Дело № 2а-430/2020
№ 12RS0002-01-2020-000647-47
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 22 июня 2020 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Яковлевой А.Ю., с участием заместителя прокурора Шабердиной Л.Н., главы администрации ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
прокурора <адрес> к Красноярской сельской администрации Звениговского муниципального района о возложении обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Марий Эл, действуя в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к Красноярской сельской администрации с административным иском, указанным выше, просит признать незаконными бездействие, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, обязать провести антикоррупционную экспертизу правовых актов согласно перечню.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проверено исполнение законодательство о противодействии коррупции Красноярской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в ходе которой выявлены отдельные нарушения. Администрацией поселения вопреки указанным нормам закона не проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых в четвертом квартале <дата> года и первом квартале <дата> года, а также их проектов. Не проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: постановление администрации от <дата>№ «Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение»; постановление администрации от <дата>№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» от <дата> года № «Об утверждении Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образовании «Красноярское сельское поселение»; постановление от <дата>№ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»; постановление от <дата>№ «Об утверждении Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета на территории Красноярского сельского поселения»; постановление от <дата>№ «Об отдельных вопросах организации антикоррупционной работы в Красноярской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл»; постановление от <дата>№ «Об утверждении стоимости и требований к качеству слуг, предоставляемых на безвозмездной основе супругу, близкому родственнику, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего»; постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение», утвержденный постановлением от <дата>№»; постановление от <дата>№ «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении муниципального имущества»; постановление от <дата>№ «Об утверждении Положения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях на территории Красноярского сельского поселения»; постановление от <дата>№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» от <дата>№ «Об утверждении административного регламента «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Красноярское сельское поселение», а также посадки (взлета) на площадки, расположенные в границах муниципального образования «Красноярское сельское поселение», сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации»; постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации МО «Красноярское сельское поселение» от <дата>№»; постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации МО «Красноярское сельское поселение» от <дата>№».
В судебном заседании заместитель прокурора Шабердина Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика глава администрации ФИО1 в судебном заседании иск признал в полном объеме, о чем подано соответствующее заявление, приобщено к материалам дела, правовые последствия признания иска разъяснены и понятны.
Заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу положений статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальный правовой акт это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется, в том числе путем применения мер по антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон №172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ).
Судом установлено, что требования законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрацией поселение не исполняется. Не проведена антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, принятых в 4 квартале 2019 года и 1 квартале 2020 года.
Между тем, основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (ст.2 Федерального закона №172-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии с нормами статей 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание иска административным ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание административным ответчиком заявленных требований судом принимается.
Непринятие администрацией поселения мер по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов создает условия для нарушения прав граждан, иных заинтересованных лиц, при применении.
Способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со статьей12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Красноярской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
Обязать Красноярскую сельскую администрацию Звениговского муниципального района <адрес> Эл провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:
постановление администрации от <дата>№ «Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение»;
постановление администрации от <дата>№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» от <дата> года № «Об утверждении Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образовании «Красноярское сельское поселение»;
постановление от <дата>№ «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»;
постановление от <дата>№ «Об утверждении Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета на территории Красноярского сельского поселения»;
постановление от <дата>№ «Об отдельных вопросах организации антикоррупционной работы в Красноярской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл»;
постановление от <дата>№ «Об утверждении стоимости и требований к качеству слуг, предоставляемых на безвозмездной основе супругу, близкому родственнику, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего»;
постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение», утвержденный постановлением от <дата>№»;
постановление от <дата>№ «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении муниципального имущества»;
постановление от <дата>№ «Об утверждении Положения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях на территории Красноярского сельского поселения»;
постановление от <дата>№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» от <дата>№ «Об утверждении административного регламента «Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией муниципального образования «Красноярское сельское поселение», а также посадки (взлета) на площадки, расположенные в границах муниципального образования «Красноярское сельское поселение», сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации»;
постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации МО «Красноярское сельское поселение» от <дата>№»;
постановление от <дата>№ «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации МО «Красноярское сельское поселение» от <дата>№», в срок не позднее месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.