ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-П32/2020П от 02.10.2020 Россошанского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ Дело №12-п32/2020пгт. Подгоренский 02 октября 2020 годаСудья Россошанского районного суда Воронежской области Ендовицкая А.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ЗАО «Подгоренский цементник», по доверенности, /Сычева Н.Ю./, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора ЗАО «Подгоренский цементник» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Подгоренский цементник» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей за то, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 34,6 га, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - проведены работы, связанные с добычей полезных ископаемых - цементного сырья, верхний плодородный слой и ниже лежащие плодородные слои сняты и перемещены в хранилище, отработана некоторая часть полезной толщи ископаемых, площадь занятая работами, в границах участка составляет около 28,5 га; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 205,46 га, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - в южной части граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , также проведены работы, связанные с добычей и подготовкой к добыче полезного ископаемого (цементного сырья) - на площади около 30,5 га, при этом в южной части нарушенных земель в границах участка добыча уже ведется, в северной части проведены подготовительные работы - снят верхний плодородный слой почвы и складирован в бурт. Нарушение земель является одним из основных типов деградации почв и земель. Оно представляет собой механическое разрушение почвенного покрова. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность. То есть, в нарушение требований законодательства, ст.13,42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», на принадлежащих обществу земельных вышеуказанных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и были проведены работы, в результате которых произошло разрушение верхнего плодородного слоя почвы; возврат нарушенных земель в сельскохозяйственный оборот возможен только после проведения мероприятий по рекультивации. Таким образом, Закрытым акционерным обществом «Подгоренский цементник» не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия но улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Генеральный директор ЗАО «Подгоренский цементник» ФИО3, не оспаривая факта нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, но считая его вынесенным без учета определенных обстоятельств, изложенных в жалобе и касающихся месторасположения земельных участков, которые располагаются на Подгоренском месторождении мергеля, песка, мела (участок «ОльховЛог») и того, ЗАО «Подгоренский цементник» имеет лицензию на право пользования недрами, выданную Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, на открытую разработку указанного месторождения, а также относительно того обстоятельства, что общество ведет работу по переводу данных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…» (л.д.5-11 тома №1), а также без учета того, что общество находится в тяжелом финансовом положении (согласно бухгалтерскому балансу общества непокрытый убыток на ДД.ММ.ГГГГ, это последняя отчетная дата, составлял -<данные изъяты> руб., кредиторская задолженность предприятия составляет <данные изъяты> руб., без учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность (признание Обществом вины, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие факта причинения вреда или возникновения его угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, непричинение имущественного ущерба, а также принятие Обществом мер по переводу земельных участков из одной категории земель в другую), обратился в начале, ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Воронежской области с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит об отмене или изменении вышеуказанного постановления и смягчении назначенного юридическому лицу- ЗАО «Подгоренский цементник» административного наказания, с назначением штрафа в размере менее минимального размера, установленного санкцией статьи. Также, представитель ЗАО «Подгоренский цементник» /Сычева Н.Ю./ в ходатайстве о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в Арбитражный суд Воронежской области (л.д.2-3 тома №2) дополнительно указала, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (09 января 2020 года в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определению Арбитражного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ дело в месте с вышеуказанной жалобой было передано на рассмотрение в Воронежский областной суд, а согласно определению судьи Воронежского областного суда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ дело с жалобой было направлено для рассмотрения в Россошанский районный суд Воронежской области и поступило в производство судьи Россошанского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ЗАО «Подгоренский цементник», по доверенности, /Сычева Н.Ю./, доводы жалобы в судебном заседании полностью поддержала, просит отменить или изменить вышеуказанное постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размер назначенного обществу наказания, уменьшив сумму штрафа, учитывая исключительные обстоятельства по делу. Также, /Сычева Н.Ю./ дополнительно пояснила, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (09 января 2020 года в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям), в судебное заседание не явился, представитель по доверенности ФИО2 обратилась в суд с письменным ходатайством (по факсу) о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (л.д.51-53 тома №2). В феврале 2020 года при нахождении материалов дела в Арбитражном суде Воронежской области в суд был представлен отзыв на заявление об отмене постановления по делу об административном правонарушении представителя Управления ФИО2, в котором было указано, в частности, что производство по делу должно быть прекращено, так как неподведомственно арбитражным суда (л.д.49-50 тома №1).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ЗАО «Подгоренский цементник» судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности. Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. N 1, Управление является уполномоченным органом на проведение земельного надзора по соблюдению требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Как следует из материалов дела, в ЗАО «Подгоренский цементник» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства, а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 34,6 га, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - проведены работы, связанные с добычей полезных ископаемых - цементного сырья, верхний плодородный слой и ниже лежащие плодородные слои сняты и перемещены в хранилище, отработана некоторая часть полезной толщи ископаемых, площадь занятая работами, в границах участка составляет около 28,5 га; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 205,46 га, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - в южной части граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , также проведены работы, связанные с добычей и подготовкой к добыче полезного ископаемого (цементного сырья) - на площади около 30,5 га, при этом в южной части нарушенных земель в границах участка добыча уже ведется, в северной части проведены подготовительные работы - снят верхний плодородный слой почвы и складирован в бурт. То есть, в нарушение требований законодательства, ст.13,42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», на принадлежащих обществу земельных вышеуказанных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и были проведены работы, в результате которых произошло разрушение верхнего плодородного слоя почвы; возврат нарушенных земель в сельскохозяйственный оборот возможен только после проведения мероприятий по рекультивации. Таким образом, юридическим лицом не проявлено было той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах вышеуказанных земельных участков и установлено невыполнение ЗАО «Подгоренскийцементник» требований и обязательных мероприятий но улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Факт совершения ЗАО «Подгоренский цементник» административного правонарушения подтверждается распоряжением Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям о проведении внеплановой выездной проверки ЗАО «Подгоренский цементник» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75 тома №1), решением о согласовании проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76 тома №1), уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки (л.д.77 тома №1), актом административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143-145), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и не выполняются установленные законом требования и обязательные мероприятия и имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, а также об устранении нарушения выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118-123 тома №1), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.124-126), содержащий письменные объяснения ген.директора ЗАО «Подгоренский цементник» ФИО3 о том, что предприятие работает строго в границах горного отвода на арендованных земельных участках, на добычу полезных ископаемых имеется лицензия, все необходимые материалы по переводу земель с/х назначения в земли промышленности начаты своевременно и ведутся еще с 2016 года, однако по факту процесс перевода существенно затянулся; не отрицается этот факт и в жалобе на постановление, и представителем общества в суде.

Постановление о привлечении ЗАО «Подгоренский цементник» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая то, что вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами и располагаются на Подгоренском месторождении мергеля, песка, мела (участок «ОльховЛог») и предприятие работает строго в границах горного отвода на арендованных земельных участках, ЗАО «Подгоренский цементник» имеет лицензию на право пользования недрами, выданную Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, на открытую разработку указанного месторождения (л.д.16 тома №1), все необходимые материалы по переводу данных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…» были начаты обществом своевременно и ведутся еще с 2016 года по настоящее время (многочисленные ходатайства общества в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о переводе земель из одной категории в другую и ответы на них, а также календарный план раздела и перевода на л.д.24-40 тома №1); а также отсутствие существенного вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, судья находит данные обстоятельства исключительными, связанными с характером совершенного правонарушения и его последствиями, с тяжелым имущественным и финансовым положением общества, которое подтверждено документально (согласно бухгалтерскому балансу общества на л.д.22-23 непокрытый убыток на ДД.ММ.ГГГГ составлял -<данные изъяты> руб., кредиторская задолженность предприятия составляет <данные изъяты> руб.) и приходит к выводу о возможности снижения назначенного ЗАО «Подгоренский цементник» штрафа в соответствии с положениями ч.3, ч.3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, установленного санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ниже половины минимального размера ч.3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно: до 100000 рублей. При этом суд учитывает также то обстоятельство, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела на 5-10 тома №2. Более того, доказательств того, что ранее ЗАО «Подгоренский цементник» привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,- не представлено и это судья признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность, как и признание обществом своей вины; обстоятельств же, отягчающих административную ответственность по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества «Подгоренский цементник» в части назначенного наказания изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 100000 рублей. В остальной части постановление вышеуказанного должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ендовицкая А.В.

