Дело №12-К-14/2023
УИД 21RS0020-02-2023-000204-98
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление по делу
об административном правонарушении
3 июля 2023 года село Комсомольское
Судья Яльчикского районного суда Чувашской Республики ФИО4,
с участием заместителя прокурора ... Чувашской Республики ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора ... Чувашской Республики на постановление административной комиссии Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец ... Чувашской АССР, зарегистрированный и проживающий по адресу: Чувашская Республика, ...А, ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения (в деле сведений нет),
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республики», и, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, выслушав доводы лица, привлеченного к административной ответственности,
установил:
Постановлением административной комиссии Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республики», и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В протесте, поданном в районный суд ДД.ММ.ГГ после получения постановления административной комиссии Комсомольского муниципального округа ДД.ММ.ГГ, прокурор ... Чувашской Республики просит об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу в отношении ФИО1, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как видно из Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42914082010313, сформированного на официальном сайте Почты России, копия постановления административной комиссии Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГ не получена, срок хранения истекает ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, сроки обжалования (принесения протеста) не истекли, поскольку указанное постановление считается не вступившим в законную силу.
ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.
Согласно сведениям в ФГИС «ЕГР ЗАГС», представленным начальником отдела ЗАГС администрации Комсомольского муниципального округа, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГ (л.д.14).
Председатель административной комиссии Комсомольского муниципального округа ФИО2 просил о рассмотрении протеста прокурора в его отсутствие, о чем указано в письменных возражениях (л.д.9).
Административное дело по протесту прокурора рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 поддержал протест прокурора и просит его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за сжигание мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования (в том числе на дорогах, проездах, тротуарах и пешеходных дорожках), кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления муниципальных и городских округов, если эти действия не влекут ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №190-ФЗ под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГ№-ст введен в действие «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», согласно пункту 2.5.2 которого под кладбищем понимается объект похоронного назначения, предназначенный для погребения останков и праха умерших или погибших. Кладбище состоит из различных функционально - ¬территориальных зон. Территории и объекты, не являющиеся местами погребения, формируют имущественный комплекс кладбища.
Пунктом 2.11 ГОСТ 32609-2014 под местом погребения и захоронения понимается часть пространства объекта похоронного назначения (кладбища, крематория, колумбария, иного здания/сооружения для погребения), предназначенная для проведения обрядовых действий по захоронению останков умерших или погибших, праха и урн с прахом, специально организованная в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями, пунктом 2.11.2 под местом захоронения - часть пространства объекта похоронного назначения (кладбища, колумбария и т.п.), предназначенная для захоронения останков или праха умерших или погибших. Места захоронения организуются в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, зданий-кладбищ, колумбарных ниш, специальных участков для развеивания праха.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, не вся территория кладбища является территорией общего пользования, в частности к территории общего пользования не относятся места погребения и захоронения. Действительно, решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении Правил благоустройства территории Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики» и согласно пункту 2.11 указанных Правил на территории общего пользования запрещается сжигание отходов производства и потребления, сухой травы и иной растительности, тополиного пуха.
В то же время, решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ утверждены новые Правила благоустройства территории Урмаевского сельского поселения района (далее - Правила), которым признано утратившим силу (согласно тексту решения) решение собрания депутатов Комсомольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№а «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории Комсомольского сельского поселения».
При этом в тексте решения допущена явная техническая ошибка, поскольку решением собрания депутатов Комсомольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№а утверждены Правила землепользования и застройки территории Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики.
Поскольку решение Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении Правил благоустройства территории Урмаевского сельского поселения района» и сами Правила введены в действие более поздней датой, нежели решение от ДД.ММ.ГГ№, а также с учетом того, что в Правила от ДД.ММ.ГГ вносились изменения решениями Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ№; ДД.ММ.ГГ№, именно данные Правила подлежали применению в указанных правоотношениях.
Между тем, данные Правила (от ДД.ММ.ГГ) не устанавливают места и (или) способы сжигания мусора, опавшей листвы, сухой травы, частей деревьев и кустарников, тары, строительных материалов, разведение костров на озелененных территориях, территориях общего пользования (в том числе на дорогах, проездах, тротуарах и пешеходных дорожках).
Согласно Правилам, к общественным пространствам отнесены территории общего пользования соответствующего функционального назначения (в том числе площади, улицы, пешеходные зоны, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, парки, бульвары и др.), которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Как видно из анализа положений пунктов 2.11 Правил, утвержденных ДД.ММ.ГГ, и Правил, утвержденных ДД.ММ.ГГ, на что сделана ссылка в постановлении по делу об административном правонарушении, они отличаются друг от друга по содержанию.
Таким образом, в данном случае административной комиссии следовало руководствоваться Правилами, утвержденными решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ (с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГ№ и от ДД.ММ.ГГ№).
В то же время при производстве по делу об административном правонарушении конкретное место сжигания ФИО1 сухой травянистой растительности и опавших листьев ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении комиссии не конкретизировано, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, является ли место сжигания травы ФИО1 территорией общего пользования либо нет.
Кроме того, в описательно-мотивировочной части постановления приведена недействующая формулировка диспозиции части 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», поскольку Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики» слово «поселение» из указанной диспозиции исключено.
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», а поскольку предоставленные законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны, сомнения в виновности последнего применительно к обстоятельствам данного дела, а также положениям статьи 1.5 КоАП РФ являются неустранимыми.
По изложенным выше основаниям доводы председателя административной комиссии Комсомольского муниципального округа ФИО2 о необходимости применения пункта 2.11 Правил, утвержденных решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№, при действующих Правилах, утвержденных решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения ... Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ (с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГ№ и от ДД.ММ.ГГ№), нельзя признать законными и обоснованными.
Тот факт, что Правила, утвержденные решением Собрания депутатов Урмаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ№, не исключены из федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГ№ «Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», на что ссылается председатель административной комиссии Комсомольского муниципального округа ФИО2 в своих письменных возражениях (л.д.9,10), при рассмотрении данного административного дела правового значения не имеет, и свидетельствует лишь о бездействии муниципального органа при работе с муниципальными нормативными правовыми актами.
При изложенных обстоятельствах постановление административной комиссии Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Следует отметить, что начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в том числе, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГ (пункт 8).
Руководствуясь статьями 30.1, 30.7, 30.10, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление административной комиссии Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ№ «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Яльчикский районный суд ЧР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО4