схемы размещения НТО на территории Красночетайского района, утвержденной постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушила пункт 3.1, 3.7 Порядка размещения НТО на территории Красночетайского района, утвержденного постановлением администрации Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ.

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Афанасьевой Т.И. материалы переданы на рассмотрение административной комиссии при администрации Красночетайского района Чувашской Республики.

Административная комиссия, усмотрев в действиях Афанасьевой Т.И. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", вынесла постановление по делу об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года №39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.

Факт совершения Афанасьевой Т.И. вмененного ей административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных административным органом при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении административного органа сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Афанасьевой Т.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года №22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".

При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ административной комиссией установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Доводы жалобы заявителя о том, что развозная торговля не относится к нестационарной торговле и не включается в схему размещения НТО, являются несостоятельными, так как согласно пункт 2.1 постановления администрации Красночетайского района от ДД.ММ.ГГГГ к нестационарным торговым объектам относятся, в том числе мобильный киоск, автомагазин (торговый автофургон, автолавка) - нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное или транспортное средство (прицеп, полуприцеп) с размещенным в кузове торговым оборудованием, при условии образования в результате его остановки (или установки) одного или нескольких рабочих мест продавцов, на котором(ых) осуществляют предложение товаров, их отпуск и расчет с покупателями;

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности состоявшегося по делу постановления, жалоба не содержит.

Административное наказание Афанасьевой Т.И. назначено в пределах санкции указанной выше статьи Закона Чувашской Республики и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену состоявшегося постановления, при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление административной комиссии при администрации Красночетайского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении Афанасьевой Татьяны Ивановны оставить без изменения, а жалобу Афанасьевой Т.И. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.И. Михайлов