РЕШЕНИЕ Дело №12-п32/2020пгт. Подгоренский 02 октября 2020 годаСудья Россошанского районного суда Воронежской области Ендовицкая А.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ЗАО «Подгоренский цементник», по доверенности, /Сычева Н.Ю./, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора ЗАО «Подгоренский цементник» на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Подгоренский цементник» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей за то, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 34,6 га, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - проведены работы, связанные с добычей полезных ископаемых - цементного сырья, верхний плодородный слой и ниже лежащие плодородные слои сняты и перемещены в хранилище, отработана некоторая часть полезной толщи ископаемых, площадь занятая работами, в границах участка составляет около 28,5 га; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 205,46 га, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - в южной части граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , также проведены работы, связанные с добычей и подготовкой к добыче полезного ископаемого (цементного сырья) - на площади около 30,5 га, при этом в южной части нарушенных земель в границах участка добыча уже ведется, в северной части проведены подготовительные работы - снят верхний плодородный слой почвы и складирован в бурт. Нарушение земель является одним из основных типов деградации почв и земель. Оно представляет собой механическое разрушение почвенного покрова. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность. То есть, в нарушение требований законодательства, ст.13,42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», на принадлежащих обществу земельных вышеуказанных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и были проведены работы, в результате которых произошло разрушение верхнего плодородного слоя почвы; возврат нарушенных земель в сельскохозяйственный оборот возможен только после проведения мероприятий по рекультивации. Таким образом, Закрытым акционерным обществом «Подгоренский цементник» не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия но улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Генеральный директор ЗАО «Подгоренский цементник» ФИО3, не оспаривая факта нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, но считая его вынесенным без учета определенных обстоятельств, изложенных в жалобе и касающихся месторасположения земельных участков, которые располагаются на Подгоренском месторождении мергеля, песка, мела (участок «ОльховЛог») и того, ЗАО «Подгоренский цементник» имеет лицензию на право пользования недрами, выданную Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, на открытую разработку указанного месторождения, а также относительно того обстоятельства, что общество ведет работу по переводу данных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…» (л.д.5-11 тома №1), а также без учета того, что общество находится в тяжелом финансовом положении (согласно бухгалтерскому балансу общества непокрытый убыток на ДД.ММ.ГГГГ, это последняя отчетная дата, составлял -<данные изъяты> руб., кредиторская задолженность предприятия составляет <данные изъяты> руб., без учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность (признание Обществом вины, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие факта причинения вреда или возникновения его угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, непричинение имущественного ущерба, а также принятие Обществом мер по переводу земельных участков из одной категории земель в другую), обратился в начале, ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Воронежской области с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит об отмене или изменении вышеуказанного постановления и смягчении назначенного юридическому лицу- ЗАО «Подгоренский цементник» административного наказания, с назначением штрафа в размере менее минимального размера, установленного санкцией статьи. Также, представитель ЗАО «Подгоренский цементник» /Сычева Н.Ю./ в ходатайстве о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в Арбитражный суд Воронежской области (л.д.2-3 тома №2) дополнительно указала, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (09 января 2020 года в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определению Арбитражного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ дело в месте с вышеуказанной жалобой было передано на рассмотрение в Воронежский областной суд, а согласно определению судьи Воронежского областного суда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ дело с жалобой было направлено для рассмотрения в Россошанский районный суд Воронежской области и поступило в производство судьи Россошанского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ЗАО «Подгоренский цементник», по доверенности, /Сычева Н.Ю./, доводы жалобы в судебном заседании полностью поддержала, просит отменить или изменить вышеуказанное постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размер назначенного обществу наказания, уменьшив сумму штрафа, учитывая исключительные обстоятельства по делу. Также, /Сычева Н.Ю./ дополнительно пояснила, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (09 января 2020 года в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям), в судебное заседание не явился, представитель по доверенности ФИО2 обратилась в суд с письменным ходатайством (по факсу) о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (л.д.51-53 тома №2). В феврале 2020 года при нахождении материалов дела в Арбитражном суде Воронежской области в суд был представлен отзыв на заявление об отмене постановления по делу об административном правонарушении представителя Управления ФИО2, в котором было указано, в частности, что производство по делу должно быть прекращено, так как неподведомственно арбитражным суда (л.д.49-50 тома №1).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ЗАО «Подгоренский цементник» судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности. Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. N 1, Управление является уполномоченным органом на проведение земельного надзора по соблюдению требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Как следует из материалов дела, в ЗАО «Подгоренский цементник» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства, а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 34,6 га, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - проведены работы, связанные с добычей полезных ископаемых - цементного сырья, верхний плодородный слой и ниже лежащие плодородные слои сняты и перемещены в хранилище, отработана некоторая часть полезной толщи ископаемых, площадь занятая работами, в границах участка составляет около 28,5 га; на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 205,46 га, разрешенное использование -для сельскохозяйственного производства, находящегося в пользовании у ЗАО «Подгоренский цементник» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, (номер и дата государственной регистрации - от ДД.ММ.ГГГГ) - в южной части граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , также проведены работы, связанные с добычей и подготовкой к добыче полезного ископаемого (цементного сырья) - на площади около 30,5 га, при этом в южной части нарушенных земель в границах участка добыча уже ведется, в северной части проведены подготовительные работы - снят верхний плодородный слой почвы и складирован в бурт. То есть, в нарушение требований законодательства, ст.13,42 Земельного кодекса РФ, ст.8 ФЗ от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», на принадлежащих обществу земельных вышеуказанных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и были проведены работы, в результате которых произошло разрушение верхнего плодородного слоя почвы; возврат нарушенных земель в сельскохозяйственный оборот возможен только после проведения мероприятий по рекультивации. Таким образом, юридическим лицом не проявлено было той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах вышеуказанных земельных участков и установлено невыполнение ЗАО «Подгоренскийцементник» требований и обязательных мероприятий но улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Факт совершения ЗАО «Подгоренский цементник» административного правонарушения подтверждается распоряжением Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям о проведении внеплановой выездной проверки ЗАО «Подгоренский цементник» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75 тома №1), решением о согласовании проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76 тома №1), уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки (л.д.77 тома №1), актом административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143-145), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и не выполняются установленные законом требования и обязательные мероприятия и имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, а также об устранении нарушения выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118-123 тома №1), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.124-126), содержащий письменные объяснения ген.директора ЗАО «Подгоренский цементник» ФИО3 о том, что предприятие работает строго в границах горного отвода на арендованных земельных участках, на добычу полезных ископаемых имеется лицензия, все необходимые материалы по переводу земель с/х назначения в земли промышленности начаты своевременно и ведутся еще с 2016 года, однако по факту процесс перевода существенно затянулся; не отрицается этот факт и в жалобе на постановление, и представителем общества в суде.

Постановление о привлечении ЗАО «Подгоренский цементник» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая то, что вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами и располагаются на Подгоренском месторождении мергеля, песка, мела (участок «ОльховЛог») и предприятие работает строго в границах горного отвода на арендованных земельных участках, ЗАО «Подгоренский цементник» имеет лицензию на право пользования недрами, выданную Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, на открытую разработку указанного месторождения (л.д.16 тома №1), все необходимые материалы по переводу данных земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи…» были начаты обществом своевременно и ведутся еще с 2016 года по настоящее время (многочисленные ходатайства общества в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о переводе земель из одной категории в другую и ответы на них, а также календарный план раздела и перевода на л.д.24-40 тома №1); а также отсутствие существенного вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, судья находит данные обстоятельства исключительными, связанными с характером совершенного правонарушения и его последствиями, с тяжелым имущественным и финансовым положением общества, которое подтверждено документально (согласно бухгалтерскому балансу общества на л.д.22-23 непокрытый убыток на ДД.ММ.ГГГГ составлял -<данные изъяты> руб., кредиторская задолженность предприятия составляет <данные изъяты> руб.) и приходит к выводу о возможности снижения назначенного ЗАО «Подгоренский цементник» штрафа в соответствии с положениями ч.3, ч.3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, установленного санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и ниже половины минимального размера ч.3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно: до 100000 рублей. При этом суд учитывает также то обстоятельство, что у общества не было возможности воспользоваться своими процессуальными правами на стадии рассмотрения начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям дела об административном правонарушении, так как определение Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела (ДД.ММ.ГГГГ в 12 час.30 мин.) ЗАО «Подгоренский цементник» было получено только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела на 5-10 тома №2. Более того, доказательств того, что ранее ЗАО «Подгоренский цементник» привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,- не представлено и это судья признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность, как и признание обществом своей вины; обстоятельств же, отягчающих административную ответственность по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении закрытого акционерного общества «Подгоренский цементник» в части назначенного наказания изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 100000 рублей. В остальной части постановление вышеуказанного должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ендовицкая А.В.

1версия для печатиДело № 12-п32/2020 (Определение)